«Теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию»
1. Экскурс в историю становления предметных уроков в российскойшколе.
2. Литературный подход в изучении окружающего мира в рамках естествознания (К.Д.Ушинский, Д.И.Тихомиров, В.П.Вахтеров).
3. Вклад В. П. Вахтерова в развитие методики преподавания естествознания.
4. Становление экскурсионно-краеведческого школьного дела в России.
5. Вклад Д. Н. Кайгородова и В. В. Половцова в развитие биологического направления в изучении природы. Преломление их взглядов на
методику преподавания естествознания в современных программах начальной школы. Экскурсионный метод Д. Н. Кайгородова, Б. Е. Райкова.
6. «Отчизноведение» в русской школе XIX в. (Н. X. Вессель, К. Д. Ушинский, Е.А.Звягинцев, Д.Н.Кайгородов, Д.Д.Семенов, С.А.Аржанов).
7. Разнообразие взглядов на преподавание естествознания на переломе эпох (Л. С. Севрук, И. И. Полянский, Д. И. Тихомиров, В. П. Вахтеров, В. В. Половцов).
8. Содержание экологического образования младших школьников в
системе учебных курсов «Зеленый дом» (А. А. Плешаков) и программе
«Мир и человек» (А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан).
9. Особенности обучения естествознанию детей младшего школьного возраста в системе развивающего обучения (сравнение программ
Н.Я.Дмитриевой, И.П.Товпинец, А.Н.Казакова, Е.Н.Букваревой,
Е. В. Чудиновой).
10. Формирование элементов научного мировоззрения на уроках естествознания. Развитие познавательно-поисковых способностей младших
школьников в процессе их ознакомления с окружающим миром. Пути
активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения естествознанию (привести пример конкретного урока).
11. Технология формирования и развития природоведческих представлений и понятий в начальных классах (показать на конкретных примерах).
12. Методы и методические приемы обучения младших школьников
естествознанию. Элементы проблемного и программированного обучения при изучении природы.
13. Система организационных форм преподавания естествознания.
Урок — ведущая форма изучения природы. Типология, функции и структура урока. Основные требования к современному уроку «Окружающий
мир» в начальной школе.
14. Подготовка учителя к урокам естествознания. Планирование. Составление тематических и поурочных планов.
15. Организация и методика проведения комбинированных (предметных, вводных, контрольных, обобщающих) уроков по естествознанию в начальной школе (показать на конкретных примерах).
16. Технология проверки и оценки знаний учащихся на уроках Окружающего мира (привести пример из конкретного урока).
17. Технология экскурсионно-краеведческой работы с младшими школьниками.
18. Технология ознакомления учащихся начальных классов с законодательством Российской Федерации об охране природы, растительного и
животного мира.
19. Содержание и организация различных видов внеклассной работы по естествознанию в начальной школе. Кружковая работа по
естествознанию. Методика ее организации и проведения в младших
классах.
20. Массовые формы внеклассной работы по естествознанию, технология их организации и проведения.
21. Особенности использования словесных методов на уроках естествознания. Методика работы с художественными произведениями и
научно-популярной литературой в данном курсе (привести пример из
конкретного урока).
22. Домашняя работа младших школьников по естествознанию: ее особенности, методика организации и контроль.
23. Виды практических методов обучения естествознанию, их характеристика. Методика практических работ в классе (показать на конкретных примерах).
24. Наблюдение — основной метод изучения природы и труда людей
(показать использование данного метода на конкретном уроке). «Календарь природы и труда», его содержание и методика работы с ним.
25. Опыты по естествознанию в начальных классах, их образовательное, воспитательное и развивающее значение (привести пример из конкретного урока).
26. Роль учебно-опытного участка в освоении учащимися начальных
классов содержания курса естествознания.
27. Организация, содержание и методика работы по естествознанию
на географической площадке с младшими школьниками.
28. Отдел естествознания в помещении для начальной школы. Уголок
живой природы: его значение для развития ребенка, организация и оборудование.
29. Наглядные пособия по естествознанию и их классификация. Характеристика средств наглядности. Комплексное их использование на уроках естествознания.
30. Организация и методика работы с демонстрационным и раздаточным материалом на уроках естествознания (привести пример из конкретного урока).
31. Технология работы с картографическими пособиями в младших классах. Виды практических работ по плану, карте и глобусу (привести при
мер из конкретного урока).
32. Влияние использования технических средств обучения (ТСО) на
эффективность усвоения естествоведческого материала младшими школьниками. Роль и место, технология работы с диафильмами, диапозитивами и кинофильмами на уроках естествознания (привести пример из конкретного урока).
33. Формирование экологической культуры у младших школьников в
процессе обучения естествознанию. Понятие «биосферная этика».
34. Основные направления развития методики образования по естествознанию в современной педагогической практике.
35. Специфика проведения урока в малокомплектной школе.
36. Технологии обучения в малых группах на уроках естествознания.
37. Технология учебного проектирования на уроках естествознания.
38. Организация предметно-развивающей среды в процессе обучения естествознанию.