Вопросы
1.Сущность и задачи совместной деятельности педагогов и родителей по воспитанию младших школьников
2. Взаимодействие с родителями в программе школьно-семейного воспитания младших школьников «Ориентир».
3 Формы педагогического взаимодействия с семьей
4. Культура взаимодействия педагогов и родителей
5.Современные технологии взаимодействия школы и семьи
1.Сущность и задачи совместной деятельности педагогов и родителей по воспитанию младших школьников
Воспитательная функция семьи. Особенности современного семейного воспитания (различие в уровнях материального обеспеченности, семьи с единственным ребенком, конфликтные семьи, безнадзорность детей, неполные семьи и др.) Стили семейного воспитания: диктат-конфронтация, мирное сосуществование, чрезмерная опека, тактика сотрудничества.
Взаимодействие школы и семьи - целенаправленный процесс, согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов воспитания. В сотрудническом взаимодействии (Н.Е.Щуркова) обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.
|
|
Задачи педагогического взаимодействия с родителями учащихся:
-психолого-педагогическое просвещение родителей;
-вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие родителей в управлении деятельностью школы;
- психолого-педагогическая поддержка семьи на основе индивидуально-дифференцированного подхода.
Исследователи выделяют следующие направления деятельности классного руководителя с родителями:
1.Изучение семей учащихся
2.Педагогическое просвещение родителей
3.Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества
4.Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса
5.Индивидуальная работа с родителями
6.Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Вовлечение родителей в воспитательную деятельность осуществляется путем совместной организации коллективных творческих дел, привлечения родителей к руководству кружками по интересам, проведения совместных походов, поездок.
2. Взаимодействие с родителями в программе школьно-семейного воспитания младших школьников «Ориентир»
Для решения задач школьно-семейного воспитания при работе по воспитательной программе «Ориентир» предусмотрены две генеральные линии:
- участие семьи в воспитательной работе школы;
-теоретико-практическое обучение родителей.
По каждому из семи проектов данной программы предлагаются конкретные формы взаимодействия с родителями: беседа, откровенный разговор, лекция, тренинг, практикум и другие.
|
|
Авторы программы «Ориентир» выделяют рекомендации по успешному сотрудничеству учителя начальных классов с семьей:
- четкая организация начала учебного года;
- разнообразие форм совместной деятельности;
- взаимосвязь учебной и внеклассной работы;
- создание традиционных форм взаимодействия;
- дифференцированный подход в работе с родителями;
- привлечение родителей к анализу результатов взаимодействия.
3. Формы педагогического взаимодействия с семьей
Формы сотрудничества школы и семьи весьма разнообразны. Традиционная классификация форм взаимодействия учителя с семьями учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные формы.
Организация инициативных групп родителей для проведения воспитательных дел в классе. Родительский комитет класса как групповая форма взаимодействия с семьями учащихся: задачи, направления и содержание деятельности.
Родительское собрание - коллективная форма взаимодействия школы и семьи, его роль в процессе повышения педагогической культуры родителей (см. приложение 15). Важное условие эффективного проведения родительского собрания - разнообразие форм взаимодействия (круглый стол, дискуссия, вечер вопросов и ответов, конференция, тренинг и др.)
Методика организации различных формсотрудничества школы и семьи: педагогический лекторий, дни открытых дверей, диспуты, семейные праздники и конкурсы, пресс-конференции, совместные экскурсии, поездки, походы и др.
4. Культура взаимодействия педагогов и родителей
Культура педагогического взаимодействия с семьями учащихся предполагает наличие у педагога установки на эмоционально-положительное отношение к детям и родителям независимо от их личностных качеств, успехов в учебной деятельности, комплекса коммуникативных навыков и умений.
Можно выделить два фундаментальных основания этики взаимоотношений школы и семьи: а) уважение педагогами родителей, внимательное отношение к проблемам семьи; б) уважение родителей к педагогу.
Педагог должен быть инициатором установления отношений сотрудничества и взаимного доверия, не допускать типичных ошибок взаимодействия: авторитарный стиль общения, менторский тон, обвинительный характер информации о детях, вовлечение родителей в карательные действия по отношению к отдельным ученикам и их семьям, возложение на родителей всей ответственности за недостатки воспитания, бессистемность и случайность общения, частые обращения к родителям с просьбой оказать школе материальную помощь и др.
Практика работы учителей показывает, что эффективно установление определенных правил культуры общения (кодекса взаимоотношений) с родителями, которые принимаются добровольно, с согласия обеих сторон, включают как нормы поведения родителей в отношении школы и педагогов, так и нормы общения и обязанности учителя. Правила направлены на совместное решение задач воспитания, создание условий для равноправного сотрудничества, предупреждение конфликтов (см.приложение 15).
5. Современные технологии взаимодействия школы и семьи
Актуален переход от доминирующих сегодня массовых и коллективных форм работы с родителями к групповым и индивидуальным.
Технология контактного взаимодействия с родителями (Л.Б.Филонов, В.Г.Сенько и др.) включает этапы:
- поиск контактов;
- поиск общей темы;
- установление единых подходов к воспитанию ребенка;
- упрочение сотрудничества в достижении общей цели, реализация индивидуального подхода;
- совершенствование педагогического сотрудничества.
К современным технологиям взаимодействия школы и семьи исследователи относят: тренинги и практикумы, направленные на преодоление эмоционального напряжения и овладение методами и приемами воспитания; дискуссии и дебаты, родительские ринги, педагогические мастерские, родительские клубы, интернет-собрания и др.