Планирование воспитательной работы осуществляется на
основании приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, решений соответствующих командиров (начальников) исходя из стоящих перед войсками (силами) задач:
- батальонах (и им равных) - на период обучения;
- в ротах (и им равных) - на месяц.
Воспитательная работа отражается отдельным разделом в документах
по планированию подготовки войск (сил), учебно-воспитательного
процесса, других решаемых войсками (силами) задач. При этом
обеспечивается согласованность с регламентирующими эти виды
деятельности нормативными документами.
Воспитательная работа начинается с планирования. В штабах получают
своеобразную первичную материализацию принципиальные установки
Правительства РФ, руководящих документов по боевой и общественно-
государственной подготовке, целевые установки, а также готовность воспитателей воплотить их в практику с учетом сил, средств и особенностей коллектива подразделения, отдельных воинов. Они находят отражение в перспективном и текущем планировании.
Текущее планирование воспитательной работы до объединения
включительно осуществляется на месяц и по конкретным задачам, а также
в соответствии с перспективным и комплексным планированием.
Текущее планирование воспитательной работы обеспечивается согласованностью перспективных планов с планами вышестоящих органов, полным учетом всех особенностей деятельности коллективов и уровня
воспитанности различных категорий личного состава, настойчивой работой всех офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин), актива подразделения по выполнению намеченных планов. Следует иметь в виду, что комплексность планов обеспечивается при условии, если они представляют собой не просто сумму отдельных мероприятий, а целенаправленную, скоординированную систему мер, охватывающую все стороны военно-педагогического процесса.
В распорядке дня для солдат (матросов) и сержантов (старшин),
проходящих военную службу по призыву, предусматриваются воспитательные мероприятия - не менее 2 раз в неделю по 50 минут в вечернее время.
На период подготовки и в ходе проведения мероприятий боевой и
мобилизационной подготовки, боевого дежурства (боевой службы),
оперативной и боевой подготовки, караульной и гарнизонной служб
планируется их морально-психологическое обеспечение.
В последние годы в нашей стране и её Вооруженных Силах широкое распространение получило перспективное планирование. Так, в ряде воинских частей разработаны перспективные планы эстетического, нравственного,
правового воспитания воинов на весь период службы. Внедрение перспективного планирования в войсках, где происходит относительно частая смена личного состава, дело нелегкое, но необходимое.
Перспективные планы воспитательной работы обеспечивают комплекс-
ный подход к решению стоящих задач. Они позволяют тесно увязывать основные воспитательные мероприятия с боевой работой личного состава, правильно определять ответственных лиц за их проведение, координировать действия всех воспитателей, обеспечивать реальность и действенность текущего планирования.
Исходя из требований руководящих документов и практики войск,
типовой перспективный план может включать в себя следующие ос-
новные элементы:
- основные перспективные воспитательные мероприятия по реализации постановлений Правительства РФ, требований министра обороны и Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, других руководящих документов по боевой и общественно-государственной подготовке;
- основные мероприятия по обеспечению решения учебных и боевых задач;
- мероприятия по государственно-патриотическому, военно-
профессиональному, нравственному, эстетическому, физическому,
правовому воспитанию и др.;
- мероприятия, посвященные подготовке и проведению государственных праздников, юбилейных дат и др.
В перспективном плане указываются ответственные лица, сроки проведения мероприятий. На основе таких планов и с учетом условий и обстановки осуществляется текущее планирование воспитательной работы в подразделении.