Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Народному Комиссару Иностранных Дел СССР M. M. Литвинову, в Женеву

Виз очереди 13 сентября 1937 г.

Вам разрешено дать согласие на подписание конвенции ***. Полномочия высылаются телеграфом сегодня.

Считаем необходимым, чтобы Вы информировали испанскую делегацию**** о мотивах нашего решения, особо подчеркнув, во-первых, целесообразность демонстративной изоляции Германии и Италии и, во-вторых, положительный эффект удара, наносимого престижу фашистской Италии в бассейне Средиземного моря.

Потемкин

Печат. ко арх.

к Ск. прим. 189. ** См. газ, «Известия*. 14 сентября 1937 г.. а также дзк. Л* 346. кй* См. док. Л"» 32S. 329. 332. **** Имеется в 5:-!ду делегация Испании на Ассамблее Лиги наций.


332. Речь Председателя советской делегации M. M. Литвинова на Ниоьской конференции

14 сентября 1937 г.

С большим удовлетворением подписываю я сегодня Ннон-ское соглашение*, в выработке которого—я могу с гордостью говорить— советская делегация принимала самое активное участие **. Я хочу выразить свою благодарность остальным делегатам этой конференции, особенно стран приглашавших, за их любезную предупредительность в отношении пожеланий и предложений, выдвигавшихся во время нашей работы советской делегацией.

Надо сказать, что мы не делали никаких предложений, подсказанных эгоистическими или национальными соображениями. Наши предложения шли лишь в направлении максимального удовлетворения общих интересов представленных здесь государств и всех миролюбивых стран, заинтересованных в искоренении пиратства на морях и в обеспечении возможно полной свободы плавания. Наши возражения против первоначального проекта разделения Средиземного моря на зоны, охраняемые отдельно морскими силами всех участвующих здесь государств, в том числе и СССР, были целиком устранены последующим любезным согласием Англии н Франции взять на себя всю охрану Средиземного моря от одного конца до другого.

Напомню, что в самом начале испанского конфликта Советское правительство предложило морской контроль поручить исключительно Англии и Франции и что впоследствии оно добровольно отказалось от предоставленного ему Лондонским комитетом права посылать свои морские силы в Средиземное море для участия в контроле. СССР не нуждается в использовании тех или иных случаев для утверждения его бесспорного права, не ограниченного никакими международными актами, посылать свои морские силы в Средиземное и другие моря, когда он будет считать это необходимым. Вот почему — как всем участникам конференции известно — я не только не предлагал нашего участия в выработанном здесь морском контроле, но, наоборот, по причинам, изложенным на конференции, высказался против системы зон, предполагавшей наше участие. Я счел нужным остановиться на этом пункте ввиду тон лжи, которая плетется в прессе вокруг этого вопроса.

Я особенно рад, что конференция, приняв во внимание наши замечания, зафиксировала в соглашении в форме, не Допускающей никаких кривотолков, непризнание за кем бы то

См. «Собрание постановлений...». № 16, 27 апреля 1938 г. стр. 257—276.

** См. док. Л*2 326, 328, 330.


ни было прав воюющей стороны, а следовательно, прав останавливать в открытом море коммерческие суда, а тем более топнть их. Мы, правда, хотели, чтобы немедленно наказывались все подобные беззакония, хотя бы даже совершенные с соблюдением правил международных конзенций, установленных для военного времени. Мне на это ответили, что не могут быть одинаковы наказания для вора и для убийцы, и что, впрочем, потопление коммерческих судов подводными лодками при соблюдении этих правил практически неосуществимо, и что если все же, несмотря на данное соглашение, морское пиратство не прекратится, то будет приступлено к обсуждению дальнейших мер. На данное время я счел себя этим разъяснением удовлетворенным.

К сожалению, несмотря на наши возражения, из действия охраны изъяты коммерческие суда испанского правительства, ибо — как мне объяснили здесь — охрана жизни экипажей испанских судов может быть сочтена вмешательством в испанский конфликт. Чтобы не осложнять работ конференции, я воздержался от сопоставления этой скрупулезности с методами «невмешательства», которые проводятся другими государствами, здесь не представленными.

Мы, советская делегация, хотели ехать на несколько станций дальше по тому пути, который мы проделали здесь, с вами совместно, ибо, как показала история других международных конференций, юное Советское государство, полное сил, энергии, бодрости и веры в правильность его международных концепций, всегда готово идти дальше и быстрее по пути защиты мира и действовать решительнее, чем другие государства.

Вместе с вами, господа, советская делегация заботилась об успехе этой конференции, политическое значение которой значительно обширнее ее возможных практических- результатов. В наше время торжества агрессии, международного беззакония и авантюристической дерзости всякая акция по борьбе с этими явлениями, выражающаяся не только в увещеваниях, протестах, декларациях и резолюциях, но также в действиях, должна быть особенно приветствуема. А сегодня речь идет о международном соглашении, материально обеспечиваемом. К тому же это соглашение является частично осуществлением идеи коллективной безопасности, а также идеи региональных соглашений. Быстрота удачи этой конференции, как и прошлогодней конференции в Монтрё *, объясняется, на мой взгляд, главным образом тем, что участники и тон и другой конференции принадлежат к фронту мира, стоят на почве коллективной безопасности, региональных соглашений, нена-рушнмости международных обязательств и других идей, лежащих в основе Пакта Лиги наций. Опыт названных мною

* См. т. XIX, кок. № 229.


двух конференций показывает, что только на основе этих идей возможно полезное международное сотрудничество для устранения опасностей, угрожающих миру, и для укрепления безопасности народов. От этой констатации Нионское соглашение приобретает особое значение,

Печат. r.o aux. Опубл. в газ. «Известия* Лг 215 (637S}', i5 сентября 1937 г.

333. Телеграмма Временного Поверенного в Делах СССР в США в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

15 сентября 1937 г.

В результате бесед, в том числе с людьми из окружения Рузвельта, прихожу к выводу, что обстоятельства созыва и результаты Нионской конференции* расцениваются здесь как наш существенный успех и как плюс с точки зрения США, поскольку Англия оказывается вынужденной взять относительно более крепкую линию, а прекращение дальнейшего капитулянтства Англии в Европе рассматривается здесь как предпосылка активизации ее политики на Дальнем Востоке. Посол в Берлине Додд, видевшийся на днях с Рузвельтом, передает, что последний считает Нионскую конференцию и отказ Италии и Германии участвовать в ней ударом по идее возродить «пакт четырех», в котором США не заинтересованы, и фактором, который, по крайней мере на ближайшее время, затруднит англо-итальянское сближение. По словам Додда, Рузвельт сомневался в нашей способности эффективно конвоировать свои суда в западной части Средиземного моря и ограждать транспорты горючего в Испанию, но думает, что итальяипы обожглись и будут осторожнее. По этому вопросу у нас сейчас в США хорошая пресса, и первоначальная паническая реакпня после ноты итальянцам** и упреков реакционных газет в том, что мы обостряем военную угрозу, исчезла.

Полпредство получает много писем от людей разного служебного положения, приветствующих нас за то, что «сказали фашистам правду в лицо» и заставили англичан заговорить более решительным тоном. Эта нотка особенно характерна, поскольку в данной обстановке всякое ослабление и колебание Англии, как потенциального партнера США на Дальнем Востоке, инстинктивно рассматривается здесь в очень широких кругах как минус для США.

Судя по имеющейся у нас информации, падение ценностей на бирже после нашей ноты итальянцам (самое сильное с

* См. док. № 326, 332. См. док.»\> 321.


1933 г.) было вызвано спекуляцией на понижение, для которой был использован слух о военной угрозе в Европе. Биржа тем временем оправилась.

Ума не кий

Печат. по арх.

334. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Великобритании в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР*

Немедленно

17 сентября 1937 г.

Я только что получил сообщение британского правительства о том, что с 16 сентября Англия и Франция «ввиду вновь возникших обстоятельств» {имеется в виду, очевидно, Нион-ское соглашение**) снимают свои военные суда с патрульной службы вдоль испанского берега. Таким образом, с сегодняшнего дня весь берег Франко освобождается даже от того весьма недостаточного надзора, который имелся до сих пор в соответствии со схемой морского контроля от 8 марта***, и давнишнее требование Германии и Италии осуществляется. При таком условии я считаю совершенно неизбежным в ответ на предложение совета контроля 191 категорически указать, что в связи с ликвидацией патрульной службы бессмысленно продолжать посадку контролеров на суда, идущие в Испанию, что, стало быть, контролеров можно распустить и что всякий контроль на сухопутных границах должен быть окончательно снят. Словом, вся контрольная организация подлежит ликвидации. Между прочим, чрезвычайно характерно, что Англия и Франция решили снять патрули самостоятельно, без всякой консультации с другими членами Комитета, несмотря на то что они (вместе с Германией и Италией) 8 марта были уполномочены нести патрульную службу всем Комитетом, Комитет поставлен перед совершившимся фактом вполне в духе метода фашистских правительств.

Вероятная смерть контрольной системы в ближайшем будущем, однако, нисколько не освобождает нас от необходимости уплаты около 35 тыс. ф. ст., о которых я вчера телеграфировал, ибо эти деньги представляют наш долг по прошлым платежам, а также включают ту сумму, которая при всяких условиях понадобится ка ликвидацию контрольного предприятия. Поэтому жду денег 192.

Майский

Пгчат. по арх,

* Копня телегргммы была направлена M, M. Литвинову в Железу, 88 См. док..Y«332. *** См, газ. «Известия», 10 марта 1937 г.


335. Запись беседы Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Посланником Румынии в СССР Чиунту

19 сентября 1937 г.

Чиунту объяснил, что зашел проститься со мной перед отъездом в отпуск. На мой вопрос, едет ли он прямо в Бухарест, Чиунту ответил, что сперва направляется во Францию, чтобы повидаться с Титулеску. В Бухаресте он рассчитызает быть в начале октября. Он уже условился с Антонеску о встрече с ним в это время. В Москву Чиунту надеется вернуться в начале ноября.

Сообщиз мне о своем отъезде, Чиунту задал мне несколько вопросов, касающихся общего международного положения. В частности, по его словам, он хотел бы знать, как сложатся в дальнейшем советско-итальянские отношения. Я ответил, что СССР уже сказал свое слово о действиях Италии з Средиземном море, что он участвовал в решении по этому вопросу в Ни-онской конференции * и что пока з совете ко-итальянских отношениях ничто формально не изменилось. Это подтверждается и заявлениями самого итальянского правительства по поводу распространяемых ложных слухов о прекращении рейсов пароходного агентства «Сервици маритими» в Черном море. Утренние газеты сообщают, что итальянское правительство отрицает какую-либо перемену в отношениях Италии с СССР.

Чиунту осведомился далее, ожидаем ли мы включения Италии в число держав, охраняющих безопасность на Средиземном море. Я ответил, что сама Италия явно домогается такого включения, очевидно убедившись в ошибочности езоих расчетов на срыв конференции путем демонстративного отказа принять в ней участие. Как отнесутся к этим домогательствам Италии державы, подписавшие Нионскую конвенцию, я предвидеть не берусь.

Чиунту спросил, как оценизаю я положение на Дальнем Востоке.

Я ответил, что Япония оказывается в гораздо более затруднительном положении, чем она ожидала. Сопротивление Китая свидетельствует о том, что эта страна не только решилась, но и может оказать агрессору должный отпор. Япония ввязалась в настоящую войну, вынуждающую ее перебросить в Китай свыше 300 тыс. своих войск и напрячь до максимума свои военные и экономические ресурсы. Такое положение серьезно беспокоит союзников Японии — Германию и Италию, тем более что эти страны отнюдь не расположены ссориться с Китаем, где имеют значительные экономические интересы. Между прочим, насколько нам известно, и Германия, и Италия

* Си. док. № 321, 326, 332.


продолжают снабжать Китай оружием. Очевидно, они не очень расположены оказывать содействие слишком широкой экспансии Японии в Китае. С другой стороны, и итальянцы, и немцы недовольны, видя, что в войне с Китаем истощаются силы их союзника.

Чиунту осведомился, какую позицию занимает Польша в нынешней международной ситуации- Я ответил, что, вопреки национальным интересам Польши, требующим от нее лояльного сотрудничества с державами, проводящими политику мира, ее нынешнее правительство идет на поводу у Германии, толкающей Польшу на путь опаснейшие авантюр. Рано или поздно Польше придется расплачиваться за эту политику. Во всяком случае, поляки должны помнить, что Германия рассчитывает использовать их страну как плацдарм и польский народ как пушечное мясо, чтобы, толкнуз ее на авангардные бои, в которых поляки неизбежно должны потерпеть поражение, захватить польские земли, осуществив то, что когда-то, в конце XVIII в., проделала с Польшей солдатская Пруссия. На вопрос Чиунту, что толкает Польшу на этот путь, я ответил, что по нему ведет Польшу ее фашистское правительство, связавшее свою судьбу с Гитлером. Нельзя, впрочем, отрицать и то, что в деле прогерманской ориентации Польши большую роль сыграла близорукая политика Франции, соблазнившейся «пактом четырех» и создавшей у Польши ощущение ее изолированности н необходимости за свой страх договариваться с опаснейшим соседом, т. е. гитлеровской Германией.

В заключение беседы Чиунту представил мне секретаря миссии Попеску, который в его отсутствие будет зьшолнять обязанности поверенного в делах.

В. Потемкин

Печат. по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: