1. Функции игры в развитии младшего школьника.
2. Различные подходы к классификации игр. Структура игры.
3.Общие методические требования к организации игровой деятельности младших школьников.
4. Методика организации игры-путешествия.
5.Современные игровые технологии.
1.Функции игры в развитии младшего школьника
Игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка, выполняет обучающую, развивающую и воспитывающую функции. Игра развлекает, учит общаться со сверстниками, развивает познавательные интересы, все психические процессы, содействует самореализации, физическому развитию, выполняет диагностическую, коррекционную и терапевтическую функции. Говоря об основных признаках игр, можно отметить, что они не несут в себе, как правило, выраженной общественно полезной направленности (в отличие от игровых дел). В играх в отличие от мероприятий имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. В них заложены значительные воспитательные возможности. То, что не всегда могут воспитанники в реальной, жизни, им часто удается в играх.
В игровой деятельности проявляются различные способности и личностные качества воспитанников, интенсивно формируются
внутриколлективные отношения. Игры как формы воспитательной работы, организуются педагогом (или педагогическим коллективом) при активном участии самих воспитанников. К формам-играм можно отнести: сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.
2.Различные подходы к классификации игр. Структура игры.
Существует множество классификаций игр. Игры классифицируются по месту проведения (в помещении и на улице), наличию игрового оборудования (с предметами и без предметов), предметному содержанию (математические, литературные, музыкальные, исторические и др.), количеству участников (групповые, массовые). М.П.Осипова и И.А.Мельничук выделяют познавательные, сюжетно-ролевые (режиссерские, театрализованные) и подвижные игры.
В начальных классах используются сюжетно-ролевые игры, подвижные, игры-забавы, игры с трудовым содержанием, игры-драматизации, народные, спортивные, дидактические и др.
Структура игры как процесса:
- роли, взятые на себя участниками;
- игровые действия;
- игровое употребление предметов;
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание).
3.Общие методические требования к организации игровой деятельности младших школьников
Методика руководства детской игрой предполагает:
А) выбор игры, приглашение в игру;
Б) подготовку необходимого оборудования и инвентаря;
В) распределение ролей (назначение на роль, по договоренности, по очереди, обсуждение кандидатур и др.);
Г) ознакомление с правилами игры;
Д) организацию игрового действия;
Е) завершение игры, подведение итогов.
Значительным воспитательным потенциалом обладают народные игры. Особенности организации белорусских народных игр раскрыты в приложении 14.
4.Методика организации игры-путешествия
Игры-путешествия как неотъемлемая форма работы с младшими школьниками может быть двух видов: воображаемое путешествие
(заочное) и реальное. Главная особенность игры-путешествия – наличие этапов, «станций» и коллективное (групповое) передвижение по ним с выполнением определенных заданий. Методика проведения реального путешествия по станциям включает три этапа: сбор-старт (элементы театрализации, постановка задач, разъяснение правил, получение командами маршрутных листов); этап передвижения и выполнения заданий; подведение итогов.
Важные методические требования: подготовка судей-конструкторов на станциях, оформление станций, равносильность команд по составу, оптимальная сложность содержания заданий, определение четких критериев оценивания групп, игровые приемы.
5.Современные игровые технологии
Игровая технология – целостное образование, имеющее определенные задачи, включающее последовательно игровые приемы и упражнения.
К современным игровым технологиям исследователи относят ролевые и деловые игры, игры с элементами ТРИЗ («Да-Нет», «Противоречие». «Наоборот», «Отгадай предмет»), интерактивные («Четыре угла», «Икебана», «Поменяйтесь местами», «Кейс», «Подари цветок» и др.)
Интерактивные игры развивают познавательный интерес, коммуникативные и поведенческие навыки, рефлексию, демократическую культуру. Принципы интерактивного взаимодействия:
-полилог (множество суждений);
-диалог (слышать, слушать друг друга, взаимодействовать);
-мыследеятельность (не просто трансляция знаний, а мыслительная активность);
-смыслотворчество (у каждого участника взаимодействия свой индивидуальный смысл);
-саморазвитие;
- рефлексия.