Мотивация. Мотивационный процесс

Мотивация (от «мотив» – то, что вызывает активность и инициативность человека, имеет персональный характер, зависит от множества факторов, поддается осознанию и управлению) – формирование у работников мотивов труда. Это процесс побуждения себя и других для достижения цели. В древности средствами мотивации были хлыст, угрозы, награды. Школой научного управления в качестве средства мотивации работников к труду признавалось экономическое стимулирование. В школе поведенческих наук средством мотивации труда была признана концепция удовлетворения разнообразных потребностей работников.

Мотивация оказывает воздействие на характер деятельности:

- усилие;

- старание;

- настойчивость;

- добросовестность;

- направленность.

Мотивационная структура человека – совокупность мотивов, которые могут меняться в процессе воспитания и образования.

Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения определенных мотивов. Мотивирование – сердцевина, основа управления человеком.

Типы мотивирования (не следует противопоставлять):

1) путем внешнего воздействия (наподобие торговой сделки – я тебе, ты мне);

2) путем воспитания (не обязательно быстрый результат).

Механизм мотивирования: стимул – реакция. Стимул это раздражение, реакция – ответ на раздражение. Использование различных стимулов составляет процесс стимулирования. Исключительно велика роль материального стимулирования.

Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Оно – есть одно из средств мотивирования. Чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже необходимо стимулирование.

Задачи мотивации:

- формирование у работников осмысленного отношения к мотивам своего труда;

- обучение персонала методам мотивации сотрудников, методам психологического воздействия;

- формирование у менеджеров умений управлять мотивацией сотрудников.

Методы мотивации:

- наказание и поощрение (политика «кнута и пряника») — применение эффективно в командно-административной системе, существовал практически весь период промышленной революции, на фоне развития школы научного управления;

- психологическое воздействие – применение эффективно при актуализации нематериальных мотивов труда (возникновение методов обязано появлению теории З.Фрейда о не обязательно рациональном выборе поступков людей и теории Э.Мейо, обладающего академической психологической подготовкой и сумевшего найти средство для снижения текучести кадров, проведя эксперимент на текстильной фабрике в Филадельфии, на заводе электрических лампочек в Хотторне).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: