Ролевая теория личности
Ролевая теория личности представляет собой интеграцию достижений социологии и психологии в изучении личности. Основные положения ролевой теории личности сформированы в социальной психологии Дж. Мидом, а в социологии - социальным антропологом Р. Линтоном. Дж. Мид главное внимание уделяет «научению роли», освоению ролей в процессах межличностного взаимодействия интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны «значимых» для данного индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Р. Линтон выделяет прежде всего социокультурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также поддержание ролевых требований системой общественных и групповых санкций. В рамках ролевой теории личности были выявлены такие феномены, как «ролевой конфликт» - переживание субъектом неодноначности или противоречивости ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию.
Марксистская теория личности
Акцент смещен на классовое осознание своей роли в обществе. Личность как таковая игнорируется обществом.
Диспозиционная теория личности (Т. Знанецкий)
Теория саморегуляции социального поведения личности. Диспозиция - это предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности, определенному поведению в этих условиях. Диспозиции включают:
а) концепцию жизни и ценностные ориентации;
б) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации.
Социометрическое направление
Представляет группу через анализ внугригрупповых отношений.
Психоаналитическая ориентация
Базируется на идеях 3. Фрейда, фокусируя внимание на мотивационных и защитных механизмах личности. Эти идеи легли в основу ряда теорий групповой динамики.