Подростков с дизартрией

Дети с дизартрией, являясь носителями органического по­ражения ЦНС, со времени постановки диагноза церебнального паралича находятся под наблюдением системы здравоохране­ния и социальной защиты.

Система помощи таким детям предусматривает раннюю диагностику и раннее начало систематической медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социаль­ной работы. Еще в родильном доме начинается лечебная по­мощь в отношении детей, старадающих церебральным парали­чом, которые включают целый ряд мероприятий, направлен­ных на сохранение жизни новорожденных. При выраженных нарушениях ЦНС лечение продолжается в неврологических отделениях больниц, где помощь с самого начала носит ком­плексный характер и включает специальную педагогическую помощь. В это же время необходимым является психологичес­кое сопровождение родителей, а также обучение родителей ме­тодам воспитания детей с церебральным параличом.

В некоторых случаях дети направляются в дома ребенка системы здравоохранения, а затем в интернаты социальной защиты.

В систему помощи детям с дизартрией входит обучение в специализированных детских садах, а затем, в случае необ­ходимости, в специализированных школах для детей с тяже­лыми нарушениями речи.

В системе образования установлено типовое положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. В специализированные дошкольные образовательные учреждения дети поступают с трех лет. Развитие речи и коррекцию дизартрических расстройств осуществляет логопед, методист лечебно-физкультурного комплекса (ЛФК) прово­дит специальные занятия по физическому воспитанию и раз­витию моторных функций. Развитие голоса, музыкального слуха и чувства ритма проводится на музыкальных заняти­ях. Этот же специалист проводит занятия по логоритмике, на которых активные движения в ритме музыки сочетают­ся с выполнением различных речевых задач в соответствии с программой логопедических занятий.

Большое количество детей с дизартрией, прошедшие ре­абилитационный этап обучения в специализированных де­тских садах или логопедических группах, в дальнейшем обучаются в общеобразовательной школе. Как правило, они нуждаются либо в логопедической помощи, либо в логопеди­ческом сопровождении на всем протяжении обучения в на­чальной школе. При общеобразовательных школах имеются логопедические пункты, где логопед оказывает помощь де­тям, имеющим нарушения речи и трудности в обучении. Дети с выраженными проявлениями дизартрии могут продолжать образование в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Специализированные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи состоят из двух отделений. В первое отделение принимаются дети с нарушениями речи, препятствующими обучению в общеобразовательной школе (дизартрия, ринолалия, алалия). Во второе отделение зачисляются дети с тяжелым заиканием.

Так как выраженные признаки дизартрии в школьном воз­расте уже могут отсутствовать, то нередко трудности в обуче­нии таких детей учителя связывают с недостатками воспи­тания, низким контролем со стороны родителей, социальной запущенностью. При обнаружении трудностей в овладении детьми процессом письма и чтения школьников необходимо направлять к логопеду. Кроме этого, педагоги обязаны знать, что детям с трудностями обучения необходим несколько об­легченный режим обучения. Такой режим характеризуется не снижением уровня требований к усвоению программно­го материала, а особой организацией обучения, включаю­щей индивидуальный подход и регулярные занятия с ло­гопедом. Такие дети нуждаются в особой психологической поддержке со стороны учителя. Это выражается в ободре­нии, мягком тоне замечаний, частом поощрении любого ус­пеха и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: