Печат. по арх. 268. Обмен йотами между Временным Поверенным в Делах СССР в Италии и Заместителем Министра Иностранных Дел Италии о порядке наложения ареста и обращении

268. Обмен йотами между Временным Поверенным в Делах СССР в Италии и Заместителем Министра Иностранных Дел Италии о порядке наложения ареста и обращении взыскания на имущество, принадлежащее иностранному государству

1. НОТА

ВРЕМЕННОГО ПОВЕРЕННОГО В ДЕЛАХ СССР В ИТАЛИИ

ЗАМЕСТИТЕЛЮ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

ИТАЛИИ ФАНИ

26 июля 1930 г. № 202

Господии Заместитель Министра,

Ссылаясь на постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от


14 июня 1929 г. *, которое гласит, что «наложение ареста и обращение взыскания на имущество, принадлежащее иностранному государству, может быть произведено лишь с предварительного в каждом отдельном случае разрешения Совета Народных Комиссаров Союза ССР», а также на королевский декрет-закон от 30 августа 1925 г. за Х° 1621, измененный в закон от 15 июля 1926 г. за № 1263, который гласит, что «не могут быть произведены секвестр или опись, продажа и вообще исполнительные меры над имуществом движимым и недвижимым, судами, кредитами, ценными бумагами, ценностями н всякими другими предметами, принадлежащими иностранному государству, без разрешения министра юстиции», и принимая также во внимание, что вышеназванное постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР «распространяется на имущество лишь тех иностранных государств, которые придерживаются в отношении имущества, принадлежащего Союзу ССР, начала взаимности», и что постановления вышеназванного королевского декрета-закона «применяются лишь к тем государствам, которые признают взаимность, каковая должна быть объявлена декретом министра», и что «против названного декрета не допускается возбуждения претензий ни в судебном, ни в административном порядке», имею честь, согласно инструкциям моего Правительства, сообщить Вашему Превосходительству, что в отношении Итальянского Королевства существует условие взаимности, необходимое для применения приведенного постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 14 июня 1929 г.

Поверенный в Делах Союза ССР в Италии

Е. Левин

2. НОТА

ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ИТАЛИИ

ВРЕМЕННОМУ ПОВЕРЕННОМУ В ДЕЛАХ СССР В ИТАЛИИ

Е. С. ЛЕВИНУ

26 июля 1930 г.

Господин Поверенный в Делах,

Имею честь подтвердить получение ноты от вышеуказанного числа за № 202, в коей Вы, ссылаясь на постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР, гласящее, что «наложекне ареста и обращение взыскания на имущество, принадлежащее иностранному государству, может быть произведено лншь с предварительного в каждом отдельном случае разрешения Совета

* См, «Собрание законов...», отд. I, № 39, 29 июня 1929 г., стр, 736.


Народных Комиссаров Союза ССР», а также на королевский декрет-закон от 30 августа 1925 г. за № 1621, измененный в закон от 15 июля 1926 г. за № 1263, который гласит, что «не могут быть произведены секвестр или опись, продажа и вообще исполнительные меры над имуществом движимым и недвижимым, судами, кредитами, ценными бумагами, ценностями и всякими другими предметами, принадлежащими иностранному государству, без разрешения министра юстиции», н принимая также во внимание, что вышеназванное постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР «распространяется на имущество лишь тех иностранных государств, которые придерживаются в отношении.имущества, принадлежащего Союзу ССР, начала взаимности», и что постановления вышеназванного королевского декрета-закона «применяются лишь к тем государствам, которые признают взаимность, каковая должна быть объявлена декретом министра», и что «против названного декрета не допускается возбуждения претензий ни в судебном, ни в административном порядке», сообщаете мне, согласно инструкциям Правительства Союза ССР, что в отношении Итальянского Королевства существует условие взаимности, необходимое для применения приведенного постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 14 июня 1929 г.

Имею честь сообщить Вам, что Королевское Правительство принимает к сведению вышеизложенное н, поскольку сохраняет свою полную силу закон от 15 июля 1926 г. № 1263, воспрещающий производить секвестр или опись, продажу и вообще применять исполнительные меры к движимому и недвижимому имуществу, судам, кредитам, ценным бумагам, ценностям и всяким другим предметам, принадлежащим иностранному государству, без разрешения министра юстиции, поскольку это касается государства, признающего взаимность, Королевское Правительство признает, что в силу содержащихся в вышеупомянутой ноте заявлений в отношении Союза ССР существует условие взаимности, необходимое для применения вышеприведенного закона.

Заместитель Министра Фани

Ноты лечат по арх. Опубл. в 'Собрании законов...*. 07Ô. //, Л* 5S, 22 ноября 1930 г., стр. 970—973.


269. Меморандум Полномочного Представителя СССР в Великобритания Министру Иностранных Дел Великобритании Гендерсону

26 июля 1930 г.

Посол Союза Советских Социалистических Республик свидетельствует свое почтение Статс-Секретарю Его Величества по Иностранным Делам и в ответ на меморандум, приложенный к его письму от 24 июля Ц9, имеет честь, по поручению Правительства Союза Советских Социалистических Республик сообщить, что последнее принимает предложение Британского Правительства о созыве комиссии экспертов 2 октября с. г., при этом, однако, выражает сожаление, что качало работ экспертов таким образом оттягивается.

2. Союзное Правительство, подтверждая еще раз свою точку зрения по вопросу о взаимоотношениях между комиссией экспертов н подкомиссиями, в частности с подкомиссией «Д», изложенную в его меморандумах от 16 мая *, 9-го ** и 18 июля ***, а именно что взаимоотношения всех подкомиссий с комиссией экспертов должны быть построены на аналогичных основаниях, вместе с тем отмечает, как само собой разумеющееся, право уполномоченных обоих Правительств давать своим экспертам указания, какие они найдут нужным, поскольку таковые не будут противоречить англо-советскому протоколу от 3 октября 1929 г., подписанному г. Довгалев-ским и Статс-Секретарем Его Величества по Иностранным Делам г. Геидерсоном.

Печат. г.о арх.

270. Интервью Народного Комиссара Иностранных Дел СССР M. M. Литвинова представителям иностранной печати

26 июля 1930 г.***'

Постановление ЦИК СССР о назначении меня в качестве народного комиссара не может ни в какой мере означать каких-либо изменений во внешней политике Союза. Не только потому, что я и раньше в течение десяти лет работал в Комиссариате по иностранным дел.ам в тесном сотрудничестве со своим предшественником — т. Чичериным, совместно с иим активно участвовал в разработке и проведении в жизнь внеш-

* См. док. № 170. ** См. док. J\V 249. *** См. док. XV 258. **** Дата опубликования.


неполитических проблем и в течение последних двух лет фактически руководил уже Комиссариатом, а главным образом потому, что смена руководителей ведомств в Советском государстве ие может иметь такого значения, как в капиталистических странах. В этих странах смена членов правительства, н в частности руководителей внешней политики, является в большинстве случаев результатом борьбы политических партий и представляемых нми классовых интересов, а иногда приспособлением к изменившейся внешнеполитической конъюнктуре и даже к внешним влияниям. В стране же диктатуры пролетариата, где рабочие н крестьяне полностью и нераздельно осуществляют свою власть, внешняя политика целиком определяется волей рабоче-крестьянских масс, находящей свое выражение в решениях Советского правительства.

В основу внешней политики Союза положены принципы Октябрьской революции, и защита завоеваний революции от внешнего воздействия и вмешательства является одной из ее основных задач. Не менее важной задачей советской дипломатии является обеспечение нашему социалистическому строительству мирных условий и свободы от внешних потрясений. Чем значительнее планы нашего строительства, чем быстрее его темпы, тем больше наша заинтересованность в сохранении мнра. К осуществлению этой задачи были направлены наши усилия до сих пор и будут направлены еще в большей степени в двльнейшем.

Нам приходится строить социализм в одной стране в окружении капиталистических стран, занимающих 5/б земного шара. Мы этого факта не можем игнорировать и не игнорируем и поэтому стремимся к изысканию н осуществлению способов мирного сосуществования обеих социальных систем. Нам приходится и в дальнейшем придется делать величайшие усилия для борьбы с агрессивными стремлениями определенных капиталистических групп, идущих в сторону создания постоянных трений и конфликтов между обеими системами, следовательно, и для укрепления и сохранения мнра между народами.

