Специфика, технологии, предмет менеджмента в СКС

Менеджмент - это искусство, технология управленческого взаимодействия руководителя с подчинеными в самых различных организационных структурах рыночной экономики для достижения конкретных целей, решения задач оптимальным путем на условиях партнерства и сотрудничества. Менеджмент - сложная ситема управления людьми и организационными процессами. Сейчас идет развитие социального менеджмента и его главная цель - социальное благо. Основоположник социального менеджмента - Питер Друкер, выделяющий следующие основания менеджмента, как особого вида деятельности:

1.Менеджмент всегда связан с человеком и его задача в том, чтобы сделать их совместную деятельность эффективной

2.Менеджмент глубоко укоренен в культуре, т.к. принадлежит различным сообществам

3.Перед менеджментом стоят простые, понятные, четкие и единые задачи, а его миссия в том, чтобы сплотить людей вокруг общих целей.

4.Основной задачей менеджмента является изучение формирование, удовлетворение потребностей людей, общества в условиях рынка

5.Любая организация предприятия должна строиться на оптимальной системе коммуникаций руководителями и подчиненными, а также структурными подразделениями

6.Для оценки эффективности менеджмента используются самые разнообразные характеристики и средства.

7.Организации и предприятия зависят в результатах своей деятельности от внешней среды и др. возмущающих факторов (например форс-мажор).

Эти основания можно считать социокультурными, т.к. они связаны с людьми, обладающими определенными обязанностями, организационной культурой.

Основные понятия менеджмента:

1.Управление - это целенаправленное систематическое воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) на основе принципа обратной связи с помощью информации для достижения цели или решения конкретных задач оптимальным путем в природе, культуре и обществе. Управление - это всегда процесс (изменчиво, вероятностно) и управление - это функция, особый вид деятельности - целенаправленный, регулирующий и организаций ситсемы различной природы.

2.Организация - система сознательно координированной деятельности, согласованно действуюшая система (Ч. Барнард). Организация - это всегда искусственная, открытая, сложная, детерминированная, стахостическая, динамическая система. Основными элементами организации является общая цель, сознательная готовность людей работать, обмен информацией и др. ресурсами. На основе характера обмена информацией выделяются открытые и закрытые орг. системы. Все организации должны отвечать таким требованиям, как наличие двух и более людей для достижения по крайней мере одной определенной цели.Основные характеристики организации: наличие ресурсов, зависимость от внешней среды, разделение труда горизонтальное и вертикальное.

3.Принятие решения - это выбор альтернативы, позволяющей с наименьшими затратами достигать целей организации. ПР - это процесс цикличный, содержание управления. Решения могут быть: запрограммированные и незапрограммированные, они могут носить интуитивный, рациональный характер или основанный на суждениях. Этапы ПР: определение проблемы и проблемного поля, поиск альтернативных решений на основе имеющийся информации, выбор решения и его реализация с последующей корректировкой. Решения могут приниматься в условиях определенности, в условиях неопределенности (форс-мажор), в условиях риска, в условиях противодействия.

4.Планирование - занимает центральное место в ситеме менеджмента. Это определение целей и показателй деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка необходимых для их решения ресурсов.

5.Делегирование полномочий - передача права полномочий нижестоящим сотрудникам. При делегировании полномочий следует учитывать некоторые правила: полномочия должны соответствовать ожиданиям подчиненных, принцип доверия подчиненным, принцип учета ошибок подчиненных, принцип вознаграждения подчиненных.

Управленческая наука существует не более ста лет, с определенной долей условности можно выделить 5 школ:

1.Научная школа - Тейлор. Основная идея - хороший менеджер должен эффективно организовать труд в своей организации. Следует различать орг. труда в широком смысле (организация приема на работу, организация обучения персонала, распределение полномочий и ответственности) и организацию труда в узком смысле (распределение обязанностей между работниками).(1885-1920)

2.Классическая школа - А.Файоль. основная идея хороший менеджмент это соблюдение определенных принципов (принцип порядка - каждый должен оказаться в нужное время в нужном месте, принцип скалярной цепочки - система власти и подчинений, принцип разделения труда, принцип вознаграждения).(1920-1950)

3.Доктрина человеческих отношений - Фюллет М. и Мэйд. Основная идея - самым главным фактором управления является система социальных взаимоотношений в коллективе. Они рекомендуют устраивать совместные пикники, празднование дней рождения сотрудников (1930-1950)

4.Поведенческая школа - Макгрегор и Герцберг. Основная идея - каждый сотрудник имеет свою индивидуальную цель, устремления, планы. Поэтому хорошо управлять - это создавать для каждого сотрудника индивидуальные благоприятные условия. Выделяют концепцию мотивации и управленческие стили. (с 1960)

5.Количественнная школа - результат труда менеджера нужно измерять количественно. Эта школа разрабатывает все возможные методики оценки и анализа результатов труда. Вальд и Севидж (с 1960)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: