Личность как предмет социологического анализа

В повседневном и научном языке очень часто встреча­ются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как сино­нимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек — понятие самое общее, родовое. Инди­вид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем раз­личия проводятся на самых разных уровнях — биохимичес­ком, нейрофизиологическом, психологическом, социаль­ном идр. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социаль­ной) сущности человека и индивида, т. е. акцент на социальном начале.

Личность в структуре гуманитарных наук:

Философия – рассматривает личность с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества.

Психология – рассматривает личность в качестве устойчивой целостности психологических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и др.

Одним из центральных направлений социологи является исследование личности. Это обуславливается рядом факторов:

* личность является одним из главных субъектов общественных отношений;

* функционирование общества невозможно без учета потребностей и интересов личности;

* личность представляет собой индикатор общественного развития.

В социологии личность определяется как:

I) системное качество индивида, определяемое его включенностью в об­щественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

2) субъект социальных отноше­ний и сознательной деятельности.

Социальные качества человека: социально определенная цель деятельности, социальные роли и позиции, нормы и ценности, уровень образованности, профессиональная подготовка, трудоспособность, самостоятельность в принятии решений, активность.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:

1) био­логические, генетически заданные предпосылки;

2) нали­чие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодей­ствующий с социальной средой, еще не человек в собствен­ном смысле слова.

Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и про­является его сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные ос­новы формирования личностных качеств, социальное со­держание и социальные функции существующих в обще­стве типов личности, т. е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель. Конеч­но же, личность, с точки зрения социологии, обозначает еди­ничного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодей­ствию с другими людьми и тем самым способствующего ста­билизации и развитию общественных отношений.

Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах:

1) изучение личности как соци­альной системы, элемента социальных общностей и инсти­тутов;

2) изучение личности как объекта социальных отно­шений (воздействие общества на личность, в том числе и о процессе ее социализации, воспитания);

3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: