Основные стадии формирования культуры личности (Роль СКД на каждой из этих стадий)

СКД - общественно-целесообразная, нравственно-мотивированная деятельность по созданию, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры

Субъектами СКД могут быть государственные и общественные институты, отдельные лица и социальные общности, проявляющие активность в различных сферах духовной жизни.

СКД создает систему, в процессе которой формируются нравственные убеждения, нравственные чувства, нравственные поступки, поведение человека. В условиях деятельности нравственная убежденность наиболее ярко проявляется в том, что не ощущая в свободное время факторы служебного или иного юридически зафиксированного контроля, люди с исключительным упорством и последовательностью трудятся над созданием новых духовных и материальных ценностей, отдают свой досуг благородному делу пропаганды искусства. Участие в социально - культурной деятельности стимулирует рост духовных запросов, тягу к знаниям. В этой деятельности человек вырабатывает высоко моральные и духовные качества.

· средства СКД – это духовные и материальные виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды;

· методы СКД – это совокупность приемов и способов, направленных на решение конкретных просветительских, воспитательных и иных культуросозидающих задач;

· формы СКД – это стабильно применяемая совокупность средств и методов идейно – эмоционального воздействия, обеспечивающие осуществление социально – культурных процессов.

Функции СКД – формы общественной практики, обеспечивающей реализацию механизма усвоения культуры:

2. Адаптивно – нормативная – связана с хоминизацией личности, освоением индивидом основ санитарно-гигиенических качеств, адаптацией к социуму и его культуре, приобретением способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;

Функция предполагает поэтапное включение личности в мир культуры, учитывая особенности ее развития: человек – живое существо, отличающееся сознанием, индивид – конкретный человек, отличающийся определенным соматическими (строение) и иными особенностями, личность – индивид, усвоивший нормы и принципы поведения в обществе, овладевшей ее мировоззрением и утвердивший себя действием. Личностью не рождаются, но становятся в процессе освоения норм межличностного поведения. Индивидуальность – личность, проявившая себя уникальным способами, дарованиями, результатами жизнедеятельности. Этапы реализации функции:

1. Хоминизация индивида – процесс приобщения общегуман. нравств. качеств, основ физиологической и санитарно-гигиенической культуры, культуры речи, адаптация органов восприятия к конкретным формам при. и культ.среды

Социализация индивида – процесс и результат включения человека в социум, освоение и воспроизводства им соц.опыта, принятие требований, норм и принципов общественных отношений, формирование и реализация гражд, нравст., профес, обществ., семейн. функций.

2. Инкультурализация - вовлечение человека в мир культуры, в систему знаний о миров. И отеч. К-ре и сложившихся в обществе ценностных и нормативно-культ.установках; вовлечение в культуроохран., культуросозид., культуротвор.дея-ть, постижение ис-ва и культ-инф.процессов, достижение автоматизма в наиболее общих стрндартах к-ры.Процесс инкульт-и носит постоянный и непрерывный хар-р. Необходимо учитывать возрастн. особенности индивида к восприятию информации и опред.культ.ценностей.

3. Индивидуализация – это создание благоприят.условий для творч.потенций личности, ее способностей и дарований; стимулирование процесса реализации единичных и особенных прир. и соц.сов-в человека, обществ. Признание его уник.вклада в СКтво-во.

Многие становятся субъектами четвертого этапа развития личности – этапа самореализации своих творческих потенций, когда индивидуальность в полной мере раскрывает свои культуросозидающие возможности, внося в социально-культурную сферу свое «я», свою оригинальность и неповторимость.

Содержание и технология этих процессов предопределяется прикладной культурологией, а методика вовлечения человека в мир культуры строится в соответствии с требованиями социальной педагогики. Определяя методологию и методику вовлечения человека в мир культуры, прикладная культурология должна учитывать всепроникающий характер культуры и специфику ее постижения в разных сферах жизнедеятельности. Усвоение научных знаний, культуры труда и производственных отношений, как правило, опирается на логику, на разум, требует экспериментальной работы, доказательства формул, теорем, эффективности технологических процессов. Восприятие произведений искусства в первую очередь основывается на эмоциональной сфере, на эстетических чувствах. Однако в целом осознание индивидом любых ценностей духовной или материальной жизни строится на единстве информационно-логического и эмоционально-образного. На научной конференции или при разработке высоких технологий превалирует разум, на концерте симфонического оркестра или художественной выставке решающую роль играют чувства, но любое явление культуры вызывает у людей и логические умозаключения, и эмоциональное восприятие.

Как образно отметил Б.В. Раушенбах, целостное – это то, в котором обе составляющие головного мозга (и логическая, и нелогическая, основанная на чувствах) гармонично сотрудничают, и человек только в этом случае становится человеком. Индивид, вооруженный лишь логикой, сродни компьютеру; человек, абсолютно лишенный способности логически мыслить,- это что-то близкое к сумасшедшему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: