Порядок проведения деловой игры

В любой деловой игре можно выделить этапы, то есть последо­вательность шагов по ее проведению.

Введение в игру. Обычно на этом этапе участников знакомят со смыслом, целями и задачами проводимой игры, общим регла­ментом, осуществляют консультирование и инструктаж. Однако в случае необходимости игре может предшествовать лекция или беседа по актуальным проблемам, затрагиваемым в игре.

Разделение слушателей на группы. Оптимальный размер груп­пы 5-7 человек; в каждой группе выбирается лидер и, при необ­ходимости, распределяются игровые роли (например, в игре Н. Борисовой «Доклад и дискуссия» у каждой команды 7 игро­вых ролей: «докладчик», «провокатор», «оппонент», «визуа-лист», «эксперт», «регистратор» и «организатор», а в игре А. Панфиловой «ЗАПРОС» каждая группа получает коллектив­ную роль: «инноваторы», «оптимисты», «пессимисты», «реали­сты» и т.п.). Роли могут распределяться как в начале игры, так и по мере необходимости, по ее ходу. Например, для внутрико-мандной работы разыгрывается один комплект ролей, а для пле­нума (межгруппового взаимодействия) — другой.

Погружение в игру. На этом фрагменте слушатели получают «игровое задание», например: разработать «визитную карточку команды», подготовить мини-презентацию, сделать комплимент партнерам по игре или принять участие в тренинге на совмести­мость и «срабатываемость» участников (например, «Живопись»). В конце книги уважаемый читатель найдет целый спектр упражне­ний, осуществляющих функцию «погружения» в игровое взаимо­действие. Их выбор зависит прежде всего от намерений и ожида­ний организатора игры, а также от особенностей аудитории и времени, отводимого на такую форму занятий.

Изучение и системный анализ ситуации или проблемы. Эта ра­бота осуществляется в каждой группе (проблематизация). Участ­ники игры анализируют предлагаемую ситуацию, осуществляют диагностику и ранжирование проблем, договариваются о терми­нологии, формулируют проблемы и т.д. Кроме того, они получа­ют не только информацию, материалы для анализа, но и установ­ки по поведению и правилам игры, следовательно происходит процесс ознакомления с правилами и вхождение в ролевое пове­дение.

Игровой процесс. На этом этапе в соответствии с принятой в каждой группе стратегией осуществляется поиск или выработка вариантов решений, прогнозирование возможных потенциальных





проблем, рисков и других последствий рассматриваемых решений и конкретных действий. Наконец, в ходе дискуссии вырабатывает­ся коллективное решение, затем разрабатывается и обосновывает­ся проект, который визуализируется на плакатах, или делаются расчеты и заполняются документы, необходимые для решения и его презентации на пленуме.

Общая дискуссия, или пленум. Каждая группа делегирует представителя своей команды для презентации и обоснования своих решений или проектов (обмен мнениями, оппонирование, вопросы и ответы). Для проведения межгруппового общения изменяется пространственная среда игры и распределяются спе­циальные роли, как правило, исполняющие игровые функции («адвокат дьявола», провокатор, оппонент, критик и т.д.). На пленуме активно работают экспертные группы, которые оцени­вают не только результаты проективной деятельности команд, но и культуру коммуникации и презентации. По итогам дискус­сии может выступить и преподаватель, но лишь с комментария­ми по содержанию дискуссии, по проектам, а не вообще по всей игре. Кроме того, преподавателю на этом этапе приходится вес­ти пленум, а следовательно, ставить вопросы и корректно уп­равлять процессом обмена мнениями.

Подведение итогов игры. Необходимость этого этапа особен­но важна, так как здесь оцениваются решения и проекты, проис­ходит знакомство с разными стратегиями, определяется их эффек­тивность и конкурентоспособность. Кроме того, на этом этапе подсчитываются баллы, штрафные и поощрительные очки, выяв­ляются лучшие команды, игроки, проекты. Именно на этом этапе игра получает логическое завершение, особенно если ее итоги подводит не только преподаватель - организатор игры, но и пред­ставители практики, специалисты по исследуемой проблеме. Си­стема оценивания в конечном итоге должна соотносить плани­руемые цели и полученный результат игры. Кроме того, она должна предполагать оценку в определенных шкалах качества вы­рабатываемых решений и проектов; позволять оценивать деятель­ность каждого отдельного участника и работу команды; оцени­вать личные характеристики участников игры.

Рефлексия (лат. reflexio - отражение, следствие чего-либо, размыш­ление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного пси­хического состояния). Это важный фрагмент игры, устанавливаю­щий обратную связь, позволяющий провести мониторинг мнений и выяснить степень удовлетворенности, потери и приобретения. Имен­но рефлексия позволяет преподавателю не просто выявить степень удовлетворенности обучаемых проведенной игрой и принятыми ре-


шениями, а услышать информацию о трудностях, которые испыта­ли участники, об их удачах и личных достижениях.

«Выгружение из игры». С этой целью командам предлагается разработать «Памятку», или «Уроки, которые можно извлечь», или «МАСТАК». Существует много техник, способствующих «выгру­жению» участников из игрового процесса, они также описаны в конце данного пособия. Их выбор зависит от целей игры (напри­мер, извлечь разумные уроки или освободить от играемых ролей, высказать критику в чей-то адрес или сказать комплимент) и игро-технической компетентности преподавателя. Завершающая часть игры может быть посвящена размышлениям участников об их бу­дущем, о перспективах использования в учебном процессе такого рода технологий обучения, домашним заданиям и т.д. В зависимо­сти от целей игры можно также поменять местами два последних фрагмента, так как рефлексия, кроме того, может потребовать до­статочно большого времени и после нее иногда бывает сложно пе­реключиться на игровое взаимодействие.

Таким образом, из сказанного можно сделать вывод, что дело­вая игра - это сложная интерактивная технология, позволяющая, исходя из анализа моделируемой ситуации, разрабатывать много­альтернативные решения и проекты на основе разнообразного вза­имодействия и сотрудничества обучаемых руководителей и специ­алистов, в условиях разных ролевых интересов, интеллектуальной и эмоциональной напряженности, соревнования и экспертного оце­нивания.

Применение деловых игр в реальной практике обучения и орга­низационного развития руководителей и специалистов в доста­точной мере распространено, во-первых, потому что метод и тех­нология его использования наиболее широко описаны в игротехнической литературе, а во-вторых, потому что большое количество разработанных игр можно трансформировать на раз­ные виды профессиональной деятельности (менеджмент, марке­тинг и реклама, экономика и банковское дело, культурология и деловая коммуникация, связи с общественностью и т.д.).

Кроме того, деловые игры можно достаточно легко адаптиро­вать к системе подготовки и переподготовки и организационно­го развития персонала. Наконец, на деловых играх у преподава­теля больше возможностей обучать деловому взаимодействию, коллективному принятию решений, формировать личностные и деловые умения и навыки, в частности развивать коммуникатив­ную и управленческую компетентность.

Однако деловая игра, как и любая другая интерактивная техно­логия, имеет как преимущества, так и ограничения.


               
 
   
   
 
     
 
 

Достоинства Деловая игра позволяет в рам­ках кратковременного учебного процесса в системе повышения квалификации руководителей и специалистов сместить акцент «с системы знаний» на «систему на­выков, умений, способов поведе­ния, отношений, приемов творче­ства», то есть на значимую дея­тельность для конкретной про­фессии, должности, социально-психологических отношений. ДИ решает задачу оказания мно-годействия на образ мышления и на разноплановый, в том числе по­зитивный подход к явлениям у уча­стников занятия, что при традици­онных методах обучения достичь! довольно-таки сложно.
Учебная ДИ является не только инструментом игрового имитаци­онного моделирования, но и ме­тодом педагогики для достижения образовательного результата. Эта двойственность определяет пре­имущества ДИ как инструмента научения. Имитация ситуации дея­тельности осуществляется в реаль­ном учебном процессе. Участник игры анализирует, отбирает дан­ные, ставит и решает задачи реаль­но и, следовательно, происходит освоение новой информации и развитие умений.
Методических разработок по деловым играм существует очень

ДОСТОИ НСТВА И ОГРАНИЧ ЕН ИЯ ДЕЛОВЫХ ИГ Р

Ограничения

Отсутствие теоретически и ме­тодически хорошо проработан­ного игрового способа разверты­вания содержания той или иной профессиональной деятельности, моделируемой в игре, приводит к тому, что многие разработанные специалистами игры реально «не играют», оказываются деловыми играми лишь по названию, по­скольку в них нет собственно игры.

Во многих разработках не за-' ложен также механизм организа­ции познавательной и мысли­тельной деятельности участни­ков, что провоцирует преподава­теля использовать лишь собствен­ный опыт и интуицию, к сожале- нию, не всегда результативно.

В то же время ДИ ставит обу­чаемого в условия мнимой или условной ситуации, задаваемой имитационной моделью, требует выполнения мнимых (игровых) 'действий. В такой ситуации дей­ствия играющих эффективны лишь в том случае, если они | хорошо владеют содержанием и спецификой той или иной дея­тельности и если сам преподава­тель может выступить на игре в роли инструктора-консультанта и эксперта. При отсутствии такой компетентности ДИ может нане­сти непоправимый ущерб содер­жательной части обучения или привести к потере учебного

времени. _____________________

 

Отсутствие единой или хотя бы принимаемой большинством ав-


Продолжение

Достоинства Ограничения
много. Изданы десятки учебно-ме­тодических пособий по обучаю­щим играм для большинства сфер деятельности: экономической, про­изводственно-хозяйственной, уп­равленческой, экологической, пе­дагогической. Разработаны дело­вые игры для конкретных направ­лений промышленности, тран­спорта, сельского хозяйства, меди­цины. Опубликованы практиче­ские пособия с играми по совре­менным направлениям: маркетинг, менеджмент, банковское дело, аудит и т.д. Следовательно, инновацион­ный преподаватель всегда найдет подходящую разработку для сво­его занятия. торов - разработчиков ДИ техно­логии описания приводит к тому, что каждый автор постепенно вы­рабатывает свои собственные принципы ее конструирования и описания. Это вызывает большие труд­ности у преподавателей при внед­рении ДИ, особенно когда опи­сание недостаточное, нет развер­нутых характеристик ситуации, ролей, не описаны инструкции участникам, не сформулированы правила, не предложена система оценивания и т.д. В целом ряде случаев такие разработки вообще невозможно использовать и они остаются невостребованными.
ДИ является коллективным ме­тодом обучения и организацион­ного развития персонала. Коллек­тивное мнение формируется на протяжении всей деловой игры, а она, как правило, идет не менее четырех часов. Навыки сотрудни­чества отрабатываются и при вы­работке решений в группе, и при анализе или критике решений других групп. В игре участники вынуждены использовать разнообразные сен­сорные каналы: аудиальный (слу- Поскольку на ДИ все участ­ники исполняют разнообразные роли (профессиональные, долж­ностные, игровые и т.д.) и каждой роли предписаны то или иное поведение, установки и действия, то возникает конфликт не только мнений, но и интересов. Слабое владение коммуникативной ком­петентностью как самих участ­ников игры, так и ведущего ее преподавателя приводит к воз­никновению серьезных инциден­тов, перерастающих в конфликт-
шать), визуальный (видеть) и ки­нестетический (ощущать), этому способствует «управляемое эмо­циональное напряжение», интенси­фицирующее процесс обучения и вызывающее включенную актив­ность. Обучение становится радо­стным. ную ситуацию. Если преподаватель не владеет социально-психологической ком­петентностью, а значит не может эффективно управлять конфлик­том, тогда на игре возникает «ан­тиэффект»- слушатель порожда­ет и осваивает негативный опыт взаимодействия.

Я слышу и забываю. Я вижу и запо­минаю. Я делаю и понимаю.

Конфуций


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: