Запись беседы Полномочного Представителя и Торгового Представителя СССР в Германии со Статс-секретарем Министерства Иностранных Дел Германии Бюловым

22 апреля 1933 £

Я телеграфировал о беседе моей и т. Вейцера с Бюловым -05. В дополнение сообщаю:

Мы обратили внимание Бюлова, что при заключении соглашения о кредите в 140 млн. марок* обе стороны неходили

* См. дек..V» 47, 4S.


из предположения, что советский экспорт в Германию будет поставлен в такие условия, при которых ему будет оказано всякое содействие со стороны германского правительства и, стало быть, будет обеспечено его расширение по сравнению с 1932 г.. чтобы таким путем уменьшить пассивность торгового баланса СССР.

Между тем в действительности произошло значительное ухудшение в проведении советского экспорта.

Обыски в филиалах торгпредства в Гамбурге и Лейпциге, в отделениях, складах и в управлении «Дероп»46, аресты советских граждан и служащих советских организации, угрозы по адресу покупателей советских товаров, случаи открытого бойкота колонок «Дероп», кюндиговка * складских мест и колонок.— всеми этими мерами создана совершенно невозможная атмосфера для работы, и как следствие этого многие частные фирмы, а также государственные н общественные организации стали отказываться от дальнейших дел с советскими организациями, нарушая даже существующие договоры о поставке советских товаров и не заключая новых. Эта установка приняла в различных местах форму открытых враждебных действий и настоящей травли, которые дезорганизовали всю нашу работу, и потому мы со всей решительностью протестуем против этого.

Германское правительство должно принять решительные меры к восстановлению нормальных условии работы организаций СССР н тем восстановить торгово-политнческне взаимоотношения, существовавшие раньше и соответствующие установке договора от 12 октября 1925 г. ** и заключительного протокола от 17 января 1933 г.*** Далее мы обратили внимание на последние мероприятия германского правительства внутриполитического характера, которые наносят большой ущерб сбытл' нашего экспорта в Германии. Сильное повышение пошлин на ряд. важнейших экспортных советских товаров (яйцо, рыба), введение государственной монополии на торговлю жирами, подсолнухами, жмыхами и т. п., а также контингентирование других товаров — все это сильно отразилось на нашем экспорте, выражаясь в потере многих десятков миллионов марок.

Необходимо внести полную ясность в наши взаимоотношения, т. е.: считает ли германское правительство по-преж-иему в интересах обеих сторон восстановление нормальных дружественных отношений, и в этом случае необходимо принять серьезные, решительные меры к устранению всего, что

* — отказ в предоставленei:-3 (нем. J. ** См. т. VIII, док. №342. *** См. док. Л* 16.

17 Докум. вн. полит.г т. XVI

2*7


мешает этому. Быть может, следует обменяться мнениями но этому поводу в весьма авторитетной среде.

Бюлов ответил, что как он, так и Нейрат, с которым он еще накануне связался по телефону, стоят на точке зрения необходимости возможно скорее изменить создавшееся положение в интересах обеих стран, что он уже предпринял шаги в отношении пресечения вредных действий для работы «Дероп», но это дело осложняется технически, ибо надо договориться не только с Пруссией, но и с другими германскими государствами *. Как только возвратится из временного отпуска Нейрат. он немедленно энергично возьмется за это дело и продвинет весь этот вопрос. Если понадобится, то Нейрат организует обмен мнениями по всем хозяйственным вопросам.

Этим закончилась беседа по хозяйственным вопросам в присутствии Вениера. Затем Вейцер удалился, и я обратился к Бюлову с другими вопросами.

По поводу «пакта четырех»** Бюлов заявил,'что для германского правительства являлся приемлемым лишь первый проект Муссолини. Этот проект, по словам Бюлова, заключал в себе предпосылку сохранения мира в Европе, устраняя путем обмена мнениям«всякий повод к конфликтам. Кроме того, в нем предусматривалась ревизия Версаля и намечалось положительное решение вопроса о разоружении в духе германского плана, а также в одном из пунктов указывалось на необходимость установления экономических связей с другими странами, а именно с САСШ и СССР. Измененный проект пакта под влиянием Макдональда является мало приемлемым для Германии. Теперь существует несколько проектов пакта: первоначальный— Муссолини, английский, французский и бельгийский. Все они, за исключением проекта Муссолини, неприемлемы, особенно французский, требующий проведения пакта в рамках Лиги наций, а в отношении ревизии стоящий на точке зрения изменения лишь методов ревизии и в основе укрепляющий старый припев Франции о безопасности. При всем этом Муссолини не потерял надежды добиться соглашения и продолжает свои переговоры. Бюлов полагает, что для Муссолини это является престижным вопросом, и он предполагает организовать конференцию з Италии в составе: он, Да-ладье, Макдональд и Гитлер. Сам Бюлов настроен пессимистически, не верит в возможность соглашения.

По поводу поездки Папена н Геринга в Рим Бюлов заявил, что Папен имел поручение к Ватикану по поводу конкордата и для выяснения отношения Ватикана к «наци». Геринг поехал по личной инициативе, имея в виду догово-

* Имеется в виду — землями.

"* См. «Сборник док\'ментов по международной политике..», вып Vï M.. 1934. стр. 3—10.


рнться с Бальбо * о нанесении визита Германии организуемой им [воздушной] эскадры для полета в Америку. Если нельзя осуществить атот визит при полете в Америку, то хотя бы в обратном направлении, где-либо на Рейне, например во Франкфурте. Однако, имея в виду, что все же в Риме будут затронуты и другие вопросы, аусамт инструктировал Папена и Геринга по поводу пакта четырех держав. Бюлов сейчас еще не знает, были ли разговоры у них по этому вопросу.

В отношении таможенного союза с Прибалтикой Бюлов категорически заявил, что его они никому из Прибалтийских стран не предлагали и намерения такого не имели. Он полагает, что это недоразумение исходит из Ковно, так как Рит-тер ** сообщил Литве в письменной форме, что экономические требования, которые выставили литовцы, возможно было бы провести лишь в рамках таможенной унии, но к заключению таковой Германия относится отрицательно.

В конце Бюлов заявил, что вопрос о ратификации Берлинского договора *** решен положительно, но Нейрат по возвращении своем из отпуска должен договориться с рейхсканцлером о сроке ратификации. Нейрат имеет намерение, чтобы ратификация совпала с практическими мерами по устранению препятствий нормальной работе и с приглашением меня Гитлером для беседы ****.

Хинчук

Печет,.по срх.

132. Письмо Народного Комиссара Иностранных Дел СССР корреспонденту агентства Рейтер Флемингу и корреспонденту агентства Ассошиэйтед Пресс Ричардсону

2-3 апреля 1933 г. *****

Я получил Ваше письмо от 20-го сего месяца 106, з котором Вы просите меня высказаться об условиях, положенных в основу торговых отношений с СССР, ввиду, как Вы пишете, «положения, возникшего вслед за наложением фактического эмбарго на советский экспорт Великобританией» ****** а также «могущих возникнуть ошибочных представлений о политике СССР в связи с внешней торговлей».

Мне кажется, что, поскольку со стороны СССР за последнее время не возникало никаких новых действий нли распоряжений, затрагивающих его внешнюю торговлю, Ваш вопрос

* Министр авиации Италии. ** Заведующий отделом экономической и репарационной политики МИД Германии,

*** См. подстрочное примечание* на стр. 136. **** Си. док. № 138. 139. ***** Дата опубликования. ****** См. стр. 256.


направлен не пи адресу и что правильнее было бы обратиться с ним к той стране, действия которой побудили Бас написать мне свое письмо. По отношению к этой стране был бы, кажется, вполне законен и понятен вопрос о том, руководствуется ли она в своей внешней торговле только торговыми и экономическими соображениями или также побуждениями политическими, полицейскими, престижными и иными.

Я. однако, готов ответить на Ваш вопрос относительно торговой политики СССР вообще. Наша внешняя торговая политика покоится на незыблемых основаниях, которых мы не меняли с самого начала нашей внешней торговли и менять не собираемся. Предпосылками этой политики являются; 1) Экономическая связь между странами мира, и в особенности между крупнейшими из них. независимо от существующих в них социально-политических систем. 2) Выгода, извлекаемая каждой страной из ее торговли с другими странами, доверие к покупателям и к продавцам, основанное на объективной платежеспособности и доказанное на деле выполнением торговых и финансовых обязательств. 3) Отсутствие политических потрясений во взаимоотношениях торгующих стран как условие стабильности торговых отношений. 4) Свобода выполнения официальными представителями торгующих стран необходимых формальных функций, связанных с торговлей. 5) Законное общение между представителями правительств и гражданами торгующих стран. 6) Подчинение иностранцев юрисдикции страны их пребывания.

Отсутствие или нарушение любого из этих условий неизбежно затрудняет и уменьшает или делает совершенно невозможной торговлю между двумя странами.

Мы не допускаем, чтобы торговля одного государства с другим вызывалась иными соображениями, кроме собственной выгоды, и диктовалась любовью или особыми симпатиями к этому другому государству. Советские заказы принимались и выполнялись потому, что соответственные коммерсанты и промышленники находили это выгодным для себя. Интерес к этим заказам особенно усилился за последние годы кризиса и сокращения других рынков сбыта. Равным образом наши экспортные товары покупались по соображениям выгодности цен, качества, географической близости и т. п.

Особенная выгодность торговли с СССР состоит в том, что, в то время как он ввозит преимущественно изделия (машинное оборудование) и полуфабрикаты (металлы), он вывозит почти исключительно сырье, абсолютно необходимое другим странам, а не предметы роскоши, потребление которых можно сокращать или без которых можно совсем обходиться.

Другая особенность состоит в том, что мы продаем свое сырье не ради накопления золота пли девиз, а для расширения


и покрытия нашего импорта. Можно заменять наше сырье продуктами других стран, но это не приведет к значительному увеличению импорта этих стран. Эластичность импорта является исключительной особенностью Советского Союза.

К этому надо добавить объективную, доказанную на деле платежеспособность нашей страны, вытекающую из огромных естественных богатств и источников сырья, ее ничтожной внешней задолженности и, наконец, из того факта, что внешняя торговля СССР монополизирована, т. е. находится в руках государства.

Говоря об эластичности нашего импорта, надо иметь в виду не только возможность весьма большого растяжения, но и сокращения импорта. Наша заинтересованность в импорте с каждым годом уменьшается. Мы теперь уже можем без большого ущерба для темпов нашего строительства сокращать наш импорт, и мы. естественно, это делаем и будем делать по мере сокращения нашего экспорта. Мы уверены, что в большем проигрыше от сокращения нашего импорта останутся те государства, которые нас к этому принудят, но это отразится также на всеобщем мировом кризисе.

С другой стороны, при соответственных условиях мы могли бы увеличить наш импорт до таких размеров, которые не могут не оказаться без влияния на мировой кризис. Не говоря уже о заказах на машины и оборудование, которые могли бы значительно уменьшить безработицу, мы могли бы в ближайшее время при известных условиях своими заказами сократить мировые запасы некоторых металлов на 30—40 и даже 60%. Есть товары, мировые запасы которых могли бы быть поглощены нами и на все 100%.

Завтра наступает 15-я годовщина нашей монополии внешней торговли*. Нечего говорить о том, что эта система, с нашей точки зрения, полностью себя оправдала. Мы знаем, что эта система служит предметом зависти со стороны других государств, некоторые из которых даже пытались частично вводить ее у себя. Эта система должна быть признана, однако, выгодной также для наших контрагентов. Чтобы прийти к этому заключению, достаточно подсчитать количество банкротств частных торговых фирм, заводов и банков в других странах и сумму потерь. При распылении торговли среди множества покупателей необходимо всегда учитывать определенный процент риска от банкротства, а в годы кризиса этот процент особенно высок, между тем как этот риск совершенно отсутствует. когда имеют дело с единым покупателем в лице такого мощного государства, как Советский Союз.

* См- т. I. док. Mt 143.

26!


Монополия внешней торговли одно время вызывала за границей опасения использования ее Советским правительством в политических целях. Эти опасения, однако, ни на чем не основаны и на практике не оправдались. Советское правительство разрешало торговлю с дружественными, полудружественными и враждебными странами и даже с такими, с которыми оно не имеет никаких официальных отношений. Но по природе своей внешняя торговля требует известных правовых рамок, отсутствие которых отражается на ее развитии. Торговля. естественно, больше развивалась с теми странами, которые способствовали созданию необходимых для этого условий. Развитие торговли и стабильность ее требуют известного спокойствия и отсутствия потрясений. Не может быть ни развития торговли, ни стабильности, если малейшие трения и политические конфликты между правительствами могут в любой момент оборвать торговлю и если правительства присваивают себе право освобождать своих граждан или коммерческие предприятия от обязательств, принятых ими на себя по коммерческим соглашениям и договорам. Подобные мероприятия вряд ли являются надлежащей подготовкой Мировой экономической конференции, ставящей себе одной из задач урегулирование и нормализацию внешней торговли в мировом масштабе.

Литвинов

Лечат, по газ. "Нз^е^тия» Л° Л77 (5№5), 23 апреля 15-33 г


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: