В современных рыночных условиях монополизация не может восприниматься только лишь как враг покупателей и, возможно, общества в целом. В ряде случае монополия просто необходима, таким образом возникают естественные монополисты. В качестве примера можно привести газовые предприятия, организации водоснабжения, линии связи. В большинстве случаев подобные компании принадлежат государству, которое контролирует их работу.
Для чего нужные естественные монополии? Для экономии ресурсов, поскольку крупная организация обладает рядом конкурентных преимуществ перед более мелкими: низкие издержки, большая мощность и техническая оснащенность, высокая производительность труда и т.д.
Искусственные монополии – это состояние рынка, где конкурентам вход на рынок затруднен наличием особых барьеров. В качестве примера можно привести выдачу лицензий и патентов. Запатентовав свое ноу-хау или изобретение, компания выставляет запрет все другим участникам рынка использовать в своем производстве данное решение или инновационный продукт. Так она получает неоспоримые преимущества в виде снижения себестоимости товаров, вытесняя, таким образом, конкурентов.
Для нормального функционирования любого рынка необходима и конкуренция, и монополия, но только если речь идет о естественной рыночной монополизации.
Вопрос 2 - Инфляция: причины, сущность, виды, измерение. Влияние инфляции на перераспределение и объем национального продукта.
Инфляция – обесценивание бумажных денег в форме роста цен на товары и услуги необеспеченного повышением их качества.
Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:
§ монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;
§ структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;
§ внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.
Типы инфляции
Ø Инфляция спроса – равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса. Возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыточный совокупный спрос, который толкает цены вверх. Для преодоления необходимо вмешательство государства.
Ø Инфляция предложения (издержек) – увеличение издержек производства (вследствие роста заработной платы и за счет роста цен на сырье и энергию) вызывает рост цен на товары и услуги. Снижение предложения ведет к сокращению производства и занятости, т.е. к спаду и дальнейшему сокращению расходов и постепенному выползанию из кризиса.
Ø Стагфляция — инфляция, сопровождаемая стагнацией (лат. stagnum — стоячая вода) производства, высоким уровнем безработицы и одновременным повышением уровня цен
Виды инфляции:
По характеру протекания:
· открытая – отличается продолжительным ростом цен на товары и услуги;
· скрытая (подавленная) – возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения.
В зависимости от темпа роста цен
· умеренная (ползучая) – цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно (до 10% в год);
· галопирующая – быстрый рост цен (примерно 100—150% в год);
· гиперинфляция – сверхвысокий рост цен (до 1000% в год)
По степени расхождения роста цен по различным товарным группам
· сбалансированная – цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными;
· несбалансированная – цены различных товаров по отношению друг к другу постоянно меняются
Измерение инфляции