Существующие внутри самого капиталистического мнра значительные национальные, политические и экономические противоречия мешают, однако, установлению однообразного отношения к Советскому Союзу н выработке единых способов борьбы с ним. Так иаз[ываемые] мирные договоры, завершившие империалистическую войну, наложившие огромные тяготы иа одни страны в пользу других, углубили противоречия, проведя глубокую, не поддающуюся стнраиню грань между так называемыми] странами-победительинцамн и побежденными. Ввиду нашего естественного сочувствия к странам, в которых возложенные на них тяготы ложатся тяжелым бременем главным образом на трудящихся, а также потому, что государства,


заинтересованные в увековечении последствий и несправедливостей, воплошеиных в упомянутых договорах, одновременно ведут наиболее агрессивную и враждебную политику и в отношении нашего Союза, создалась некоторая общность интересов Советского Союза с пострадавшими от войны государствами. На почве этой общности интересов у Союза возникли с некоторыми из этих государств вполне корректные, нормальные и даже в некоторых случаях дружественные отношения, которые мы и в дальнейшем хотели бы лояльно развивать и укреплять. Не стремясь, однако, к участию в группировках одних государств против других, мы в то же время искренне будем стремиться к установлению одинаковых отношений со всеми государствами, которые этого пожелают.

Мы не скрываем, что при осуществлении нашего растущего экономического строительства мы хотели бы рассчитывать на дальнейшее расширение экономических связей с другими государствами, Это строительство, чем дальше, тем больше расширяет сферу применения иностранной техники, иностранного труда, продукции Иностранной промышленности и даже некоторого сырья. Но и здесь мы встречаемся с противоположными стремлениями отдельных враждебных капиталистических групп, ведущих кампанию за срыв экономических связей с нашим Союзом. Их усилия направлены как будто бы главным образом против нашего экспорта, но на самом деле против всего нашего внешнего товарооборота, ибо сокращение нашего экспорта неизбежно привело бы и к соответственному сокращению нашего импорта. Валютная связь между импортом и экспортом настолько ясна, что на ней останавливаться не приходится. Государства, поддающиеся на эту кампанию, исходящую от заинтересованных незначительных групп наших конкурентов по экспорту, и ставящие искусственные законодательные или иные преграды ввозу нашего сырья И товаров, не должны наивно думать, что эти мероприятия не вызовут сокращения илн прекращения нашего вывоза из этих стран. Мы уверены, однако, что все эти антисоветские кампании обречены на полную неудачу, ибо в конечном счете они должны ударить не только по нашим интересам, но еще в большей мере по интересам тех стран, которые к подобным кампаниям присоединились бы. В настоящее время, когда экономический кризис настолько углубился и расширился, захватив почти все европейские и внеевропейские страны, выключение нз мирового товарооборота такого огромного и экономически крепнущего — единственно свободного от этой депрессии — государства, как наш Союз, вряд ли будет признано целесообразным н соответствующим интересам реальной политики мероприятием. Именно реально н правильно понятые интересы самих капиталистических стран должны будут толкать их в


сторону продолжения и расширения экономических связен с Советским Союзом.

Мы сами отлично отдаем себе отчет в неизбежности экономических связен и торговых соглашений в данной исторической обстановке. Мы поэтому я ранее не отказывались н впредь не намерены отказываться от контакта и от совместного обсуждения с представителями других стран проблем, которые могут затронуть интересы нашего Союза. Мы охотно будем поддерживать начинания и предложения, имеющие целью устранение возможностей военных столкновений и обеспечение всеобщего мира. Мы будем, однако, выступать в роли беспощадных обличителей в тех случаях, когда заметим, что под лицемерной маской пацифистской фразеологии скрываются вожделения и интересы, ничего общего с миром и с действительными интересами народов не имеющие. Мы ограничимся ролью наблюдателей в тех случаях, когда действительные цели международных жестов нам недостаточно ясны и нуждаются в уточнении и раскрытии. Мы останемся абсолютно чуждыми и враждебными таким международным акциям, которые в какой-либо мере могут способствовать угнетению одних народов другими или подготовке новых войн.

Мы особенно внимательно будем следить за политикой ближайших соседних стран, где за последнее время стало заметно усиление агрессивных и шовинистических движений, создающих большую угрозу делу мира, считая по-прежнему одной из важнейших задач нашей дипломатии укрепление и развитие мирных добрососедских отношений с этими странами в духе наших повторных миролюбивых предложений и Московского протокола *.

В общем мы будем продолжать нашу старую испытанную внешнюю политику в сознании ее правильности, ее соответствия интересам всех народов, а также в сознании растущего могущества Советского Союза.

Печат. по газ. «Известия* M 204 (4551), 25 июля 1530 г.

271. Запись беседы Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Послом Франции в СССР Эрбеттом

26 июля 1930 г.

1. Явившись после своего отпуска ко мне впервые, Эрбетт, принеся мне поздравления по случаю назначения наркомом, сразу высказал некоторое недовольство по поводу моего вчерашнего интервью **. Во-первых, я говорил о симпатиях

* См. т. XII, док. he 38. ** См. док..4» 270.


к побежденным странам, по поводу возложения на иих извести ных тягот, забывая, что этими тяготами возмещаются убытки, нанесенныестранам-победительинцам вовремя войны,которые поэтому заслуживают не меньших симпатий с нашей стороны. Во-вторых, мои указания на лицемерие пацифистских международных организаций могут быть истолкованы как намек на предложение Брнаиа о пан-Европе. Далее Эрбетт сообщил, что он в свое время в Париже деятельно занимался изучением экономических взаимоотношений между СССР и Францией и пришел к выводам, что мои жалобы на создание искусственных препятствий нашему экспорту ие могут быть отнесены иа счет Франции, где — как ои убедился — весьма охотно покупается наше сырье. Там существует лишь недовольство слишком большим несоответствием между нашим экспортом и импортом, и что иам поэтому необходимо было бы увеличить наши закупки во Франции. Ои зиает наши затруднения, вытекающие из необеспеченности имущества нашего торгпредства, но предлагаемый нами выход — заключение торгового договора — неосуществим. Такой договор ие может быть заключен без санкции парламента, и до урегулирования долгов нельзя рассчитывать иа эту санкцию. Необходимо искать выход в другого рода экономических соглашениях, относительно которых он вел беседы в Париже с заинтересованными кругами и убедился в их осуществимости.

Я ответил иа первую часть его заявления, что убытки и жертвы во время войны понесены всеми участниками войны, между тем как некоторые из этих стран получили территориальные и политические компенсации, а другие — лишь политические и материальные тяготы, поэтому наши симпатии, естественно, обращены преимущественно в сторону последних. Никаких намеков в сторону Бриана я ие делал, ибо разделил в своем интервью все международные начинания иа 3 категории; положительную, отрицательную и нейтральную, и каждому предоставляется самому решить, к какой из этих категорий должно быть отнесено предложение Бриана. Затем я выразил удовлетворение по поводу затронутых им экономических вопросов, заявив, что Мы стоим ие перед увеличением наших закупок, а перед полным прекращением торговой деятельности во Франции, если будет продолжаться нынешнее положение. Мы не можем согласиться на децентрализацию нашего государства с тем, чтобы каждое торгпредство полиостью представляло государство и отвечало за него. Наши торгпредства ие являются даже отделениями какой-либо центральной фирмы, а лишь мандатариями, действующими и отвечающими лишь в пределах данных им полномочий. Эта точка зрения иашла свое выражение во всех наших торговых договорах и является единственной основой нашей торговой


деятельности за границей. Мы не можем допустить, чтобы Париж стал центром притяжения для всех международных мошенников и чтобы наше парижское торгпредство стало источником удовлетворения жадных аппетитов этих мошенников при помощи французских трибуналов. Я ке вижу иного средства обуздать эти трибуналы, как заключение торгового договора, в котором были бы точно определены границы ответственности торгпредства и который имел бы силу закона, обязательного и для трибуналов. Конечно, если французское правительство н пресса будут изображать торговый договор как какую-то уступку или милость Советскому государству, то провести его через палату будет трудно, ко, если правительство позаботится о соответственном разъяснении общественного мнения, что торговый договор выгоден не только СССР, но и Франции, то оно сможет провести его. Во всяком случае я прошу г. посла довести до сведения его правительства, что парижское торгпредство имеет категорические инструкции полностью отвечать по всем искам, вытекающим из заключаемых им сделок, но ни в коем случае ие удовлетворять требований, выходящих за пределы этих полномочий, и не платить по таким искам, как дело Герцфельда, С. Литвинова 12 и т. д. Пусть судебные приставы описывают и продают с аукциона последний стул торгпредства, и пусть французское правительство заранее считается с последствиями.

Эрбетт тщательно записал мои заявления и пообещал немедленно сообщить в Париж. На мой вопрос, какой именно выход из положения он имел в виду, говоря об экономическом соглашении, Эрбетт ответил, что, по его мнению, мы могли бы заключить сделку с банком, согласно которой все фонды и все имущество торгпредства было бы заложено этому б-анку по займам, авансам и другим кредитным операциям, и таким образом никакие судебные приговоры не могли бы быть обращены на это имущество. Он говорил с руководителями одного банка, который называется «Национальным банком для внешней торговли», и представляет собой федеративное объединение крупных французских банков с большим капиталом. Я высказал предположение, что наши французские поставщики вряд ли были бы довольны такой постановкой дела, ибо наши сделки с ними ничем не были бы обеспечены в самой Франции. Это предположение имело характер наводящего вопроса, чтобы заставить Эрбетта высказать яснее свою мысль, которую я угадал с самого начала. И он, действительно, сейчас же Ответил, что мы могли бы через этот банк проводить все наши расчеты с покупателями и продавцами во Франции. Я указал, что это, естественно, означало бы создание монополии банка для всей торговли с Францией — мысль отнюдь не новая. На это Эрбетт ответил, что ие обязательно


заключить сделку с одним банком н что можно иметь дело с разными банками. Он оговорился, что не делает никаких официальных предложений, а высказывает лишь свое личное мнение.

2. Коснувшись меморандума Бриана*, Эрбетт сказал, что еще до вручения нам копии меморандума наши газеты будто бы заняли резко отрицательную позицию в отношении федерации и что поэтому нам н не было послано приглашения. Я возразил, что я подобных статей не припоминаю, и спросил Эрбетта, являются ли эти статьи единственной причиной непо-сылкн нам приглашения и можно ли это принять за официальное объяснение. Эрбетт смущенно ответил, что он лишь между прочим и частным образом упомянул об этих статьях и что приглашение, конечно, могло быть не послано н по другим причинам.

Беседа носила сдержанно вежливый характер.

Литвинов

Печат. по арх.

272. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Временному Поверенному в Делах СССР во Франции М. О. Рейхелю

26 ию.гя 1930 г.

Ваша телеграмма от 24 июля ш.

Не может быть речи нн о каких переговорах о внесении депозитов. Позиция Москвы совершенно тверда н неизменна, чтобы ни решали французские суды. Сегодня я заявил Эр-бетту **, что торгпредство имеет инструкцию, невзирая ни на какие решения французских трибуналов, ин в коем случае не платить н не вносить депозитов по таковым за сделки, им не совершенные, и что оно готово отвечать лишь за свои собственные сделки, не выходя за пределы данных ему полномочий. Пусть французское правительство делает отсюда все выводы в случае описи торгпредства. Вам необходимо немедленно сделать такое же заявление Вертело со ссылкой на дело Герцфельда***. В случае действительной опнсн и продажи имущества торгпредства необходимо будет выступить с аналогичным публичным заявлением, которое должно быть предварительно согласовано с Наркомторгом и с нами. Эрбетт высказал предположение, что ввиду невозможности заключения торгового договора избежание наложения ареста на нму-

* См. док. № 173.

** См. док. №271.

*** См. док. № 274.


щество торгпредства могло бы быть достигнуто путем заключения специальных сделок с некоторыми банками, которым мы заложили бы все имущество торгпредства за займы, авансы и по другим кредитным операциям. Он даже специально назвал «Национальный банк для внешней торговли», который, по его мнению, пошел бы на такие сделки.

Литвинов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: