Правление Александра I. От замыслов либеральных реформ (Сперанский, Новосильцев) к аракчеевщине

Император Александр I (1801—1825). В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился

последний дворцовый переворот. Заговорщики из высшей петербургской знати убили

императора Павла I. На российский престол взошел его старший сын Александр. Молодой 23-

летний император был сложной и противоречивой натурой. Это объяснялось врожденными

чертами его характера и теми условиями, в которых он воспитывался. В раннем детстве

Екатерина II оторвала цесаревича от семьи отца, лично следила за его образованием ивоспитанием. Александру приходилось лавировать между отцом и бабкой, лукавить и скрывать

свои истинные чувства. Одни современники отмечали его лицемерие и неискренность. А. С.

Пушкин дал ему весьма образную характеристику: «Властитель слабый и лукавый, плешивый

щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой...» Другие отмечали приветливость, умение

очаровывать, притягивать к себе людей. Александр получил блестящее для того времени

образование. Его учителями были выдающиеся писатели и ученые России. Наставником

будущего императора был швейцарский политический деятель Ф. Лагарп, республиканец, противник рабства, приверженец идей французского просветительства, которые он пытался

привить своему ученику. Несомненно, что в первые годы своего правления Александр хорошо

видел политическое и экономическое отставание России от передовых европейских государств,

думал о возможности и необходимости некоторой модернизации страны. Однако его

политическое сознание с возрастом значительно изменилось. Либерал в первые годы

царствования, он постепенно превращался в консервативного и даже в последние годы жизни

реакционного политика. Его глубокая религиозность, доходившая до мистицизма, отразилась в

конкретных внутри- и внешнеполитических действиях в 1815—1825 гг.

Эра либерализма. Вступив на престол, Александр не рискнул прямолинейно проводить

деспотическую политику. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с

исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызывавших возмущение не только

петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против

деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику «по законам и сердцу» своей

бабки Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление

завоевать популярность в обществе. Александр восстановил отмененныe Павлом Жалованные

грамоты дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись

преследованиям при Павле. Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз

иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей

регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т. д. Эти меры создали Александру

славу либерала.

В начале царствования Александр дал понять, что намерен провести реформы по самымбыла своя специфика. Она выражалась в том, что в России фактически не было буржуазии,

способной бороться за свои интересы и за демократические преобразования. Широкие

народные массы были темпы, необразованны и забиты. Они долго еще сохраняли

монархические иллюзии и политическую инертность. Поэтому революционная идеология,

понимание необходимости модернизации страны складывались в начале XIX в. исключительно

у передовой части дворянства, выступившей против интересов своего сословия. Круг

революционеров был крайне ограничен — в основном представители родовитого дворянства и

привилегированного офицерского корпуса. Борясь против самодержавия и крепостничества,

они неосознанно отстаивали буржуазный путь развития. Поэтому их движение имело

объективно буржуазный характер.

Первые политические организации. Им предшествовали тайные общества, которые

появились в России на рубеже XVIII—XIX вв. Они имели масонский характер, и их участники

разделяли в основном либерально-просветительскую идеологию. В 1811—1812 гг. действовал

кружок «Чока» из 7 человек, созданный Н. Н. Муравьевым. В порыве юношеского идеализма

его члены мечтали об основании республики на острове Сахалин. После окончания

Отечественной войны 1812 г. тайные организации существовали в форме офицерских

товариществ, кружков молодых людей, связанных родственными и дружескими узами. В 1814

г. в Петербурге Н. Н. Муравьевым была образована «Священная артель». Известен также

«Орден русских рыцарей», основанный М. Ф. Орловым. Эти организации фактически не

предпринимали активных действий, но имели большое значение, так как в них формировались

идеи и взгляды будущих руководителей движения.

В феврале 1816 г. после возвращения большей части русской армии из Европы в Петербурге

возникло тайное общество будущих декабристов — «Союз спасения». С февраля 1817 г. оно

было названо «Общество истинных и верных сынов Отечества». Его основали: П. И. Пестель,

А. Н. Муравьев. С. П. Трубецкой. К ним присоединились К. Ф. Рылеев, И. Д. Якушкин, М. С.

Лунин. С. И. Муравьев-Апостол и др.

«Союз спасения» — первая русская политическая организация, имевшая революционную

программу и устав — «Статут». В нем были заложены дне основные идеи переустройствароссийского общества — ликвидация крепостного права и уничтожение самодержавия.

Крепостное право рассматривалось как позор и главный тормоз для поступательного развития

России, самодержавие — как отжившая политическая система. В документе говорилось о

необходимости введения конституции, которая ограничила бы права абсолютной власти.

Несмотря на жаркие споры и серьезные разногласия (некоторые члены общества горячо

высказывались за республиканскую форму правления), большинство считало идеалом

будущего политического устройства конституционную монархию. Это был первый водораздел

во взглядах декабристов. Споры по данному вопросу продолжались вплоть до 1825 г.

В январе 1818 г. был создан «Союз благоденствия» — довольно крупная организация,

насчитывавшая около 200 человек. Ее состав по-прежнему оставался преимущественно

дворянским. В ней было много молодежи, преобладали военные. Организаторами и

руководителями стали А. Н. и Н. М. Муравьевы, С. И. и М. И. Муравьевы-Апостолы, П, И.

Пестель, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин и др. Организация получила довольно четкую структуру.

Были избраны Коренная управа — общий руководящий орган — и Совет (Дума), обладавший

исполнительной властью. Местные организации «Союза благоденствия» появились в

Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе, Тамбове, Нижнем Новгороде.

Программа и устав союза назывались «Зеленая книга» (по цвету переплета).

Заговорщическая тактика и конспиративность руководителей вызвали разработку двух частей

программы. Первая, связанная с легальными формами деятельности, была предназначена для,

всех членов общества. Вторая часть, где говорилось о необходимости свержения самодержавия,

ликвидации крепостничества, введении конституционного правления и, главное, об

осуществлении лих требований насильственными средствами, была известна особо

посвященным.

Все члены общества принимали участие в легальной деятельности. Они пытались

воздействовать на общественное мнение. С этой целью создавались просветительские

организации, издавались книги и литературные альманахи. Члены общества действовали и

личным примером — отпускали на волю своих крепостных, выкупали у помещиков и

отпускали на волю наиболее одаренных крестьян.

Члены организации (в основном в рамках Коренной управы) вели яростные споры оХомяков, Ю. Ф. Самарин и др. Идеологами западников — историки, юристы, писатели и

публицисты: Т. Н. Грановский К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И.

И. Панаев, В. Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию

процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали

необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную

монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими

наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они

считали, что само правительство должно провести и необходимые реформы. Вместе с тем были

и существенные различия во взглядах славянофилов и западников.

Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России и се

национальную самобытность. Капиталистический строй, который утвердился в Западной

Европе, казался им порочным, несущим обнищание народа и падение нравов. Идеализируя

историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские

соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы

существовали патриархальные отношения. В то же время славянофилы признавали

необходимость развития промышленности, ремесел и торговли. Одна из основополагающих

идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной

религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух

коллективизма в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Борьба славянофилов

против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели

большое положительное значение для развития русской культуры.

Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской

цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада,

объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль

крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства

управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это

единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Их

критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также

способствовали развитию общественно-политической мысли.Славянофилы и западники заложили в 30—50-е годы XIX в. основу либерально- реформистского направления в общественном движении.

Великие реформы Александра II 60-х – 70-х гг. XIX в. и контрреформы Александра III 80-х гг., их характер и значение. Отмена крепостного права в России и перспективы развития капитализма в стране.

Реформы алекс2.

Земская реформа Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и многое другое. Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям.В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: