Фискальная политика - это совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на систему налогово-бюджетных отношений. Основным субъектом воздействия фискальной является государственный бюджет и налоги.
Различают два типа фискальной политики: жесткую и мягкую. Жесткая фискальная политика предполагает высокое налоги и/или сокращение расходов государственного бюджета. Такой тип политик используется на фазе бума (пика) экономического цикла, когда надо сдержать деловую активность. В результате такой политики уменьшается объем производства и сокращается занятость. Мягкая фискальная политика используется в ситуации, когда экономика, находится на спаде экономического цикла. Она означает сокращение налогов и/или увеличение расходов государственного бюджета.
Основной задачей в области налогов - это определение оптимальной налоговой ставки. Известно, что при высокой ставке подоходного налога (выше 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения в целом.
Совокупный спрос и его составляющие.
Совокупный спрос(AD) - это суммарные расходы макроэкономических субъектов на конечные товары и услуги, произведённые в экономике в течение определённого периода времени.
AD включает в себя следующие элементы:
а) потребительские расходы домохозяйств (С);
б) инвестиционные расходы (I);
в) государственные закупки (G);
г) чистый экспорт (NE).
Потребление. Как известно, объём потреблении (С) прежде всего определяется величиной располагаемого дохода, который равен личному доходу частных лиц за вычетом уплаченных налогов. Динамика потребления в долгосрочном периоде связана с величиной доходов, имущества и уровня цен. Анализ совокупного спроса концентрируется главным образом на факторах реального потребления.
Инвестиции. Инвестиции (I) включает в себя частные закупки недвижимости, оборудования и запасы. Объём инвестиций определяется в основном уровнем выпуска, стоимостью капитала, ожиданиями будущей конъюнктуры.
Государственные закупки. Государственные закупки товаров и услуг (G) включают в себя, например, покупку правительством оружия, строительного оборудования, финансирования государственных школ.
Чистый экспорт. Чистый экспорт (NE) равен разности между стоимостью экспорта и импорта. Объём импорта зависит от величины внутренних доходов и объёма производства внутри страны, соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках и обменного курса национальной валюты. Экспорт определяется доходами и объёмом производства за рубежом, соотношением цен и валютным курсом.
Таким образом. Совокупный спрос может быть выражен:
AD=C+I+G=NE.
На совокупный спрос оказывает влияние ценовые и неценовые факторы. Важнейшим фактором совокупного спроса выступает цена.
Кривая совокупного спроса (AD) показывает количество товаров и услуг, которое будет куплено при каждом данном уровне цен.
Изменение объёма совокупного спроса выражается в движении вдоль кривой AD. Согласно количественной теории денег: MV=PY. Отсюда Yd=MV/P, где Р - уровень цен в экономике; Yd- реальный объём дохода; М- количество денег в экономике; V- скорость обращения денег.
На рис. 1.1 приведены различные сочетания Р и Y (при постоянном предложении денег).
На оси абсцисс - реальный ВНП, или реальный объём производства. На оси ординат - уровень цен, или дефлятор, т.е. не абсолютный, а относительный показатель.
Рис. 1.1. Кривая совокупного спроса
Кривая AD направлена вниз, так как рост цен (Р вверх) сокращает реальные запасы денежных средств (M/P).
Следовательно спрос на товары и услуги сокращается (Y) Этим объясняется обратная зависимость между величиной AD и уровнем цен (при условии, что предложение денег и скорость и обращения фиксированы).
Мультипликатор государственных расходов.
Правительственные расходы – это расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг.
Они включают в себя 2 составляющие:
Собственно правительственные расходы.
Закупки товаров и услуг как для собственного потребления государства, так и для регулирования рынка. Они составляют ≈ 20% от ВНП.
Разумная политика государственных расходов служит цели стабилизации экономического развития. Государственные расходы и налоги оказывают воздействие на всю массу совокупных расходов, а значит влияют и на объем национального производства и на занятость населения.
ГРАФИК
Совокупные расходы представляют собой расходы населения (С), предприятия (I), государственные расходы (G).
Прямая OLKM характеризует состояние, когда вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятиями и государством.
Вводим функцию потребления и график потребления «С». он пересекает указанную прямую в точке L, что означает, что расходы равны потреблению.
Вводим вторую прямую «С+I». Она означает, что в результате закупок предпринимателем спрос на рынке увеличился на величину инвестиций.
Точка К означает, что на весь произведенный ВНП предъявлен спрос населения и предприятий.
Введем график функций «G+I+C». Государственные расходы увеличивают размер совокупных расходов и стимулируют рост совокупного спроса, в следствие чего увеличивается производство ВНП.
Точка М означает равновесный уровень ВНП, при котором совокупные расходы равны произведенному объему ВНП.
Вывод: государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объем национального производства, а значит и занятость населения.
Они, как инвестиции, обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор гос. расходов показывает приращение ВНП в результате приращения гос. расходов, потраченных на закупку товаров и услуг.
KG = ∆ВНП / ∆G
KG – мультипликатор гос. расходов
∆ВНП – приращение ВНП
∆G – приращение гос. расходов
Мультипликатор можно определить, используя предельную склонность к потреблению.
KG = 1 / (1-MPC) => ∆ВНП = 1 / (1-MPC)*∆G = KG*∆G