В последней трети ХVIII в. в Англии начался промышленный переворот, который означал переход к машинной индустрии. Изобретение прядильной машины, ткацкого станка, а затем и паровой машины, которая стала применяться не только в промышленности, но и на транспорте имело следствием серьезный прорыв Англии в области производства. В результате она значительно обогнала континентальную Европу в области организации промышленного производства: английские предприятия стали выпускать продукцию с более низкими издержками.
В этих условиях английский экономист А. Смит, а затем Д. Рикардо выдвинули новую концепцию внешнеторговой политики, которая получила название свободы торговли. Главная идея их учения состояла в том, что наибольшую выгоду получают страны, активно участвующие в международном разделении труда на основе издержек производства торговли, как они выражались, затрат труда (абсолютных — по А. Смиту и относительных — по Д. Рикардо). В дальнейшем их взгляды были развиты шведскими учеными Э. Хекшером и Б. Олиным сформулировавшими так называемую теорию факторов производства, а также целым рядом других ученых — сторонников неолиберальной школы.
Свободная торговля — политика невмешательства государства в международную торговлю. В этом случае последняя, осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. Несмотря на то, что теория свободной торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, политика невмешательства государства в международную торговлю практикуется очень осторожно.
Поскольку фритредерство является противоположностью ортодоксального протекционизма, то все его позитивные аспекты выступают как критика протекционизма. Положительные воздействия свободной торговли состоят в том, что она:
• стимулирует процессы конкуренции, как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом;
• позволяет осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ;
• создает возможности для использования международной специализации, которая является основой роста прибылей и производителей, и потребителей; содействует расширению границ рынка: создает основы для массового производства и получения положительного эффекта от него.
Сторонники фритредерства полагают, что аргументы в пользу протекционизма являются дискуссионными, поскольку те цели, которые он ставит перед собой, можно достичь с меньшими издержками.
Предшественником свободы торговли в ХХ в. стал новый экономический порядок, который был предложен в форме международных торгово - экономических отношений США как ведущей державы мира, вышедшей из второй мировой войны еще более богатой и процветающей, чем прежде. «Новый экономический порядок» являлся в тот период основой реализации интересов США и их ТНК во взаимоотношениях с менее развитыми странами.
Современный французский экономист М. Пебро дает классическое определение, свободы торговли: «это наиболее благоприятное правило игры для лидирующей экономики». Страны, у которых наблюдается серьезный разрыв в уровнях технологических укладов, не смогут стать полноценными, равноправными партнерами. Свобода торговли будет проявляться для стран с более низким технико-технологическим укладом как закон товарообмена (закон стоимости), в соответствии, с которым развитая страна всегда получает несравнимо более значимую выгоду от обмена, чем бедная. «Слепое применение принципа свободы торговли привело бы к подчинению слабого сильным, к возникновению объективной ситуации экономического колониализма, невыносимой для стран», — делает вывод М. Пебро[3].
Развитые страны Запада, имеющие прочные позиции на мировых рынках, заинтересованы в том, чтобы внешнеторговая политика России проводилась в духе фритредерства, поскольку это создает для них безусловные односторонние преимущества. Признавая определенные позитивные стороны свободы торговли, следует заметить, что такая политика должна быть прагматичной, а протекционизм — стимулирующим национального предпринимателя. Примером может служить путь развития, который прошли развитые страны.
В период после промышленного переворота, когда Англия являлась техническим лидером, «фабрикой мира», США и Германия развивались под давлением английской промышленности и являлись поставщиками сырья (США — хлопка, Германия — хлеба), а также покупателями английских промышленных товаров. Чтобы избавиться от экономической зависимости, эти страны встали на путь протекционизма, чем создали условия для укрепления национальной промышленности. За короткий период произошли ограничения, и даже разрыв традиционных экономических связей. Однако, укрепив национальную промышленность и подчинив своему влиянию внутренний рынок, американский и германский капитал выходят на международный рынок и пользуются выгодами международного разделения труда уже в качестве лидирующих партнеров.
Существование прямо противоположных подходов к политике внешней торговли и равнозначимое теоретическое обоснование свидетельствуют об их равноценности и бесперспективности абсолютизации каждого из них. Очевидно, что строгое применение развивающимися странами принципов свободы торговли поставило бы под сомнение возможности протекания процессов индустриализации в этих странах.
Наиболее развитые страны стоят на позициях прагматизма в каждом конкретном случае. Признавал ценность свободы торговли и являясь автором теории абсолютных преимуществ, А. Смит тем не менее считал, что необходимо избегать чрезмерной насыщенности национального рынка иностранными товарами, которая обострила бы проблему занятости. Дж. Милль, обосновавший теорию международной стоимости, рекомендовал обеспечить определенный уровень защиты развивающимся странам и зарождающимся отраслям промышленности. Такие позиции поддерживаются многими развивающимися странами и на пороге ХХI в.
В противоположность ВТО, которая ставит задачи дальнейшей либерализации торговли, развивающиеся страны считают эту задачу преждевременной, полагая необходимым сосредоточиться на анализе выполнения действующих соглашений, для них это наиболее актуально, поскольку развивающиеся страны все чаще заявляют о наличии трудностей, с которыми им приходится сталкиваться при реализации заключенных соглашений.
Они недовольны формальным подходом промышленно развитых стран к выполнению достигнутых договоренностей о расширении доступа иностранных товаров на свои рынки.
Развивающиеся государства заявляют, что при экспорте в западные страны своей продукции — сельскохозяйственной, рыболовной, легком и электронной промышленности — они продолжают сталкиваться там с серьезными трудностями. Речь идет о субсидиях национальным производителям сельскохозяйственной продукции, тарифных и нетарифных барьерах, а также об антидемпинговых мерах. Развивающиеся страны не удовлетворяет концепция антидемпинговых мер, которую реализует в своей политике ВТО.
Лидер мировой экономики, США активно демонстрируют приверженность либеральным подходам и свободе торговли, что, однако, совсем не мешает им активнее способствовать развитию национальной американской промышленности, укреплять научно-технический потенциал и достигнутое лидерство.
Правительство должно проводить такую политику, чтобы страна получала выгоду. Национально-экономические интересы могут не совпадать с интересами отдельных фирм, граждан. Обычно страна в целом выигрывает от участия в международном обмене, но некоторые группы ее граждан могут при этом пострадать.
Итак, экономическая мысль и хозяйственная практика ХХ в. Развиваются в дискуссии приверженцев свободной торговли и протекционизма доминируют фритредерские взгляды, однако в отдельные периоды наблюдается оживление протекционистских подходов. Факторами, обусловившими их рождение, стали экономический кризис 1929-1933 гг., Первая и Вторая мировые войны. К началу ХХ в. достаточно прочное место заняли концепции, рассматривающие национальное хозяйство в качестве открытой экономики, ориентированной на мировой рынок. Но и в наши дни торговая политика колеблется между более-менее либеральными и протекционистскими мерами. Практика демонстрирует большую или меньшую степень государственного регулирования внешней торговли. Она зависит от конкретно- исторических, экономических, политических и социальных задач а стране и обстановке в мире
Хотя просматривается общая тенденция к либерализации, страны активно используют тарифные и нетарифные формы протекционизма для достижения различных целей: защиты национальной промышленности, сохранения рабочих мест и поддержания занятости, создания новых конкурентоспособных отраслей, пополнения доходной части бюджета и др. Реально происходит изменение хозяйственных функций государства в сторону активного участия в борьбе за мирохозяйственные позиции. Либерализация внешней торговли — не самоцель, а важное средство достижения стратегических целей экономического развития.