Эффективная воспитательная работа в детском лагере во многом начинается с проективной деятельности. В современной науке проектирование связывают, прежде всего, с постановкой цели, формированием программ, разработкой планов, конструированием и селекцией (отбором) средств получения ожидаемых результатов. Все это позволяет определить логику проектировочной деятельности и конечный результат каждого из ее этапов.
Программа – средство планирования и фиксации деятельности какого-либо коллектива, организации или отдельного человека, комплексно описывающее цель(-и), задачи деятельности, способ (механизм реализации) и условия их достижения.
Следует отметить, что одним из важных достоинств программы является то, что именно эта форма планирования (в отличие от обычных планов, расписаний, графиков и др.) подготавливает содержание будущей деятельности к его переводу на уровень, обеспечивающий максимальное осознание каждым исполнителем своей роли и индивидуальных задач в процессе достижения поставленной(ых) цели (ей).
|
|
При разработке программ любой степени сложности в первую очередь необходимо:
• знать непосредственных участников, исполнителей и заказчиков (потребителей результатов), на которых рассчитана данная программа;
• определить направленность и взаимосвязь разрабатываемой программы с аналогичными и смежными программами (от федерального уровня до программ конкретной организации - например, для условий детского лагеря: связь программ лагеря и отряда).
Здесь в свою очередь очень важно учесть:
- наличие взаимовлияния;
- снятие возможности дублирования;
- конкретность (в нашем случае - чем ближе к ребёнку, тем определеннее, точнее, понятнее должно быть содержание программы);
• знать и учитывать местные социально- экономические, этнические условия, особый уклад жизни людей, традиции и т.д. (в нашем случае специфику и направленность функционирования детского учреждения, наличие временных детских коллективов различного возраста и т.д.);
• осуществлять оценку имеющихся и необходимых ресурсов (финансовые возможности заказчиков, исполнителей, иных участников, имеющийся кадровый потенциал, наличие материальной базы).
В современной литературе понятие «программа лагеря» трактуется неоднозначно. Так, под программой лагеря зачастую понимают и концептуальные основы деятельности лагеря, и тематический план, и содержание деятельности участников воспитательного процесса и другое. Ю.Н. Таран[13] определяет программу лагеря как:
1) один из основных документов (наряду с Уставом) в деятельности лагеря;
2) результат программирования, под которым нужно понимать четкое определение цели деятельности лагеря, выбор эффективных форм и методов ее достижения;
|
|
3) модель будущей деятельности ДОЛ, в которой должны быть даны ответы на вопросы: каково реальное положение лагеря сегодня, а именно педагогический и социально-экономический аспекты? Какой хотелось бы видеть деятельность лагеря? Что надо сделать, чтобы приблизить реальное состояние к желаемому?
Программа – средство борьбы против стихийности и формализма в деятельности многих педагогических коллективов, ее разработка заставляет администрацию и педагогов лагеря осмысливать сущность своей деятельности, свою воспитательную позицию. Программа показывает, как с учетом конкретных условий в лагере создается нетрадиционная модель воспитания, оздоровления и развития детей. Работа детского лагеря программируется (в ней соединяются усилия детей, родителей, владельцев, администрации, педагогов и сотрудников лагеря) – это означает, что программа помогает всем участникам осознать цель их совместной действий, понять чего от них ждут, и скоординировать совместную деятельность (чтобы детям лучше отдыхалось, а команде лагеря лучше работалось).
Типы программ [14]
По направленности:
- комплексная – это программа разноплановой деятельности лагеря, включающей различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей;
- профильная (специализированная) – программа с одним ведущим направлением деятельности, ориентированный чаще всего на определенную категорию и контингент детей.
Например, социально-педагогические проекты специализированных смен для детей-инвалидов, для подростков с девиантным поведением, юных лидеров детско-подростковых организаций и т. п. — это профильные лагерные программы. Но, подчеркнем, выделение ведущего направления не означает, что в содержании программы будут отсутствовать другие «лагерные» виды деятельности.
По продолжительности:
- д олгосрочные – рассчитанные на реализацию в течение ряда лет (такие программы представляют собой и развитие лагеря);
- краткосрочные – программы реализуются в течении небольшого срока (оптимальный период – одна лагерная смена).
По авторству:
- авторские – программы, разработанные командой лагеря, имеющие оригинальную идею, нетрадиционный подход в организации жизнедеятельности детей и взрослых в лагере;
- заимствованные (адаптированные) – программы переработанные, исходя из конкретных условий своего лагеря. Списать программу можно, но работать по ней, если она не «перекроена» под конкретные условия, невозможно.