Тема 14. Формы и методы работы учителя с семьями учащихся

Вопросы

1.Сущность и задачи совместной деятельности педагогов и родителей по воспитанию младших школьников

2. Взаимодействие с родителями в программе школьно-семейного воспитания младших школьников «Ориентир».

3 Формы педагогического взаимодействия с семьей

4. Культура взаимодействия педагогов и родителей

5.Современные технологии взаимодействия школы и семьи

1.Сущность и задачи совместной деятельности педагогов и родителей по воспитанию младших школьников

Воспитательная функция семьи. Особенности современного семейного воспитания (различие в уровнях материального обеспеченности, семьи с единственным ребенком, конфликтные семьи, безнадзорность детей, неполные семьи и др.) Стили семейного воспитания: диктат-конфронтация, мирное сосуществование, чрезмерная опека, тактика сотрудничества.

Взаимодействие школы и семьи - целенаправленный процесс, согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов воспитания. В сотрудническом взаимодействии (Н.Е.Щуркова) обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.

Задачи педагогического взаимодействия с родителями учащихся:

-психолого-педагогическое просвещение родителей;

-вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

- участие родителей в управлении деятельностью школы;

- психолого-педагогическая поддержка семьи на основе индивидуально-дифференцированного подхода.

Исследователи выделяют следующие направления деятельности классного руководителя с родителями:

1.Изучение семей учащихся

2.Педагогическое просвещение родителей

3.Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества

4.Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса

5.Индивидуальная работа с родителями

6.Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Вовлечение родителей в воспитательную деятельность осуществляется путем совместной организации коллективных творческих дел, привлечения родителей к руководству кружками по интересам, проведения совместных походов, поездок.

2. Взаимодействие с родителями в программе школьно-семейного воспитания младших школьников «Ориентир»

Для решения задач школьно-семейного воспитания при работе по воспитательной программе «Ориентир» предусмотрены две генеральные линии:

- участие семьи в воспитательной работе школы;

-теоретико-практическое обучение родителей.

По каждому из семи проектов данной программы предлагаются конкретные формы взаимодействия с родителями: беседа, откровенный разговор, лекция, тренинг, практикум и другие.

Авторы программы «Ориентир» выделяют рекомендации по успешному сотрудничеству учителя начальных классов с семьей:

- четкая организация начала учебного года;

- разнообразие форм совместной деятельности;

- взаимосвязь учебной и внеклассной работы;

- создание традиционных форм взаимодействия;

- дифференцированный подход в работе с родителями;

- привлечение родителей к анализу результатов взаимодействия.

3. Формы педагогического взаимодействия с семьей

Формы сотрудничества школы и семьи весьма разнообразны. Традиционная классификация форм взаимодействия учителя с семьями учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные формы.

Организация инициативных групп родителей для проведения воспитательных дел в классе. Родительский комитет класса как групповая форма взаимодействия с семьями учащихся: задачи, направления и содержание деятельности.

Родительское собрание - коллективная форма взаимодействия школы и семьи, его роль в процессе повышения педагогической культуры родителей (см. приложение 15). Важное условие эффективного проведения родительского собрания - разнообразие форм взаимодействия (круглый стол, дискуссия, вечер вопросов и ответов, конференция, тренинг и др.)

Методика организации различных формсотрудничества школы и семьи: педагогический лекторий, дни открытых дверей, диспуты, семейные праздники и конкурсы, пресс-конференции, совместные экскурсии, поездки, походы и др.

4. Культура взаимодействия педагогов и родителей

Культура педагогического взаимодействия с семьями учащихся предполагает наличие у педагога установки на эмоционально-положительное отношение к детям и родителям независимо от их личностных качеств, успехов в учебной деятельности, комплекса коммуникативных навыков и умений.

Можно выделить два фундаментальных основания этики взаимоотношений школы и семьи: а) уважение педагогами родителей, внимательное отношение к проблемам семьи; б) уважение родителей к педагогу.

Педагог должен быть инициатором установления отношений сотрудничества и взаимного доверия, не допускать типичных ошибок взаимодействия: авторитарный стиль общения, менторский тон, обвинительный характер информации о детях, вовлечение родителей в карательные действия по отношению к отдельным ученикам и их семьям, возложение на родителей всей ответственности за недостатки воспитания, бессистемность и случайность общения, частые обращения к родителям с просьбой оказать школе материальную помощь и др.

Практика работы учителей показывает, что эффективно установление определенных правил культуры общения (кодекса взаимоотношений) с родителями, которые принимаются добровольно, с согласия обеих сторон, включают как нормы поведения родителей в отношении школы и педагогов, так и нормы общения и обязанности учителя. Правила направлены на совместное решение задач воспитания, создание условий для равноправного сотрудничества, предупреждение конфликтов (см.приложение 15).

5. Современные технологии взаимодействия школы и семьи

Актуален переход от доминирующих сегодня массовых и коллективных форм работы с родителями к групповым и индивидуальным.

Технология контактного взаимодействия с родителями (Л.Б.Филонов, В.Г.Сенько и др.) включает этапы:

- поиск контактов;

- поиск общей темы;

- установление единых подходов к воспитанию ребенка;

- упрочение сотрудничества в достижении общей цели, реализация индивидуального подхода;

- совершенствование педагогического сотрудничества.

К современным технологиям взаимодействия школы и семьи исследователи относят: тренинги и практикумы, направленные на преодоление эмоционального напряжения и овладение методами и приемами воспитания; дискуссии и дебаты, родительские ринги, педагогические мастерские, родительские клубы, интернет-собрания и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: