Сущность и назначение сегментарной отчетности

Многие крупные организации производят всевозможные товары, оказывают разнообразные услуги, осуществляют тор­говую, посредническую финансовую деятельность на предпри­ятиях с различным техническим уровнем, разной рентабельно­стью, имеющих различные перспективы дальнейшего развития. Производство и продажа товаров совершаются в различных гео­графических зонах, государствах, территориальных районах, что также накладывает свой отпечаток и сказывается на результатах хозяйственной деятельности. Информация об этих особенностях представляет весьма значительный интерес дня многих пользо­вателей финансовой отчетности.

Сегмент (от лат. segmentum) означает отрезок, часть чего-либо. Сегментарную отчетность можно определить как отчет­ность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса (цен­трам ответственности) организации.

Информация сегментарной отчетности используется с це­лью принятия разнообразных управленческих решений. Для мно­гих российских предприятий вопрос выживания сегодня напря­мую связан с необходимостью разукрупнения (реструктуриза­ции) бизнеса.

В Международных стандартах IAS есть стандарт МСФО 14 «Сегментная отчетность». Этот стандарт и стал основой для разработки ПБУ 12/2000.

Согласно и МСФО 14 и ПБУ №12 предусматривается два вывода отчетных сегментов: операционные (хозяйственные, отраслевые) и географические. Для определения этих сегментов предлагается использовать внутреннюю структуру организации и систему ее внутренней отчетности.

Информация по сегменту – информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня Показателей бухгалтерской отчетности организации.

Информация по операционному сегменту — информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, ока­занию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибы­лей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, рабо­там, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг. Операционный сегмент не должен включать товары и услуги со значительно отличающимися рисками и выгодами.

Факторы, рассматриваемые при выборе отчетного сегмента

Операционный сегмент Географический сегмент
Характер товаров или услуг Сходство экономических и политических условий
Характер производственных процессов Отношения между операциями в разных географических районах
Тип или класс клиентов, потребителей товаров или услуг Территориальная близость операций
Методы, используемые для распростра­нения товаров и предоставления услуг Правила валютного контроля
Характер регулирующей среды: банков­ские, страховые, коммунальные орга­низации Валютные риски
  Другие специальные риски, связанные с операциями в конкретном районе

Операционный или географический сегмент считается отчет­ным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям и выполняется одно из следующих условий:

1) выручка от продажи внешним покупателям и от опера­ций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10% от общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;

2) финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% от суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов (в зависимости от того, какая величина больше в абсолютном значении);

3) активы данного сегмента составляют не менее 10% от суммарных активов всех сегментов;

4) на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бух­галтерской отчетности организации, должно приходиться не менее 75% от выручки организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: