Протекционизм – как одно из направлений внешнеторговой политики

По мере развития производительных сил в недрах феодального строя стала зарождаться простая кооперация, а затем и мануфактурное производство, т.е. сравнительно крупные предприятия, основанные на ручной технике при детальном разделении труда между рабочими. Вместе с изменениями в производительных силах происходили и изменения во внешнеторговой политике. Меркантилизм постепенно стал менять присущие ему функции и постепенно трансформировался в политику протекционизма (защита покровительства), задачей которого было уже не накопление денег государством, а покровительство зарождающейся промышленности с помощью таможенных пошлин, а впоследствии и количественных ограничений. С течением времени арсенал средств протекционистской политики значительно расширился. Политика протекционизма, таким образом, направлена на защиту национальной экономики, поощрение развития отечественного производства, способного создавать аналоги импортных товаров. Однако у протекционизма есть и оборотная сторона: поддерживая завышенные цены на импортные товары, защищая их высокими пошлинами, он ослабляет побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Кроме того, слишком жесткий протекционизм может спровоцировать торговых партнеров на принятие ответных мер, которые могут нанести ущерб, превышающий выигрыш от введенных защитных мер.

В торговой практике широко практикуются оба направления внешнеторговой политики — как протекционизм, так и свобода торговли. При этом в «чистом виде» они практически никогда не используются. Государство часто вмешивается в международную торговлю, например, из соображений государственной безопасности или по таким социальным причинам, как поддержка определенного класса, скажем крестьянства, или по экономическим причинам. К последним относится защита основных отраслей промышленности от дешевого импорта, обеспечение благоприятных условий торговли (или оптимальных тарифов и защита от импорта из стран с нищенским уровнем оплаты труда). Тем не менее, можно весьма грубо сформулировать причины, определяющие позицию государства в проведении той или иной политики, т.е. влияющие на решение вопроса: протекционизм или свобода торговли?

В основе протекционистской политики лежало стремление защитить внутреннюю экономику с помощью таможенных пошлин или количественного ограничения импорта, а иногда и экспорта товаров. Это направление в политике имеет место в те периоды, когда внутренняя экономика данной страны или ее отдельные отрасли были недостаточно конкурентоспособны на мировом рынке и поэтому нуждается в помощи государства, которое и создавало систему защиты слабых отраслей, используя для этого определенный набор торгово-политических средств.

Напротив, когда экономика одной из стран вырывалась вперед в своем развитии по сравнению с другими государствами, ее представители выступали с требованием устранить препятствия на пути движения товаров, в первую очередь таможенные пошлины и количественные ограничения, т.е. выступали под лозунгом свободы торговли.

Как свидетельствует история, до последнего времени основным направлением в политики был протекционизм. Свободная торговля проявлялась лишь эпизодически, составляла исключение на фоне протекционизма.

Образование крупных монополистических объединений (концернов, трестов и т.п.) привело к серьезным изменениям в существе политики протекционизма, выразившимся в появлении нового его направления, так называемого сверхпротекционизма. Его отличие от протекционизма свободной конкуренции состоит в том, что если на домонополистической стадии протекционизм, как правило, был направлен на защиту от иностранной конкуренции наиболее слабых, не конкурентоспособных отраслей экономики, то монополистический сверхпротекционизм стал защищать как раз наиболее развитые, мощные, наиболее монополизированные отрасли.

Цель такого рода политики состояла в том, чтобы находящиеся под усиленной защитой секторы экономики имели возможность за счет высокого уровня цен получать на внутреннем рынке высокую монопольную прибыль, опираясь на которую вести наступление (с помощью низких цен) на мировом рынке с целью вытеснения конкурентов. В этой связи такая политика получила название наступательного или агрессивного протекционизма.

Все сказанное по поводу сверхпротекционизма позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, на примере сверх протекционизма мы впервые сталкиваемся с ситуацией, когда протекционизм используется не для защиты национальной экономики, а в наступательных целях — для завоевания зарубежных рынков. Во-вторых, политика протекционизма — это не только политика защиты, но и политика наступления. Позднее мы увидим, что в арсенале протекционистских средств имеется широкий набор не только мер защиты, но и наступления, покровительствующих экспансии национальных производителей на внешних рынках.

