Нота Народного Комиссара Иностранных Дел Азербайджанское ССР Представителю Политического Агентства Италии в Азербайджане Колаианни

Между 8 и 31 мая 1921 г.

В ответ иа Ваше отношение от 8 мая с. г. за № 845 честь имею заверить Вас, что Азербайджанское Советское Правительство, несмотря иа ряд объективных, не от его воли зависящих обстоятельств, всегда стремилось к тому, чтобы завязать самые тесные деловые торговые отношения с Италией, даже, невзирая иа отсутствие со стороны вашего Правительства признания де-юре Аз. ССР и ясно выраженного намерения.его достигнуть установления договорных отношений между нашими странами.

, Останавливаясь с чувством глубокого удовлетворения на совете вашего Правительства пароходным обществам о вхождении в контакт с Советскими Республиками, что рассматривается нами как ясное выражение воли вашего Правительства завязать с Аз. ССР торговые связи, мое Правительство охотно примет все необходимые меры к тому, чтобы устранить все обстоятельства, способные затормозить или затруднить наше деловое общение с Италией.

Вполне понимая и должным образом оценивая Ваше заявление о необходимости поставить итальянские фирмы вие риска потерь при ведении ими торговых операций с Аз. ССР вследствие законодательных актов Аз. ССР, мое Правительство охотно согласится иа выдачу тех или иных достаточных гарантий, при наличии которых итальянские фирмы могли бы уверенно начать торговые сношения с Аз. ССР.

Вместе с тем п целях укрепления в торговом мнре Италии уверенности в возможности нормального товарообмена с •Аз. ССР, принимавшей, как неоднократно мы заверяли Вас, пес необходимые меры к охране интересов итальянских торговых фирм, мое Правительство не может ие подтвердить своего принципиальною согласия на то, чтобы по надлежащем выяснении обоснованности претензий соответствующих фирм па но смещение убытков, проистекающих из торговых операции между памп и Италией, было дано надлежащее удоилегипреине,

Примите уверение в моем совершенном уважении.

Наркоминдел \Гусейнов\

II•'lut nu щх

И упоминаемом письме представителя политического агентства Италии Д) Азербайджане № 845 от 8 мая Ï921 г., в частности, говорилось:

«Итальянское Правительство доказывает свое желание завязать самые тесные деловые отношения со всем составом Советских Республик — с


РСФСР, и в особенности с Закавказскими, поддерживая регулярные рейсы между итальянскими портами и Батумом. Кроме того. Итальянское Правительство советует всем частным пароходным обществам войти в контакт с советским торговым миром».

В письме выражалось также пожелание, чтобы итальянским фирмам были предоставлены соответствующие гарантии.

103. [Протокол о Согласительных комиссиях по ликвидации пограничных инцидентов, заключенный Уполномоченными Правительств РСФСР, УССР и БССР, с одной стороны, и Польши — с другой]

[/ июня 1921 г.]

Собравшись в гор. Минске 1 июня 1921 года, Уполномоченные Правительств Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, Украинской и Белорусской Социалистических Советских Республик, с одной стороны, и Польской Республики — с другой, согласились иа нижеследующую инструкцию для Согласительных комиссий по ликвидации пограничных инцидентов:

Инструкция

§ I

В случае возникновения конфликтов на границе между Россией, Белоруссией и Украиной, с одной стороны, и Польшей— с другой, таковые впредь до окончательного установления пограничной линии подлежат разрешению Согласительных комиссий по ликвидации пограничных инцидентов.

Решению Согласительных комиссий подлежат конфликты, возникшие со дня подписания настоящего протокола. Конфликты, возникшие до этого срока, подлежат разрешению в дипломатическом порядке.

§2

Вся граница между Россией, Белоруссией и Украиной, с одной стороны, и Польшей — с другой, делится на пять участков, соответствующих участкам пограничных Подкомиссий, с тем, что на каждом участке работает особая Согласительная комиссия.

Деление это на участки может быть изменено по соглашению Правительств обеих сторон.

§3

Для работ по ликвидации конфликтов каждая сторона назначает свою часть комиссии из трех членов, которые съез-


жаются с представителями другой стороны для решения возникших споров.

§4

Местами съездов Согласительных комиссий назначаются для соответственных участков пункты: Полоцк и Вилейка; Минск и Несвиж; Олевск и Лахва; Новоград-Волынский и Кремеиец; Проскуров и Чертков.

Первые съезды состоятся 20 июня 1921 года в пунктах: Вилейка, Минск, Лахва, Нов[оград]-Волынский и Чертков.

Дальнейшие съезды происходят в сроки по соглашению сторон на предыдущем съезде с тем, однако, чтобы иа каждом участке съезды происходили не реже одного раза в две недели.

§5

Задачей Согласительных комиссий является:

1) разрешение в духе взаимной доброжелательности и сохранения добрососедских отношений всякого рода возникших пограничных конфликтов между военными и гражданскими властями либо гражданами одной стороны и военными и гражданскими властями либо гражданами другой стороны;

2) выяснение причин возникших конфликтов и предложение соответствующим властям мер предупреждения подобных конфликтов впредь.

§6

Согласительные комиссии по заявлению одной из сторон:

1) собирают фактический материал, причем каждая сторона производит следствие иа своей территории, стараясь представить возможно полное освещение конфликта; по взаимному соглашению стороны могут производить следствие и совместно;

2) решают, кто виноват в конфликте и каким образом он подлежит ликвидации.

§7

lV'HKiimi Согласительных комнеспйобязательныдля обеих порой.

При этом решения о возвращении предметов или людей»шляются окончательными, постановления же о возмещении убытком с указанием подлежащей возмещению денежной суммы приобретают законную силу только после утверждения постановления соответствующими государственными органами 'loii стороны, на которую возложена обязанность возмещения убытков.


§ 8 -

Решения Согласительных комиссий не предрешают вопроса о прохождении пограничной линии.

§9

Стороны в Согласительных комиссиях доводят до сведения другой стороны о мерах предупреждения, принятых по предложениям, предусмотренным в § 5 п. 2 настоящей инструкции.

§ Ю

Решения и постановления Согласительных комиссий выносятся в письменном виде За подписью всех членов комиссии.

§ И

Заседания Согласительных комиссий ведутся на языках сторон.

Председательствование на съездах ведется председателями обеих сторон поочередно.

§ 12

Члены Согласительных комиссии снабжаются мандатами от Комиссариата (Министерства) Иностранных Дел.

§ 13

Членам Согласительных комиссий гарантируется личная неприкосновенность и неприкосновенность багажа. Вес багажа каждого лица ие может превышать 50 килограммов.

§ 14

Настоящая инструкция вступает в силу с момента ее подписания.

В удостоверение чего Уполномоченные Сторон подписали настоящий Протокол.

Минск, 1 июня 1921 года

Лоренц Роман Кноль

Иорданский Ян Клим

Печат. по арх. Опубл, в «Сборнике действующих договоров.,,», вып. Il, М, 1921, стр. 83—85.


104. Нота Правительства РСФСР Правительствам Великобритании, Франции и Италии*

/ июня 1921 г. № 12451

Борьба трудящихся масс России за мир и за право самостоятельно располагать своей судьбой вступила в полосу новых испытаний. Гигантскими усилиями и чудесами героизма, доблестно отразив соединенные атакн со стороны внутренней контрреволюции и большинства держав извне, онн завоевали право управляться собственными Советами рабочих и крестьян. Они надеялись отныне обеспечить себе возможность свободно отдаться внутреннему восстановлению России, сотрудничая с другими странами во взаимных интересах и для достижения поставленных перед ними экономических задач.

К сожалению, их надежда была обманута новой попыткой внешнего вмешательства и новым координированным нападением русской контрреволюции и иностранных правительств. Под защитой японских штыков белогвардейцы Владивостока, представляющие лишь ничтожную кучку, внезапно захватили власть в этом городе. Такой же переворот был совершен в Никольске-Уссуринске и в других оккупированных японцами местностях. Таким образом, отъявленнейшая контрреволюция водворена японской вооруженной силой в области ее оккупации.

Русские рабоче-крестьянские массы Дальнего Востока сделали все от них зависящее, чтобы добиться приемлемого мира с Японией. Они образовали отдельную демократическую республику, чтобы сделать возможным этот мир, и независимая Дальневосточная Республика подписала с этой целью соглашение с Японией, которая под этим именно условием и была готова вывести свои войска из этих областей и вернуть свободу русским народным массам Дальнего Востока. От их имени Правительство их республики неустанно стремилось к заключению полного соглашения с Японией, с тем чтобы жить с нею и мире н добрососедских отношениях. Но японское правительство ответило на миролюбивые усилия новым жестоким нападением на их внутреннюю свободу и иа их niiciiiilioio шмаииспмость.

ЗлсГиппс прагм русских народных масс — крайние реакционеры, iiunoii целью которых является завоевать Сибирь с помощью японских штыков п затем стать там подчиненными агентами японских завоевателей, насильственно захватили

* Нручсна правительству Великобритании, официальным представителем РСФСР в Великобритании Л. Б. Красиным и правительству Италии председателем Российской экономической делегации в Италии В. В. Воровским; передана по радио на имя министра иностранных дел Франции Бриана.


власть в тех местах, иа которые распространяется господство японских вооруженных сил. Однако этот первый шаг на пути к попытке завоевать Сибирь не является одиночным фактом. Японское правительство раздает своим отечественным капиталистам право иа рыбную ловлю в водах Камчатки, каковое право до сих пор принадлежало русским кооперативам и другим нашим гражданам. Япония вводит там свой контроль и завладевает налогами с рыбных промыслов на Камчатке; это является самовольным захватом и расхищением богатств России, что Российское Правительство рассматривает как нарушение элементарных прав народных масс России. В тоже время с помощью японской вооруженной силы остатки контрреволюционных банд Семенова и Каппеля держатся иа границе Китая и занимают Китайско-Восточную железную дорогу, и только при поддержке японских вспомогательных войск банды Уигерна терроризируют Монголию и подготовляют там свои атаки против Российской Республики. Агенты японского империализма проникают в Среднюю Азию, стараясь поднимать там восстания, а эмиссары туркестанских контрреволюционных элементов стекаются в Японию для совместной выработки там своих планов. Российская Республика многократно повторяла свои мирные предложения японскому правительству, и тем не менее, несмотря на все стремления России к миру, японское правительство в настоящее время является инициатором новой интервенционистской кампании, направленной против власти русских рабочих и крестьян.

Советское Правительство, выразитель их воли, предупреждает японское правительство, что широкие народные массы России, взявшие свою судьбу в свои собственные руки и отразившие все атаки своих врагов, в состоянии будут победоносно вести эту новую борьбу и в более чем достаточной степени дадут почувствовать свою силу тем, которые напали на них.

Однако ответственность за эти враждебные акты ие может быть возложена на одно лишь японское правительство. Имеются доказательства, что Французское Правительство в своей непримиримой вражде к власти рабочих и крестьян в России является активным подстрекателем этой новой интервенционистской кампании и принимает участие в японских завоевательных планах в Сибири. Советская Россия не может не считать все державы Антанты нравственно ответственными за это новое звено интервенционистской цепи, являющейся делом коллективного творчества держав Антанты. Она видит в этом со стороны Британского Правительства проявление враждебной деятельности, не соответствующей Аигло-Русскому договору *.

* См. т. Ш, док. М> 344.


Российское Правительство самым энергичным образом протестует против этих актов, направленных против России непосредственно или же косвенно против дружественной Дальневосточной Республики и оставляет за собой право сделать из этого неизбежные выводы.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

Чичерин

Лечат, по арх. Опубл. в газ, «Известия» M 120(1263), 3 июня 1921 г.

105. Нота Правительств РСФСР и УССР Правительству Румынии*

/ июня 1921 г. № 12157

Российское и Украинское Правительства согласны, чтобы русский миноносец или какое-либо другое русское военное судно, имеющее иа своем борту Российско-Украинскую делегацию, встретилось в водах Днестровского лимана с Румынской делегацией, имеющей прибыть на румынском судне. Председателем Российско-Украинской делегации будет член Коллегии Украинского Народного Комиссариата Иностранных Дел и представитель его в Одессе, гражданин Яковлев, а членами ее — представители Главного штаба Медель и Главного морского штаба Степанов.

Народный Комиссар по Иностранным Делам РСФСР

Чичерин

Председатель Совета Народных Комиссаров

и Народный Комиссар по Иностранным Делам УССР

Раковский

Печаг. по арх. Опубл. в газ. «Известия* Jtë 119(1262), 2 июня 1921 г.

106. Нота Полномочного Представителя РСФСР в Финляндии Министру Иностранных Дел Финляндии Холсти

; июня 1921 г. № 945

Господин Министр,

Мне с сожалением приходится отметить, что Ваша нота ит M мил ито года № 7060, полученная мною 20 мая, ие дает удоилгмифителыюго ответа иа запросы моего Правительство, изложенные мною в ноте № 232 от 26 марта сего года **.

Монтируя свой отказ возвратить Российскому Прави-тсльпму государственное имущество, отобранное у России и

* Передана по радио на имя министра иностранных дел Румынии Ионсску.

** См. док. № 18.


увезенное в Финляндию кронштадтскими беженцами, и пытаясь оправдать свое намерение удержать вооружение, ими привезенное в Финляндию в виде обеспечения для покрытия расходов, которые данные беженцы причинят Финляндскому государству, Фниляидское Правительство ссылается на «принципы международного права убежища, действующие в настоящее время», ие указывая, однако, точно, какие это принципы, на которые оно в данном случае опирается.

Советское Правительство России вполне признает право убежища, позволяющее любому государству допустить на свою территорию и разрешить пребывание на ией подданных иностранных государств, преследуемых иа нх родине. Советское Правительство неоднократно доказывало, что оио реально признает право убежища, разрешая пребывание на своей территории и оказывая содействие и защиту выходцам из буржуазных стран, принужденных бежать от преследования со стороны своих правительств. Мие достаточно отметить факт, что после революции 1918 г. значительное число финляндских подданных нашло убежище и защиту в России. Точно так же Советское Правительство никогда не оспаривало право других стран давать убежище лицам, пытающимся уклониться от розысков суда в России. В особенности же Российское Правительство никогда не протестовало против того факта, что Финляндское Правительство приютило большое число русских контрреволюционеров.

Но как бы высоко ни ценило Российское Правительство право убежища, это ни в коем случае не обязывает его покрывать расходы, обусловленные содержанием контрреволюционеров, приютившихся за границей, так же как со своей стороны Советское Правительство никогда не думало требовать, чтобы расходы, вызванные иностранными беженцами, ищущими убежища в России, были бы уплачены государствами, из которых они прибыли. Однако Финляндское Правительство, претендующее удержать оружие, захваченное в России и вывезенное в Финляндию кронштадтскими беженцами, «в виде обеспечения для покрытия расходов, которые эти беженцы причинят Финляндскому государству», очевидно становится на нелепую точку зрения, которая никоим образом не может быть оправдываема никакими принципами или нормами международного права убежища.

Ввиду этого недопустимого толкования права убежища в Вашей ноте, господии Министр, и считая, что распоряжений Финляндского Правительства по этому вопросу находится в прямом противоречии с международными нормами, действующими в настоящее время, я принужден заявить от имени моего Правительства, что такое толкование может вызвать нежелательные осложнения, и я имею честь настаивать перед Финляндским Правительством иа требовании соблаговолить


вернуть Советскому Правительству всю государственную собственность, включая вооружение, захваченное в России кронштадтскими беженцами и увезенное ими в Финляндию.

Примите, господин Министр, уверения в моем совершенном почтении.

[Берзин]

Лечат, по арх.

107. Радиограмма Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР всем Представителям РСФСР в европейских

странах

2 июня 1921 г.

Имеем сведения, что японцы по соглашению с Францией и при попустительстве других держав Антанты собираются перебросить врангелевцев во Владивосток для участия оттуда в интервенции против нас и против Дальневосточной Республики, связанной с нами договором и тесной дружбой.

Решительно протестуя против этого дальнейшего шага на пути возобновления интервенции, предостерегаем правительства, которых участие в этом деле возможно, что рассмотрим это как ярко враждебный шаг и будем делать выводы. Предостерегаем также широкие массы по поводу готовящегося нового удара. Передача японцами Владивостока крайне реакционной группе есть первый шаг на пути этой интервенции и перевозка туда Врангеля есть дальнейший шаг, открывающий японцам дальнейшие возможности.

Чичерин

Лечат, по арх.

108. Нота Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Министру Иностранных Дел Норвегии Мишле

Передано по радио 2 июня 1921 г. № 4464/4

И шмег п.! Вашу радиотелеграмму от 16 мая и в дополнении к моей радиотелеграмме от 9 мая * считаю своим долгом сообщим. Вам, что мое Правительство было бы виновато nopivi народом России, переживающим серьезный продовольственный кризис, если бы оно заняло пассивную позицию в отношении иностранных судов, использующих богатства русских территориальных вод. Вопрос о 3 судах, задержанных возле мыса Коиушин, будет в скором времени разрешен

* См, док, № 76.


подлежащим местным судом. В отношении безотлагательной отправки в Норвегию экипажей задержанных судов необходимые меры приняты.

Заместитель Народного Комиссара по Иностранным Делам

Литвинов

Лечат, по арх.

В упоминаемой поте Мишле от 16 мая 1921 г. говорилось: «На Ваш № Ï0211 от 9 мая. Не затрагивая вопроса о том, является ли море к югу от линии Святой Нос—Канин Нос русским внутренним морем, я имею честь просить Вас о любезности освободить 3 задержанных судна, а также грузы и экипажи».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: