И.В. Роберт [54] применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средство учебного назначения (ПСУН):
v индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
v осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
v осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
v высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;
v визуализировать учебную информацию;
v моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;
v проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;
v формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
v развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);
v усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
v формировать культуру познавательной деятельности и др.
Перечень ПСУН на современном этапе включает в себя электронные (компьютеризированные) учебники; электронные лекции, контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; учебно-методические комплексы; программно-методические комплексы; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.
Рассмотрим более подробно программные средства учебного назначения, которые наиболее широко используются в системе образования.