Особое место в системе внешнеторговой политики в последние десятилетия занимают транснациональное компании (ТПК). Филиалы и дочерние фирмы ТНК связаны между собой системой Соглашений о распределении рынков, ценах и условиях продажи, защите торговых марок и патентов. Эти Соглашения заключаются на межфирменном уровне, сведения о них, как правило, гласности не придаются. Таким образом, хотя ТНК и не возводят торгово-политических барьеров, упомянутые соглашения создают препятствия для импорта не менее ощутимые, чем те, которые образуются с помощью обычных торгово-политических барьеров.

Этот частномонополистический протекционизм, являющийся одной из специфических черт современной внешнеэкономической политики, получил название ограничительной практики монополий.

Объективные требования интернационализации экономики способствовали проходящим сейчас в мире интеграционным процессам, оказывающим огромное воздействие на формирование современной внешнеторговой политики. В результате деятельности интеграционных группировок происходит формирование единой для них системы регулирования внешнеэкономических связей, получившей название коллективного протекционизма. Коллективный протекционизм является своего рода «гибридом» протекционизма и свободы торговли. Страны — участницы интеграционной группировки осуществляют экономические связи друг с другом без каких-либо ограничений (свобода торговли). В то же время в отношении не участвующих, так называемых третьих, стран проводится согласованная единая протекционистская политика. Наиболее характерным примером является Европейский союз.

Процесс интернационализации экономики, явившийся в значительной мере следствием углубления международного разделения труда и на его основе специализации и кооперирования производства отдельных стран, привел к серьезным изменениям в современной внешнеторговой политике. Подетальное и даже технологическое разделение труда между отдельными странами, постоянно возрастающая роль в мировой экономике и торговле ТНК заставили страны участницы мировой торговли пересмотреть свое отношение к протекционизму как основному направлению внешнеторговой политики. Еще в 1947 г. в момент создания ГАТТ перед соглашением была поставлена задача постепенной либерализации мировой торговли путем снижения таможенных пошлин. Происшедшие к середине 60-х годов прошлого века серьезные изменения в товарной структуре мировой торговли, выразившиеся в возрастании удельного веса готовых изделий, привели к усилению роли средств мер нетарифного, в первую очередь так называемого «скрытого», протекционизма. Это поставило на повестку дня в деятельности ГАТТ вопросы, связанные с унификацией и этих торгово-политических средств, а на этой основе и проблемы либерализации в данной области.

Современное состояние международного разделения труда вызвало глобализацию мировой экономики. Этот термин означает процесс создания общемирового экономического пространства, в рамках которого действуют одинаковые или близкие по своему существу нормы, политические и экономические концепции в области производства, между народной торговли, движения услуг и капиталов.

Сложилась ситуация, когда ни одна из стран, какой бы большой и экономически мощной она ни была, не в состоянии существовать без внешнеэкономических связей с другими государствами. В качестве примера можно привести фирму «Форд», которая собирала одну из своих европейских моделей — «форд-Эскорт» на двух предприятиях в Великобритании и Германии. детали, узлы и компоненты поступали на эти предприятия с десятков заводов-субподрядчиков, расположенных в 15 странах, включая Японию, США и Канаду. В этих условиях можно предположить, что фирма «Форд» совершенно не заинтересована в существовании не только высоких таможенных пошлин, но нетарифных ограничений.

Учитывая сказанное выше, вряд ли можно согласиться с утверждением, что для современного протекционизма — неопротекционизма характерно усиление административных, финансовых, кредитных, технических и других средств, которые «серьезно затрудняют свободное передвижение товаров через границы государств». На наш взгляд, исключительная заинтересованность, в первую очередь, промышленно развитых стран в максимальном облегчении доступа на свои рынки комплектующих изделий заставляет их предпринимать шаги по либерализации международной торговли, о чем, в частности, свидетельствуют процессы, проходящие в ГАТТ/ВТО. Создание препятствий свободному перемещению товаров через границы решительно противоречит и интересам современных ТПК, роль которых в мировой экономике и торговле постоянно растет. В то же время развитые страны и ТНК стремятся максимально расширить рынки сбыта своих товаров, что имеет следствием стремление к либерализации Торгово-политических режимов партнеров, в том числе в рамках ГАТТ/ВТО, увеличению рынков сбыта (расширение Европейского союза и ликвидация в его рамках все еще остающихся барьеров) и, наконец, широкое использование все новых и новых средств стимулирования экспорта.

Таким образом, для неопротекционизма характерно стремление к либерализации торговли, в том числе и путем создания интеграционных группировок, а также создание разветвленной системы стимулирования (поощрения) экспорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: