Своим происхождением слово «политика» обязано выдающемуся древнегреческому мыслителю Аристотелю (IV век до н. э.).
Политика — это особый способ регулирования отношений между большими социальными общностями (классами, сословиями, нациями), основанный на писаных законах и опирающийся на политическую власть.
Политика, как особый вид регуляции социальной жизни необходима для того, чтобы согласовывать интересы различных социальных слоев и групп, вырабатывать общие, обязательные для всех правила и нормы и осуществлять контроль за их выполнением.
Политология— наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании, культуре и т. д.
Предметом исследования политологии как науки является политическая жизнь общества во всех ее проявлениях. Можно выделить три основные направления политических исследований.
1. Одним из основных направлений является исследование политических институтов. Оно предполагает изучение таких явлений как государство, политическая власть, право, политические партии, политические и общественно-политические движения и другие формализованные и неформализованные политические институты. При этом надо иметь ввиду, что институты — это не здания и не люди, которые их заполняют.
Политические институты (от латинского institutum установление, учреждение) — это совокупность — устоявшихся правил, норм, традиций, принципов, регулируемых процессы и отношения в той или иной области политики. Например, институт президенства регламентиует процедуру избрания президента, пределы его компетенции, способы переизбрания или отстранения его от должности и т. д.
2. Другим направлением исследования политической науки являются политические процессы и явления. Это направление предполагает выявление и анализ объективных законов и закономерностей развития политической системы общества, а также разработку различных политических технологий для их практического применения.
3. Третьим направлением политических исследований являются: политическое сознание, политическая психология и идеология, политическая культура,поли тическое поведение людей и его мотивация, а также способы коммуникации и управления всеми этими явлениями.
В качестве самостоятельного направления можно выделить политические исследования, изучающие внешнеполитическую деятельность государства и международный политический процесс.
Функции политологии:
- познавательная функция позволяет получить определенную сумму знаний о политической жизни, её закономерностях;
- прогностическая функция состоит в познании объективных тенденций в социальной и полтической сферах жизни, анализ реальной политической ситуации и возможности достижения оптимальных политичечких решений;
- нормативно-инструментальная функция заключается в обосновании политического действия, его средств и методов;
- экспертная функция является основой оценки тех или иных политических проектов с точки зрения соответствия их выводам политической науки, общественным потребностям и принятым в обществе политическим и моральным ценностям;
- идеологическая функция выступает научной базой для формирования идеалов и интересов;
- мировоззренческая функция отражает изменение системы взглядов личности, социальных общностей и роль в них политических знаний;
- практически-деятельностные функции определяются по характеру политической деятельности субъектов.
Применение тех или иных методов в политической науке обусловлено всем ходом ее исторического развития и наличием в «арсенале» человечества конкретных методов исследования.
Институциональный метод ориентируется на исследование политических институтов: государства, партии, политических организаций и движений, избирательных систем и иных регуляторах политической деятельности и политического процесса.
Социологический метод предполагает выявление социальной обусловленности политических явлений, раскрывает социальную природу власти, определяет политику как взаимодействие больших социальных общностей. Основанный на конкретных социологических исследованиях (сборе и анализе реальных фактов), социологический метод заложил основу прикладной политологии, ориентированной на практическое применение результатов исследования.
Сравнительный (компаративный) метод использовался уже в античные времена. Так, Платон и Аристотель, на основании сравнения различных политических режимов, определяли «правильные» и «неправильные» формы государства, и конструировали в своих теоретических трудах наиболее совершенные (идеальные), по их мнению, формы государственного устройства.
В настоящее время сравнительный метод широко используется в политических исследованиях, а сравнительная политология является отдельным, относительно самостоятельным, научным направлением в структуре общей политической науки.
Антропологический метод анализирует политические явления исходя из природной коллективистской сущности человека.
Психологический метод предполагает изучение психологических механизмов поведения и мотивации. В качестве научного направления они возник в XIX веке. В его основу легли многие значимые идеи античных мыслителей (Конфуция, Аристотеля, Сенеки) и ученых Нового времени (Макиавелли, Гоббса, Руссо).
Значительное место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал 3. Фрейд. С помощью психоанализа исследуются бессознательные психические процессы и мотивации, которые способны оказывать активное воздействие на политическое поведение.
Бихевиористический метод основывается на эмпирических наблюдениях за социальным поведением индивидов и групп. При этом приоритет отдается изучению индивидуальных характеристик. Этот метод способствовал изучению электорального поведения избирателей и разработке предвыборных технологий.
Структурно-функциональный анализ предполагает, что политическая сфера, как и общество в целом, представляет собой сложную систему (структуру), состоящую из множества взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную, свойственную лишь ему, функцию.
Системный подход как отдельное направление в политических исследованиях возникает в 50 — 60 годах XX века. Системный подход по сути становится альтернативой бихевиоризму, так как в отличие от последнего, рассматривает политическую сферу как целостную, саморегулирующуюся систему, находящуюся в непосредственном взаимодействием с внешней средой.
Кроме перечисленных методов в политических исследованиях существуют и другие. Например, такие как метод экспериментных оценок, моделирование политических процессов, онтологический подход, исторический подход и т. д.
В современной политической науке существуют два основных уровня исследования: теоретический и прикладной.
Теоретическая политология занимается разработкой общих (функциональных) методов исследования политической сферы общества, Но при этом все теоретические разработки, так или иначе, направлены на решение практических задач.
Прикладная политология исследует конкретные политические ситуации с целью получения необходимой информации, разработки политических прогнозов, практических советов, рекомендаций и т. д.
Очевидно, первые попытки понять и осмыслить политику уходят в те далекие времена, когда в обществе начали возникать первые политические институты. Наиболее ранние представления о причинах возникновения и функциях государственных (политических) формах организации общества носили религиозно-мифологический характер. Об этом, в частности, свидетельствуют дошедшие до нас представления Древних египтян о божественном происхождении своих правителей (фараонов). По древнекитайскому мифу, власть императора имеет божественное происхождение, а сам он является одновременно сыном неба и отцом своего
народа.
В VI — IV вв. до н. э. благодаря трудам таких знаменитых мыслителей древности как Конфуций, Платон, Аристотель, политические взгляды и представления начинают приобретать самостоятельный концептуальный характер. Появляются первые теоретические категории, определения (дефиниции) и целые концепции, носившие философско-этические формы. В этот же период появляется и само понятие «политика» (Аристотель).
В средние века политическая наука развивается в рамках религиозной концепции, суть которой сводилась к обожествленному происхождению власти. Наиболее яркими представителями этой концепции являются Аврелий Августин и Фома Аквинский.
Августин Аврелий (354 – 430) – епископ Гиппонский, один из создателей христианской политической теории. В своем сочинении «О граде божием» он изложил свою политическую доктрину. Августин резко противопоставляет церковь и государство: «град божий» и «град земной». Град земной включает в себя дьявольскую волю, становится общественным тираном. Истинное же государстве, по мнению Августина, будет реализовано только после второго пришествия Христа, когда произойдет окончательное отделение праведных и грешников.
Государство рассматривается Августином как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку. Для совершенствования государственного управления Августин предлагает идеи обновления града земного в русле христианский добродетели и гуманизма.