Введение. В современных условиях процесс воспитания личности происходит в школе, педагогические ценности которой ориентированы на интересы ученика

В современных условиях процесс воспитания личности происходит в школе, педагогические ценности которой ориентированы на интересы ученика, создание благоприятных условий для его самореализации. В этой связи не теряет актуальности повышение эффективности подготовки будущих педагогов к организации воспитательного взаимодействия.

При изучении курса общей педагогики студенты усвоили основы воспитания как процесса, получили знания и общие представления о целях, принципах, содержании, средствах, методах и формах воспитания.

Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания учащихся в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации, предполагает организацию совместной деятельности педагога и учащихся.

Освоение методики воспитательной работы, выработка необходимых умений и навыков обеспечивает единство теоретической и практической подготовки, содействует формированию соответствующих компетенций специалиста высшей педагогической квалификации.

Дисциплина «Методика воспитательной работы» направлена на дальнейшее совершенствование и развитие педагогических умений и навыков студентов, овладение профессиональной воспитательной компетентностью, предполагающей единство теоретической и практической готовности к осуществлению воспитательной деятельности. Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Методика воспитательной работы» определены образовательными стандартами высшего образования первой ступени (ОСРБ 1 -- 01 02 01-- 2008 и ОСРБ 1 – 01 02 02 – 2008).

Цель дисциплины – подготовка будущего учителя начальных классов к организации эффективного воспитательного взаимодействия, овладение его компонентами – целевым, содержательным, операционно-деятельностным и аналитико-результативным.

Задачи дисциплины:

– углубление теоретических знаний о направлениях, средствах, методах и технологиях воспитания;

– совершенствование умений анализировать конкретную педагогическую ситуацию, прогнозировать ее развитие, разрабатывать программу воспитания личности;

– овладение воспитательными технологиями индивидуального и группового взаимодействия;

– развитие и совершенствование умений организации педагогического взаимодействия, разнообразных форм внеклассной воспитательной работы с учетом возрастных особенностей младших школьников;

– овладение современными методами и технологиями взаимодействия с родителями учащихся;

– формирование умений планировать внеклассную воспитательную работу и оценивать ее результативность.

Тематика и содержание дисциплины соответствуют типовой учебной программе, рассматриваются в контексте ведущих тенденций современной педагогической науки (культурологический подход в определении содержания воспитания, технологизация воспитательного процесса, индивидуально-дифференцированный, деятельностный подходы к воспитанию).

Содержание лекционных занятий раскрывает важнейшие теоретические вопросы курса: сущность и структура воспитательной деятельности, функции классного руководителя, соотношение понятий «методика» и «технология» воспитания, содержание воспитательных технологий, типология форм внеклассной работы, методика организации разнообразных видов деятельности с учетом возрастных особенностей младших школьников. Определенное внимание уделено таким актуальным проблемам, как здоровьесберегающие технологии, методы диагностики воспитанности, культура педагогического взаимодействия с родителями.

Основная задача практических и лабораторных занятий – выработка у студентов умений и навыков педагогического взаимодействия, овладения технологиями, методикой организации форм внеклассной воспитательной работы и способами определения их эффективности. Студенты должны усвоить как общий алгоритм подготовки и проведения воспитательного мероприятия, так и специфические особенности организации социально ориентированных, трудовых, экологических, эстетических, спортивно-оздоровительных дел. Особое внимание уделено методике проведения наиболее распространенных в начальных классах форм воспитательной работы - утренника, этического занятия, игры-путешествия, конкурсной программы, коллективного творческого дела.

В пособии предлагаются активные методы обучения студентов и задания творческого характера: составление структурно-логических схем, таблиц, защита проекта, моделирование и анализ педагогических ситуаций, организация деловой игры, разработка нестандартных форм воспитательной работы.

В соответствии с принципами вариативности и гибкости, с учетом конкретных условий в реальной практике преподавания может быть изменена глубина проработки той или иной темы, использован конкретный материал педагогической практики студентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: