Содержание. Под редакцией Н. Н. Зинченко

ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ

Под редакцией Н.Н. Зинченко

Учебное пособие

Рекомендовано учебно-методическим объединением

для использования в работе ССУЗ Архангельской области

Архангельск 2010

Коллектив авторов: Березина И.С., Бритвин В.В., Гольчикова Н.Ю., Дожук И.В., Евграфова Л.Э., Клюшина Л.В., Любов А.С., Мельникова М.А., Невзорова Л.В., Решетникова Н.Ю., Тихонова О.Н., Шмакова О.Ф., Шубина Ю.Н., Юрьева Л.К. / под общей редакцией Зинченко Н.Н. Школа здоровья. Учебное пособие. ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж», Архангельск, 2010.

Рассмотрено и рекомендовано на заседании цикловых методических комиссий общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин; общепрофессиональных дисциплин; терапии; педиатрии и основ сестринского дела; хирургии и узких клинических дисциплин; специальных фармацевтических и лабораторных дисциплин Архангельского медицинского колледжа.

Материал учебного пособия соответствует программе факультативной дисциплины «Школа здоровья», содержит теоретические материалы, соответствующие современным научным представлениям по различным аспектам здорового образа жизни

Учебное пособие предназначено для студентов 1, 2 курсов всех специальностей среднего профессионального образования по направлению подготовки 060000 Здравоохранение.

Рецензенты: Шабалина О.Б. – эксперт отдела организации медицинской помощи управления по здравоохранению министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области, врач высшей квалификационной категории

Пиковская Г.А. – зав. отделениями «Акушерское дело», «Сестринское дело», «Стоматология ортопедическая», «Лабораторная диагностика», «Фармация» высшей квалификационной категории ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж».

© И.С. Березина, В.В. Бритвин, Н.Ю. Гольчикова, И.В. Дожук, Л.Э. Евграфова, Н.Н. Зинченко, Л.В. Клюшина, А.С. Любов, М.А. Мельникова, Л.В. Невзорова, Н.Ю. Решетникова, О.Н. Тихонова, О.Ф. Шмакова, Ю.Н. Шубина, Л.К. Юрьева

© Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Архангельский медицинский колледж», 2010

Усл. печ. л. 5,75

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗДОРОВЬЕ?. 7

ГЛАВА 2. ФИЛОСОФИЯ ОПТИМИЗМА И.И. МЕЧНИКОВА.. 13

ГЛАВА 3. РЕЖИМ ДНЯ СТУДЕНТА.. 18

ГЛАВА 4. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ. 23

ГЛАВА 5. КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ.. 27

ГЛАВА 6. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА.. 30

ГЛАВА 7. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ.. 39

ГЛАВА 8. ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.. 51

ГЛАВА 9. МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ.. 57

ГЛАВА 10. МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ.. 66

ГЛАВА 11. ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ И ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ.. 69

ЭПИЛОГ. 83

ПРИЛОЖЕНИЕ. КАРТА ЗДОРОВЬЯ.. 85

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 91

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 92

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ.. 93

ВВЕДЕНИЕ

Цели развития здравоохранения, определённые в Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 включают:

· прекращение к 2011 году убыли населения Российской Федерации и доведение численности до 145 млн. человек к 2020 году;

· увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет;

· снижение общего коэффициента смертности до 10 на 1000 населения (рассчитывается как отношение числа умерших за год к среднегодовой численности населения);

· формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности употребления табака среди населения до 25% и снижение потребление алкоголя до 9 л в год на душу населения;

Одной из основных задач развития здравоохранения является создание условий, возможностей и мотивации населения Российской Федерации для ведения здорового образа жизни

В настоящее время приверженность здоровому образу жизни населения России остаётся достаточно низкой, поэтому в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» предстоит сделать очень многое, уделяя большое внимание медико-санитарному просвещению и пропаганде здорового образа жизни.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом выпускник колледжа должен:

– вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

– проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения;

– проводить санитарно – гигиеническое воспитание населения;

– участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Программа дисциплины «Школа здоровья» ставит своей целью выработку у студентов установки на ведение здорового образа жизни, а также формирование профессиональных компетенций, необходимых для консультирования пациента и его семьи по различным аспектам здорового образа жизни. На сегодняшний день существует огромное количество литературы по здоровому образу жизни, однако не вся информация имеет научный характер, требуется её отбор и издание в виде единого пособия, позволяющего изучить различные аспекты здорового образа жизни.

Учебное пособие «Школа здоровья» содержит необходимые теоретические материалы, соответствующие современным научным представлениям, по следующим темам:

· Что мы знаем о здоровье?

· Философия оптимизма И.И. Мечникова

· Режим дня студента

· Двигательная активность

· Культура питания

· Личная гигиена

· Вредные привычки

· Профилактика инфекционных заболеваний

· Мониторинг здоровья

· Медицинские осмотры

· Обучение пациентов и пропаганда здорового образа жизни

· Духовно – нравственное здоровье.

В качестве приложения в пособии представлена «Карта здоровья», разработанная коллективом преподавателей Архангельского медицинского колледжа.

Возможность изучения дисциплины «Школа здоровья» базируется на знаниях и умениях, приобретённых при изучении «Биологии с основами генетики», «Анатомии и физиологии человека», «Гигиены и экологии», «Основ сестринского дела», «Физической культуры».

Учебное пособие предназначено для студентов 1, 2 курса всех специальностей среднего профессионального образования по направлению подготовки 060000 Здравоохранение. Программа факультативной дисциплины «Школа здоровья» рассчитана на 32 часа аудиторного времени, (семинарско – практические занятия).

Знания и умения, полученные студентами после изучения дисциплины, позволят применять их не только в повседневной деятельности, но и в профессиональной работе в любом лечебно-профилактическом учреждении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: