Задание 1. На основе анализа общей цели начального образования сформулируйте задачи начального естественно-научного образования.
Задание 2. Выполните анализ нескольких учебных программ по окружающему миру и выясните их типологические структурные компоненты.
Задание 3. В настоящее время существует два мнения по поводу применения в учебном процессе начального обучения вообще и в процессе естественно-научного образования в особенности принципа научности, заявленного Я.А. Коменским более 300) лет назад. Изучите оба мнения. Определитесь с собственным мнением и обоснуйте свой выбор.
А. Принцип научности (как равно и другие принципы, введенные А.Я.Коменским) надо отменить, так как он попросту устарел. Нет никакой опасности, что младшие школьники получат о природе не совсем достоверную информацию.
Б. Даже самое маленькое знание о природе, формируемое у младших школьников, должно соответствовать уровню науки, поэтому принцип научности обучения продолжает оставаться актуальным.
|
|
Задание 4. В Государственном образовательном стандарте 2009 г. выделена содержательная линия «Человек и природа». В ней определена необходимость ознакомления младших школьников со строением и функциями основных систем органов. Для выполнения задания используйте соответствующие учебники. Выполните анализ двух-трех вариативных программ по направлениям, указанным в таблице.
Варианты курсов | |||
Направления анализа | Название, автор | Название, автор | Название, автор |
Наличие этого материала и класс | |||
Задачи изучения | |||
3. Изучаемые системы органов или отдельные органы | |||
4. Основная функция системы (органа), определенная для изучения | |||
5. Прописаны (не прописаны) связи между системами (органами). Примеры | |||
б. Прописана (не прописана) связь систем органов (отдельных органов) с природой. Примеры | |||
7. Даны советы по охране здоровья систем (органов). Примеры |
Проведите сравнение изученных курсов. В какой из них, по вашему мнению, материал дается наиболее целостно и доступно младшим школьникам.
Задание 5. На основе конкретных учебных программ авторы создают учебник. Подберите комплект учебников по разным предметам для одной параллели. В выбранном учебнике по окружающему миру выделите произвольно пять знаний. Составьте по этим знаниям синхронистическую таблицу1 межпредметных связей.
Учебные предметы и содержание учебной темы | |||||||||
данное знание | Окружающий мир | Литературное чтение | Русский язык | математика | ИЗО | музыка | Технология | Возможные межпредметные связи | Возможный результат реализации этих межпредметных связей |
1 Предложенная таблица приспособлена к уровню подготовки студентов и является преобразованной таблицей, данной в «Методике преподавания естествознания в начальной школе» З.А. Клепининой, Г. Н.Аквилевой (М., 2008.
|
|
Задание 6. Выберите две-три федеральные программы по дошкольному образованию. Найдите в них раздел «Ознакомление с природой». Выявите уровень дошкольной подготовки детей по данным программам на конец пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Заполните таблицу.
Направления анализа | Вариативные программы | ||
Название, автор | Название, автор | Название, автор | |
1. Содержание знаний | |||
2. Практические умения, навыки | |||
3. Способы познавательной деятельности |
Задание 7. Выберите комплект учебников по одному вариативному курсу окружающего мира для всех классов по вертикали, т. е. с первого по четвертый класс. В учебнике для первого класса отберите два знания, а в учебнике для второго класса — три других знания. Проследите их развитие от класса к классу. Развитие знания — это наполнение его новыми характеристиками. Составьте на этом примере синхронистическую таблицу1 преемственных связей.
1 Предложенная синхронистическая таблица является упрощенным вариантом аналогичной, данной в «Методике преподавания естествознания в начальной школе» З.А.Клепининой и Г. Н.Аквилевой (М., 2008)
Термин, обозначающий знание | Развитие знания, его характеристики на каждом этапе | |||
Первый класс | Второй класс | Третий класс | Четвертый класс | |
Задание 8. Все методисты-естественники признают, что целью экологического образования является формирование и развитие в человеке экологической культуры, признают и важность в достижении этой цели начального естественно-научного образования. Составляющие же экологической культуры предъявляются по-разному. Л. П. Симонова это делает следующим образом:
Компоненты экологической культуры | |||
Экологические знания, умения | Экологическое мышление | Ценностные ориентации | Экологически оправданное поведение |
По мнению З.А. Клепининой, составляющими экологической культуры являются следующие компоненты:
экологические (естественно-научные) знания (многообразие и разнообразие объектов и явлений природы, значение объектов и явлений природы для самой природы и человека, системы взаимосвязей в природе, правила поведения в природе, нормативно-правовые меры по охране природы);
качества личности (нравственный аспект экологической культуры), определяющие ответственное отношение человека к природе (любовь и интерес к природе, понимание ее красоты, доброта, умение быть экономным по отношению к природе, проявлять милосердие, заботу, предвидеть последствия своего поведения и чувство ответственности за природу и отдельные ее объекты);
экологически грамотная практическая деятельность по охране природы, доступная для выполнения младшими школьниками.
Сравните представленные структуры. Найдите общее и отличия. Если, по вашему мнению, эти структуры различны, на какую из них вы будете ориентироваться в своей практической деятельности. Докажите свое мнение. Если вы затрудняетесь в выполнении данного задания, обратитесь к подразд. 3.4 гл. 3 учебного пособия З.А.Клепининой, Г.Н.Аквилевой «Методика преподавания естествознания в начальной школе».
Контрольная работа