Объектом политологии является политика

Своим происхождением слово «политика» обязано выдающемуся древнегреческому мыслителю Аристо­телю (IV век до н. э.).

Политика — это особый способ регулирования отношений между большими социальными общностя­ми (классами, сословиями, нациями), основанный на писаных законах и опирающийся на политическую власть.

Политика, как особый вид регуляции социальной жизни необходима для того, чтобы согласовывать ин­тересы различных социальных слоев и групп, выраба­тывать общие, обязательные для всех правила и нор­мы и осуществлять контроль за их выполнением.

Политология— наука о политике, о закономерно­стях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их фун­кционирования и развития, о методах управления по­литическими процессами, о политическом сознании, культуре и т. д.

Предметом исследования политологии как науки является политическая жизнь общества во всех ее проявлениях. Можно выделить три основные направ­ления политических исследований.

1. Одним из основных направлений является иссле­дование политических институтов. Оно предполагает изучение таких явлений как государство, политическая власть, право, политические партии, политические и общественно-политические движения и другие формализованные и неформализованные политические инсти­туты. При этом надо иметь ввиду, что институты — это не здания и не люди, которые их заполняют.

Полити­ческие институты (от латинского institutum установ­ление, учреждение) — это совокупность — устоявших­ся правил, норм, традиций, принципов, регулируемых процессы и отношения в той или иной области политики. Например, институт президенства регламентиует процедуру избрания президента, пределы его компетенции, способы переизбрания или отстранения его от должности и т. д.

2. Другим направлением исследования политичес­кой науки являются политические процессы и явления. Это направление предполагает выявление и анализ объективных законов и закономерностей развития политической системы общества, а также разработку различных политических технологий для их практичес­кого применения.

3. Третьим направлением политических исследо­ваний являются: политическое сознание, политическая психология и идеология, политическая культура,поли ­ тическое поведение людей и его мотивация, а также способы коммуникации и управления всеми этими явлениями.

В качестве самостоятельного направления можно выделить политические исследования, изучающие внешнеполитическую деятельность государства и меж­дународный политический процесс.

Функции политологии:

- познавательная функция позволяет получить определенную сумму знаний о политической жизни, её закономерностях;

- прогностическая функция состоит в познании объективных тенденций в социальной и полтической сферах жизни, анализ реальной политической ситуации и возможности достижения оптимальных политичечких решений;

- нормативно-инструментальная функция заключается в обосновании политического действия, его средств и методов;

- экспертная функция является основой оценки тех или иных политических проектов с точки зрения соответствия их выводам политической науки, общественным потребностям и принятым в обществе политическим и моральным ценностям;

- идеологическая функция выступает научной базой для формирования идеалов и интересов;

- мировоззренческая функция отражает изменение системы взглядов личности, социальных общностей и роль в них политических знаний;

- практически-деятельностные функции определяются по характеру политической деятельности субъектов.

Применение тех или иных методов в политичес­кой науке обусловлено всем ходом ее исторического развития и наличием в «арсенале» человечества кон­кретных методов исследования.

Институциональный метод ориентируется на исследование политических институтов: государства, партии, политических организаций и движений, изби­рательных систем и иных регуляторах политической деятельности и политического процесса.

Социологический метод предполагает выявление социальной обусловленности политических явлений, раскрывает социальную природу власти, определяет политику как взаимодействие больших социальных общностей. Основанный на конкретных социологичес­ких исследованиях (сборе и анализе реальных фактов), социологический метод заложил основу прикладной политологии, ориентированной на практическое при­менение результатов исследования.

Сравнительный (компаративный) метод ис­пользовался уже в античные времена. Так, Платон и Аристотель, на основании сравнения различных политических режимов, определяли «правильные» и «неправильные» формы государства, и конструировали в своих теоретических трудах наиболее совершенные (идеальные), по их мнению, формы государ­ственного устройства.

В настоящее время сравнительный метод широко используется в политических исследованиях, а срав­нительная политология является отдельным, относи­тельно самостоятельным, научным направлением в структуре общей политической науки.

Антропологический метод анализирует политичес­кие явления исходя из природной коллективистской сущности человека.

Психологический метод предполагает изучение психологических механизмов пове­дения и мотивации. В качестве научного направления они возник в XIX веке. В его основу легли мно­гие значимые идеи античных мыслителей (Конфуция, Аристотеля, Сенеки) и ученых Нового времени (Маки­авелли, Гоббса, Руссо).

Значительное место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал 3. Фрейд. С помощью психоанализа исследуются бес­сознательные психические процессы и мотивации, которые способны оказывать активное воздействие на политическое поведение.

Бихевиористический метод основывается на эм­пирических наблюдениях за социальным поведением индивидов и групп. При этом приоритет отдается изу­чению индивидуальных характеристик. Этот метод способствовал изучению электорального поведения избирателей и разработке предвыборных технологий.

Структурно-функциональный анализ предполага­ет, что политическая сфера, как и общество в целом, представляет собой сложную систему (структуру), со­стоящую из множества взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную, свой­ственную лишь ему, функцию.

Системный подход как отдельное направление в политических исследованиях возникает в 50 — 60 годах XX века. Системный подход по сути становится альтерна­тивой бихевиоризму, так как в отличие от последнего, рассматривает политическую сферу как целостную, саморегулирующуюся систему, находящуюся в непос­редственном взаимодействием с внешней средой.

Кроме перечисленных методов в политических исследованиях существуют и другие. Например, такие как метод экспериментных оценок, моделирование политических процессов, онтологический подход, ис­торический подход и т. д.

В современной политической науке существуют два основных уровня исследования: теоретический и прикладной.

Теоретическая политология занимается разработ­кой общих (функциональных) методов исследования политической сферы общества, Но при этом все тео­ретические разработки, так или иначе, направлены на решение практических задач.

Прикладная политология исследует конкретные политические ситуации с целью получения необходи­мой информации, разработки политических прогнозов, практических советов, рекомендаций и т. д.

Очевидно, первые попытки понять и осмыслить политику уходят в те далекие времена, когда в обществе начали возникать первые политические институты. Наиболее ранние представления о причинах возникно­вения и функциях государственных (политических) формах организации общества носили религиозно-ми­фологический характер. Об этом, в частности, свидетель­ствуют дошедшие до нас представления Древних егип­тян о божественном происхождении своих правителей (фараонов). По древнекитайскому мифу, власть импе­ратора имеет божественное происхождение, а сам он является одновременно сыном неба и отцом своего

народа.

В VI — IV вв. до н. э. благодаря трудам таких знаме­нитых мыслителей древности как Конфуций, Платон, Аристотель, политические взгляды и представления начинают приобретать самостоятельный концептуаль­ный характер. Появляются первые теоретические категории, определения (дефиниции) и целые концепции, носившие философско-этические формы. В этот же период появляется и само понятие «политика» (Арис­тотель).

В средние века политическая наука развивается в рамках религиозной концепции, суть которой своди­лась к обожествленному происхождению власти. Наи­более яркими представителями этой концепции явля­ются Аврелий Августин и Фома Аквинский.

Августин Аврелий (354 – 430) – епископ Гиппонский, один из создателей христианской политической теории. В своем сочинении «О граде божием» он изложил свою политическую доктрину. Августин резко противопоставляет церковь и государство: «град божий» и «град земной». Град земной включает в себя дьявольскую волю, становится общественным тираном. Истинное же государстве, по мнению Августина, будет реализовано только после второго пришествия Христа, когда произойдет окончательное отделение праведных и грешников.

Государство рассматривается Августином как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку. Для совершенствования государственного управления Августин предлагает идеи обновления града земного в русле христианский добродетели и гуманизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: