Личность - человеческий индивид включенный в систему межличностных и социальных отношений, личность является субъектом сознательной деят-сти.
7 концепций теорий личности:
1.Психоаналитическая теория развития личности З.Фрейда
Теория личности З.Фрейда представила человека не как существо разумное и осознающее своем поведение, а как существо находящееся в постоянном конфликте, истоки которой лежат в др., более широкой сфере психики. В общем плане З.Фрейд представил психику человека как 2 противостоящие друг другу сферы, сознательного и бессознательного, яв-ся существенными характеристиками личности. Движущими силами психического развития являются врожденные и бессознательные влечения. По Фрейду, психика состоит из трех слоев – сознательного, предсознательного и бессознательного, где и есть основные структуры личности.
2. Бихевиоризм (от англ. поведение) – направление в психологии человекаи животных, наука о поведении.(Джон Уотсон)
3. Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Основой теории яв-ся то, что человек за всю свою жизнь проходит через восемь стадий:
|
|
1. Оральная 0-1(доверие -недоверие)
2. Анальная 1-3 (стыд и сомнение, сила воли)
3. Фаллическая 3-6 (вина, цель, инициативность)
4. Латентная 6-12 (трудолюбие некомпетентность-компетентность)
5. Подростк. Возраст 12-20 (гармоничность, диффузия, верность)
6. Молодость 20-35 (близость, изоляция, любовь)
7. Зрелость 35-60 (продуктивность, застой, заботы)
8.Старость 60 и старше (отчаяние, мудрость)
4. Гуманистическая теория- самоактуализация, подчеркивание уникальность и ценность каждого индивида. Пирамида потребностей Маслоу.
Физ.потребности-- безопасность -– любовь и принадлежность-- признание-- самоактуализация
5. Когнитивная теория- развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение,и логика.
6. Концепция развития личности Адлера и Берна