- Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии.
Зоопсихология изучает эволюцию психического отражения от ее элементарных, зачаточных форм до высших проявлений у человека (от допсихической внешней активности к активности, опосредованной отражением предметной действительности психическим отражением). Поэтому весь курс зоопсихологии (сравнительной психологии) можно разделить на 4 раздела:
1. Классическая зоопсихология, где мы будем говорить о развитии психики в процессе зволюции. Эволюция — это этапы филогенеза и онтогенеза. (Филогенез — историческое развития вида; онтогенез — индивидуальное развитие организма, весь период жизни от зачатия до смерти.):
2. Сравнительная психология приматов (о поведении, психической деятельности обезьян). Сходство и различие с другими животными и с человеком.
3. Развитие психики в период становления, формирования человека: как вида в антропогенезе. В этом случае используются данные палеонтологии, этологии (наука о биологических основах поведения животного и человека), археологии, приматологии (науке о приматах),
4. Индивидуальное развитие человека (ранний онтогенез до периода зрелости, формирование человеческого сознания).
Появление научной зоопсихологии было подготовлено трудами Жана-Батиста Ламарка и чуть позднее Чарльза Дарвина.Ж. Б. Ламзрк (1744-1829) — предшественник эволюционной теории. Он утверждал происхождение видов путем тренировки, упражнения: чем больше упражняется какая-то функция в организме, тем скорее она перейдет по наследству генетическим путем., особенно интенсивное изучение зоопсихологиипоявления эволюционной теории Чарльза Дарвина (1859): и развития наук о поведении, экологии, эволюционной генетики. Зоопсихология сложилась на базе интенсивно развивающихся наук о поведении животных. Анализ структуры поведения позволяет судить о психике животного, а не по его субъективному состоянию, как это возможно у человека. Только поведение животных дает нам тот материал, анализируя который мы можем судить о психике животного.
Н аучная зоопсихология, сравнительная психология, как часть общей психологии ставит своей задачей дать ответы на следующие вопросы:. Какими путями идет эволюция психического отражения окружающей действительности в животном мире, включая человека? Какие признаки элементарного мышления можно наблюдать у животных? (Думают ли животные?) Есть ли сознание у животных? Чем отличается психика животного и человека? Как реализуется поведение особи значение этого поведения для выживаний? Развитие форм поведения в онтогенезе и филогенезе.; Решение всех этих вопросов невозможно без содружества с другими дисциплинами, такими как этология, приматология, антропология, физиология ВНД, нейрофизиология (изучение механизмов тех процессов, которые обусловливают феномен психического отражения).- Бесспорно, зоопсихология является частью общей и сравнительной психологии. Кроме того, сюда относится и большой круг других дисциплин, таких как детская психология, социология, педагогическая психология. Зоопсихология используется не только как теоретическая дисциплина. Она разрабатывает методы, которые имеют очень большое значение в практике.
Психика явл. Формой отраж-я, позволяющ.живот.орг-му адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды. Поведение – вся совокупность проявлений, внешней преимущественно двиг.активности, направленного на установление жизненно необходимых связей орг-ма со средой. Первопричина псих. отражения – поведение, посредством которого осущ.взаимод.с окруж.средой. Сущность единства поведения и психики отражает понятие психическая деятельность то есть это и есть объект зоопсихологии. Þ предмет зоопсихологии – как наука о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто и филогенезе псих.процессов у животных и предпосылках и предистории человеческого сознания. Зоопсихология - это наука изучающая возникновение, эволюцию, закономерности псих. отражения у животных всех системных групп (популяции, вид, семейство и т.д.) Объект зоопсихологии – психическая деятельность животных всех системных групп. Задачи зоопсихологии-происхождение психики ж, эволюция псих. процессов, закономерности проявления психики у современных ж, биологические предпосылки зарождения человеческого сознания. Высший уровень развития психики (приматов) рассматривает сравнительная зоопсихология. Объект сравнительной психологии – псих.деят.человека и животных в категориях сходства и различия. Предмет сравнит.зоопсихологии – закономерности происхождения псих.у животных, формирование человеческого сознания, выявление сходства у человека и животных. Характеризуя сравнительную психологию мы говорим что эта наука похожа на зоопсихологию
- биологические предпосылки превращения человекообразной обезьяны в человека с позиции дарвинизма.
Дарвин на основе учения о факторах эволюции органического мира (изменчивости, наследственности, естественном отборе) пришел к выводу о том, что человек произошел от ископаемых человекообразных обезьян. Опираясь на данные сравнительной анатомии и эмбриологии, а также материал палеонтологических находок, Дарвин установил, что в далеком прошлом человек имел общего предка с ныне живущими человекообразными обезьянами и между ископаемыми обезьянами и человеком существуют промежуточные формы.
Дарвин в труде "Происхождение человека и половой отбор" на основе обширного научного материала сумел доказать естественное происхождение человека от животных предков. Движущей силой эволюции человека Дарвин считал естественный отбор, благодаря которому выработалась вертикальная походка и освободились руки. Вопрос о происхождении человека Дарвин рассматривал в русле развития жизни, то есть с естественнонаучных позиций, и обосновал положение, согласно которому человек появился в результате эволюции животного царства. Теория Дарвина обоснована с помощью сравнительно-эволюционного метода, ссылаясь на то, что тело человека имеет общий с телом млекопитающих план строения, человек и млекопитающие болеют одинаковыми инфекционными болезнями, имеют общих паразитов, у них идентичный химический состав крови и других тканей, а наиболее близкие к человеку человекообразные обезьяны обладают теми же группами крови и резус-фактором, что и человек. Большое значение, по его мнению, имели высокое развитие нервной системы у наших предков, их общественный образ жизни и труд. Однако Дарвин не смог выяснить, какой фактор был ведущим в процессе превращения обезьяны в человека, а стада обезьян - в человеческое общество. Однако Дарвин не сумел раскрыть ведущего фактора в эволюции человека.
Это сделал Ф.Энгельс. В своей работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Энгельс доказал, что основным фактором антропогенеза (т.е. превращения обезьяны в человека) является трудовая деятельность, хотя она была написана вскоре после выхода в свет "Происхождения человека" Дарвина. В то время наука располагала относительно скудными данными об ископаемых предках человека. Позднее многочисленные находки остатков костей и орудий труда ископаемых людей блестяще подтвердили справедливость теории Энгельса.
Каковы же основные этапы антропогенеза?
1. Превращение руки в орган труда.
2. Появление членораздельной речи.
3. Развитие центральной нервной системы и высшей нервной деятельности.
4. Возникновение социальной программы и передача ее поколениям.
.
- В.А. Вагнер основоположник сравнительной психологии в России.
Вагнер В.А. как основоположник в России. Его труд «Биологические основы сравнительной психологии» он дал глубокую разработку проблемы инстинкта и научения.(1910-13г) Опирался на большой фактический материал полученнный в полевых условиях и экспериментах, охватывающий позвоночных и беспозвоночных. Вагнер пришел к выводу что инстинктивные компоненты поведения ж возникли и развивались под диктовку среды и под контролем естественного отбора и что их нельзя считать неизменными. Инстинктивное пов-е по Вагнеру – это развивающаяся пластическая деятельность, изменяемая внешними воздействиями. Вариации этого поведения показана на примере конструктивной деятельности пауков и ласточек Þ что стабильными в пределах вида являются не сами инстинктивные действия, а пределы амплитуд их изменчивости.Þ тем самым он предвосхитил одно из основных положений современной этологии.
Владимир Александрович Вагнер считается основоположником сравнительной психологии в России. Он внес значительный вклад и в развитие мировой сравнительной психологии, разработав особый метод исследования на основе сравнения поведения близких в видовом отношении животных, так называемый «биологический метод». Вагнер проводил исследования инстинктивного поведения, на основе которых выдвинул гипотезу об изменчивости инстинктов и о роли индивидуальности в их формировании. Вагнер писал, что теологическое мировоззрение предполагает полное отрицание души и разума у животных, восприятие их как своеобразных механизмов. Эта концепция, как и метафизическая, не имеет для современной науки практически никакого значения.
Для психологической науки, по мнению ученого, представляет важность научное мировоззрение, которое он рассматривал как столкновение двух противоположных научных школ. Первая основывается на том, что в психике человека нет ничего, чего бы не было в психике животного. Из этого постулата выводилось наличие сознания, воли и разума у всех представителей животного мира. В своей книге В.А. Вагнер показал наличие недостатков у этой теории — по его мнению, таким же образом можно вывести наличие сознания не только у млекопитающих и птиц, но и у насекомых и даже у растений. Вторая школа, являющаяся основой научного мировоззрения, одинаково подходит к измерению психики человека и животного мерой одноклеточных организмов. Таким образом, психические процессы сводятся к рефлексам, а взамен сознания на первый план выходит автоматизм. В работе «Биологические основы сравнительной психологии» Вагнер выступил с критикой обеих теорий. По его мнению, инстинкты человека и возможности его разума имеют рефлекторное происхождение, однако их нельзя сводить только к рефлексам. В 1924 г. Вагнер стал выпускать работы, объединенные общей темой: «Возникновение и развитие психических способностей». По мнению ученого, значительное место в развитии психических функций ребенка занимают различные игры. По этой причине В.А. Вагнер посвятил большую часть этих работ именно детским играм. Игры, в которые играют с детьми, не достигшими трехлетнего возраста, еще не особенно разнообразны, они чаще всего направлены на развитие координации и навыков выполнения каких-то простейших действий. Со временем игры становятся разнообразнее, сюда уже относится и чтение книг, разучивание стихов, разгадывание головоломок, ребусов Исследуя детей в возрасте от 3 до 7 лет, В.А. Вагнер изучил некоторые особенности их восприятия и мышления, наиболее ярко проявляемые во время игры. Дети этого возраста обращают внимание не на основные признаки предметов, а на какие-либо отличительные, выделяющие их на фоне других Вообще, по мнению ученого, во время игры с пространственными предметами ребенок учится выявлять разнообразные связи и соотношения между объектами. В.А. Вагнер считал, что для более правильного и быстрого развития психических способностей ребенка необходимо давать ему различные задания, выполняемые в игровой форме. Значительная часть эмпирических исследований ученого была посвящена проблемам памяти. Он изучал эффекты, возникающие при кратковременной и долговременной памяти. Кроме того, он рассмотрел различные формы заучивания, свойственные всем людям вообще и детям в частности. Времени, которое требуется для запоминания фразы одним, другим оказывается совершенно недостаточно, однако то, что запоминается с трудом, помнится дольше. В.А. Вагнер установил, что люди по преобладающему принципу запоминания делятся на две группы. Одни склонны к механическому заучиванию, а другие - к смысловому запоминанию, причем последний способ дает лучшие результаты. Кроме исследования инстинктов, Вагнер уделил внимание в своей книге разработке сравнительного метода в психологии. Он считал, что психика животных может быть непосредственно сравнима не с человеческой, а только с ближайшими в эволюционном ряду родственниками. Владимир Александрович Вагнер умер 8 марта 1934 г. Он считается основоположником сравнительной психологии в России. Он внес значительный вклад и в развитие мировой сравнительной психологии, разработав особый метод исследования на основе сравнения поведения близких в видовом отношении животных, так называемый «биологический метод». Вагнер проводил исследования инстинктивного поведения, на основе которых выдвинул гипотезу об изменчивости инстинктов и о роли индивидуальности в их формировании.
- Внутренние и внешние факторы инстинктивного поведения животных.