Морально-психологический климат – это устойчивая система отношений, влияющих на самочувствие личности, меру проявления личностного «Я» и определяющих направленность и характер деятельности группы.
В зависимости от характера складывающихся в группе отношений можно говорить о благоприятном и неблагоприятном морально-психологическом климате.
Характеристики Характеристики
благоприятного климата неблагоприятного климата
доброжелательность агрессивность
защищенность незащищенность
мобильность инертность
работоспособность леность
инициативность пассивность
оптимизм пессимизм
свобода «Я» зажатость
Механизмом формирования благоприятного климата является привнесение ценности в жизнь группы и каждого отдельного ребенка: выявление реакции на происходящее; высказывание своего ценностного отношения; демонстрация и актуализация отношения через поступок, организацию деятельности, в результате чего отношение предстает перед членами группы в наглядно-образной форме.
|
|
Важными средствами формирования благоприятного морально-психологического климата выступают спонтанно возникающие и специально создаваемые педагогом нравственные ситуации, приемы («Утренняя встреча», «Этическая минутка» и т.п.), ритуалы, традиции, минутки релаксации.
На климат в коллективе значительно влияют следующие факторы: возрастные и индивидуальные особенности детей, предметно-пространственное окружение, организованность и порядок, содержание внеклассной деятельности, стиль и тон общения, пример взрослых, приоритет духовности и культуры.
Понятие «климат» следует дифференцировать с понятием «атмосфера». Социально-психологическая атмосфера – преобладающее эмоциональное состояние коллектива, наблюдаемое в сравнительно небольшой отрезок времени. Из множества благоприятных атмосфер складывается морально-психологический климат.
Можно выделить три канала положительного воздействия на атмосферу в классе:
1. Аудиальный – воздействие словом, музыкой, звуками природы.
2. Визуальный – появление цветка, необычного предмета, образа, картины.
3. Кинестетический – изменение условий, обстановки (например, переставить парты); действия (ритмические движения, физкультминутки, танцтерапия), запахи.