21 век открывает перед человеком самые широкие возможности получения информации и удовлетворения своих познавательных интересов (интернет и т.п.), но как бы не раздвигались границы познания, как бы ни обновлялась материально-техническая база информации и просвещения, есть социальные институты, которые издавна занимаются информационно-просветительной деятельностью и будут заниматься ей и в дальнейшем, изменяя формы и методы работы.
Научно-технический прогресс вносит в деятельность этих центров культуры существенные коррективы. Значительно возрастает роль культурно-просветительной деятельности как связующего звена, объединяющего интересы, с одной стороны, организации СКД, как достаточно замкнутой информационной системы, и, с другой стороны, интересы общества в целом, без удовлетворения культурных потребностей которого существование СКУ бессмысленно.
ИПД – это целенаправленный процесс:
1. отбора, переработки и передачи информации;
2. процесс, изучающий сущность, принципы и условия формирования информационной среды;
|
|
3. процесс, выявляющий закономерности, содержание, формы и методы эффективной организации информационного взаимодействия.
СодержаниеИПД определяется как адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения.
Содержание ИПД ориентировано на личность и направлено на:
развитие природных особенностей человека (здоровье, способности мыслить, чувствовать, действовать, развивать);
развитие его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, специалистом в определенной эмоциональной сфере – программа воспитания Петербуржца);
развитие свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).
Содержание ИПД определяется:
1. культурно-исторической ситуации (хар–ся как становление развития информационного общества)
2. существующая, разработанная модель культурного образованного человека задает содерж-е ИПД.
На всех исторических этапах есть своя модель:
· в античности – спартанская модель;
· в древнем Китае – конфуцианство и т.п.
Модель, разработанная советом Европы, включает:
1. политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность участвовать в принятии решений, в функционировании и развитии демократических институтов.
2. межкультурные компетенции, т.е. понимание различий уважения друг друга, диалог культур (формирование развитее толерантности – терпимости)
3. коммуникативной компетенции – культура общения, взаимодействия, использование средств коммуникации как вербальных, так и невербальных
|
|
4. компетенция, связанная с возникновение информационного общества, владение новыми технологиями, критическое отношение к СМИ
5. компетенции, связанные с образовательной деятельностью (современный человек включен в систему непрерывного образования)
ИПД следует рассматривать как одно из средств формирования гармонично развитой, общественно активной личности. В рамках этой деят. должно соединяться общее и проф. развитие чел., совершенствование его как участника общ. производства, субъекта общ. отношений и дух. жизни общества.
В число основных социальных функций ИПД входят:
è компенсаторная функция (выполнение недостатков базового образования),
è адаптирующая функция (оказание человеку помощи в его приспособлении к изменяющейся действительности),
è креативная функция (обогащение творческих способностей человека, обеспечивающее его более активное включение в деятельность по преобразованию окружающей среды).
Принцип – это руководящая идея, исходное положение какой-л теории и науки.
Под принципом отбора содержани я понимаются основные требования, кот. следуют профессионалы в ее организации.
Принципы отбора содержания и форм ИПД – наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе отбора тех или иных форм информационно-просветительной деятельности и определяющие направленность и характер их содержания.
Среди них можно выделить:
принцип актуальности;
принцип целенаправленности (четко ставить цель, выстраивая задачи, методы д/достиж-я);
принцип непрерывности процесса информирования и просвещения (должен вестись постоянно);
принцип доступности,
принцип комплексности использования культуросозидающего потенциала природы и общества,
принцип развития инициативы и самодеятельности,
принцип дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения (принцип дифференц-го подхода (всегда ориентир-ся на целев. ауд-ю, учит-ть хар-ки ауд-ии));
принцип активизации ауд-ии;
принцип преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры,
принцип единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение людей;
принцип эстетизации общественной жизни.
Сложившаяся в настоящее время социально-культурная ситуация определяет пути обеспечения коренного совершенствования содержания и форм деятельности культурно-досуговых учреждений в области информации и просвещения, которые видятся:
Ø в отказе от сложившейся системы агитационно-пропагандистской работы и переходе к информационно-просветительской деятельности, основанной не на передаче директивных установок, а на удовлетворении, педагогической коррекции и непрерывном возвышении реально проявляемых информационно-познавательных интересов и потребностей разных групп населения (деполитизация, ориентация на личность, на интерес, запрос, социальный заказ, на дифференцированный подход).
Ø в максимальном развитии стабильных форм информационно-просветительской деятельности, обеспечивающих эффективность непрерывного просвещения;
Ø в широком внедрении элементов информирования и просвещения в комплексные формы культурно-досуговой деятельности»
Ø в ориентации центров досуга на приоритет местной информации в системе своей просветительной деятельности.
Формы ИПД. Форма – это способ организации содержания. Существуют разные подходы к классификации форм. Выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы.
Исходя из цели и направленности ИПД, выделяют группы форм:
|
|
· Формы преимущественно информационного характера (лекция, экскурсия, выставка, презентация, мастер-класс, консультация). Цель - проинформировать аудиторию, сообщить ей сведения, факты о том или ином событии. Целевая аудитория – эпизодическая, смешанная.
· Формы преимущественно просветительской направленности – абонементные формы, цикловые формы – лектории (лектории в Эрмитаже, в Русском музее и т.п.), чтения (Кантовские чтения), народный или открытый университет, школы (школа молодых мам, школа юннатов и т.п.), семинары, мастер-классы, общественные объединения. Целевая аудитория – постоянная, групповая. Цель – дать систему знаний, расширить кругозор.
· Формы, активизирующие личность. Все диалоговые формы – диспуты, дискуссии, ток-шоу, олимпиада, турниры, смотры, фестивали, ярмарки идей, аукцион знаний. Цель – формирование и развитие социально-культурной активности, познавательная активность личности. Аудитория – постоянная, групповая, целевая.
· Познавательно-развлекательная форма. Викторины, тематические дискотеки и т.п. Цель – развлекаясь, познавай. Аудитория – смешанная, эпизодическая.
Существуют и особенности в выборе тех или иных форм информационно-просветительной деятельности в работе конкретных культурно-досуговых учреждений. Единство информационно-логического и эмоционально-образного, достигаемый в условиях особой нравственно-психологической ситуации экскурсии, порождается атмосферой высокой духовности и чувством сопричастности посетителя к непреходящим ценностям культуры.