Муниципальной программы

В современных условиях система образования становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Уровень образованности населения, развитость образовательной инфраструктуры является обязательным условием развития общества и экономики.

Понятие «качество образования» в настоящее время приобретает новый смысл и предполагает развитие такой системы образования, которая была бы эффективна с точки зрения подготовки людей к быстро меняющимся условиям, и незамедлительно реагировала на потребности рынка труда.

Главный результат образовательной деятельности - качественно подготовленный на каждом уровне образования выпускник: конкурентоспособный, социализированный, успешный в жизни. И это касается и дошкольников, и взрослых людей, получающих образование.

В то же время важной составляющей современной системы образования является задача формирования у людей таких качеств, как нравственность, патриотизм, духовность, творчество, самостоятельность, способность к приобретению новых знаний.

Содержание профессиональной педагогической и управленческой деятельности определяется государственными образовательными стандартами, которые являются совокупностью трех систем требований: к структуре и содержанию основных образовательных программ, результатам их освоения и условиям реализации. Иначе говоря, триединство требований: содержание, результат, условия.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 01.09.2013, дано определение «качеству образования», которое представляется как комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и (или) федеральным государственным требованиям, потребностям заказчика образовательных услуг, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

В свою очередь это определило основные направления и приоритеты образовательной политики муниципальной системы образования. Поставило новые задачи перед городом в части построения муниципальных систем оценки качества образования, выраженных в конкретных целевых показателях.

Объектами оценки качества образования являются муниципальная система образования, образовательные учреждения, организация образовательного процесса в отдельном образовательном учреждении, качество деятельности педагога, образовательные (учебные и внеучебные) достижения обучающихся.

Руководствуясь стратегической целью муниципального образования, реализуя государственную, региональную и муниципальную политику в области образования детей, направленную на качественное исполнение установленных действующим законодательством функций, деятельность образовательных учреждений направлена на достижение следующих целей:

- обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения;

- совершенствование финансово-экономических механизмов модернизации системы образования;

- повышение механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в региональных и иных сопоставительных исследованиях;

- развитие инновационного характера образования;

- обеспечение организационно-правовых механизмов управления образованием и усиление государственной и общественной поддержки системы образования.

В городе Обнинске созданы все условия для получения гарантированного государством общедоступного и бесплатного общего образования. Этому способствует сеть образовательных учреждений.

Муниципальное образование города, развивающееся в новых системных условиях модернизации, представляет собой совокупность 23 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, одно из которых - начальная школа - детский сад компенсирующего вида № 35, 20 средних общеобразовательных школ, 4 из которых являются негосударственными, а также 2 учреждения дополнительного образования детей. Общий контингент воспитанников образовательных учреждений города на 1 июня 2014 года составил -- 16837 человек, из них:

- 5850 (35 %) – доля воспитанников МБДОУ;

- 10334 (61 %) – доля обучающихся в МБОУ СОШ;

- 653 (4 %) – доля обучающихся в НОУ СОШ.

Управление образования г. Обнинска является главным распорядителем средств местного бюджета, выделяемых на финансовое обеспечение подведомственных Управлению образования г. Обнинска учреждений образования детей, на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий, средств, выделяемых на целевые программы и мероприятия в области образования, выполнение полномочий по обеспечению государственных гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах учреждения местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, относится к вопросам местного значения муниципального образования «Город Обнинск». К полномочиям местного самоуправления отнесено обеспечение доступности дошкольного и дополнительного образования детей. От перспективного планирования развития муниципальной системы образования зависит степень удовлетворенности населения качеством муниципальных образовательных услуг, соответствующих современным требованиям.

Приоритетной задачей является обеспечение доступности дошкольного образования. Несмотря на существенные меры по обеспечению потребности жителей города в услугах дошкольного образования проблема дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях остается актуальной.

Проблема общедоступности дошкольного образования может быть решена за счет развития различных форм дошкольного образования, в том числе создания семейных групп, более гибкой системы режимов пребывания детей в детском саду, строительства новых детских садов и возврата в сеть дошкольных образовательных учреждений после капитального ремонта зданий, использующихся не по назначению.

Для обеспечения качества дошкольного образования важен профессиональный уровень воспитателей.

Система общего образования является центральным звеном муниципальной системы образования.

Существенным показателем устойчивого характера развития муниципальной системы образования является взвешенный и обоснованный подход общеобразовательных учреждений к проектированию содержания образования. В учебных планах общеобразовательных учреждений существенно сократилось количество одночасовых предметов и курсов, увеличилось количество часов на преподавание предметов федерального компонента содержания образования. Данная тенденция обоснована изменениями в нормативной правовой базе функционирования образовательных учреждений, реализацией федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

В целях создания условий для получения качественного образования детьми осуществлялось повышение квалификации учителей общеобразовательных учреждений, обеспечение школ широкополосным доступом к сети «Интернет», модернизация материально-технической базы, в том числе оснащение компьютерным оборудованием, оборудованием для школьных столовых, учебным, учебно-лабораторным, спортивным, интерактивным оборудованием. 100 процентов общеобразовательных учреждений имеют официальные сайты.

Обеспечение оздоровления детей и подростков, защита их прав и подготовка к полноценной жизни в обществе является одним из важнейших принципов государственной политики в интересах детей. Организация отдыха и оздоровления детей - важнейшая социальная задача, требующая особого внимания и консолидации усилий всех участников процесса социального становления детей и подростков.

Основным элементом в организации отдыха и оздоровления детей является межведомственное взаимодействие, которое осуществляется через создание единого правового поля, порядка финансирования, координацию деятельности, реализацию функций государственного контроля, информационное обеспечение и развитие организаций, оказывающих услуги по организации отдыха и оздоровления детей.

Высокий уровень детской заболеваемости, беспризорности и безнадзорности требует поиска новых путей развития системы отдыха и оздоровления детей. Решение этих вопросов позволит в свободное от учебы время не только приобщить детей к труду, но и вовремя предупредить различные асоциальные явления, снизить социальную напряженность, оказать благоприятное воздействие на формирование их характера, нравственных устоев, моральных качеств.

В период школьных каникул с приостановкой учебного процесса в образовательных учреждениях, появляется большое количество свободного времени у учащихся, которое необходимо организовать, используя весь возможный потенциал с целью оздоровления и занятости детей и подростков, создания условий для укрепления их здоровья, безопасности и творческого развития, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Значительное число современных проблем в системе общего образования, связано с негативной динамикой здоровья детей и подростков. Особую тревогу вызывает сам характер нарушений, которые часто являются следствием перенапряжения детского организма в процессе адаптации к качеству образовательной среды. В период получения общего образования организм учащегося испытывает повышенные нагрузки как умственные, так и физические.

Соблюдение принципов рационального, сбалансированного, щадящего питания, оптимальное формирование рациона питания учащихся, правильное составление меню и приготовление пищи – важнейшие компоненты оздоровления детей с болезнями органов пищеварения и нарушения обмена веществ.

Поэтому в программе школы здоровье ребенка рассматривается не только как цель, содержание и результат образовательного процесса, но и как критерий оценки качества и эффективности педагогической деятельности.

Последние десятилетия система дополнительного образования детей находилась на периферии внимания государства. В соответствии с федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия в сфере дополнительного образования детей переданы на муниципальный уровень.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 № 273-ФЗ определяет «право на предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях» полномочиями органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования.

Анализ качества и доступности сферы дополнительного образования указывает на недостаточность программ дополнительного образования, направленных на работу с детьми старшего школьного возраста, программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий.

В течение последних лет удается поддерживать материальную базу организаций дополнительного образования на определенном уровне, тогда как изменение интересов детей (стремление к овладению современной техникой и средствами связи, к исследовательской и научной работе, спортивно-технических и т.д.) требует ее развития.

На различных ступенях образования существует множество проблем, основными из которых являются:

- недостаточное использование современных образовательных технологий;

- низкая динамика кадрового обновления в системе образования;

- недостаточный охват детей дошкольным образованием;

- отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования.

Данные проблемы требуют комплексного решения. Это решение может быть обеспечено применением программно-целевого метода.

Развитие системы обеспечения доступности и предоставления качественных образовательных услуг в сфере общего, дошкольного образования города Обнинска направлено на гармоничное, адекватное возрастным особенностям развитие детей дошкольного и школьного возраста. Качественное образование призвано обеспечить для каждого ребенка тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным в начальной школе и на последующих ступенях образования.

Мероприятия муниципальной программы носят комплексный характер, они согласованы по срокам и ресурсам, необходимым для ее осуществления. Комплексы мероприятий муниципальной программы определены с учетом приоритетов федеральной программы «Развитие образования» на 2015-2020 годы.

1. «Развитие дошкольного образования города Обнинска»

2. «Развитие системы общего образования города Обнинска»

3. «Совершенствование организации питания и формирование здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях города Обнинска»

4. «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков города Обнинска»

5. «Развитие дополнительного образования детей города Обнинска»

6. «Развитие методической работы в системе образования города Обнинска»

7. «Создание условий для развития системы образования города Обнинска»

Подпрограммы состоят из основных мероприятий, которые отражают актуальные и перспективные направления городской политики в сфере образования.

Основные мероприятия включают меры по формированию и финансовому обеспечению муниципального задания на реализацию образовательных программ, управлению сетью образовательных организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: