И практических задач». 1. Сформировать у участников игры более точные и правиль­ные представления о факторах управленческого потенциала

Цели деловой игры:

1. Сформировать у участников игры более точные и правиль­ные представления о факторах управленческого потенциала, обус­ловливающих успешную управленческую деятельность в дорожном хозяйстве.

2. Обучить экспертному методу количественной оценки управ­ленческого потенциала кадров отрасли.

3. Развить творческое мышление участников игры, способность эффективно взаимодействовать друг с другом при принятии кол­легиальных и коллективных решений.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ

Участникам деловой игры «МИР» (моделирование идеального руководителя) в качестве исходной информации предлагаются: бланк играющего и шкала для оценки факторов управленческого персонала.

В системе работы с кадрами одной из наиболее сложных и недо­статочно разработанных проблем является объективная оценка управленческих кадров. Достоверная оценка кадров управления необходима при выборах руководителей, выдвижении работников в резерв, переаттестации кадров, повышении квалификации руко­водителей и специалистов.

В настоящее время существует множество подходов к оценке управленческих кадров. Большинство из них сводится к количе­ственной оценке деловых и личностных качеств управленческого персонала. При этом оцениваются не результаты деятельности ру­ководителей, а факторы их управленческого потенциала.

Под факторами управленческого потенциала руководителей понимают не только личностные качества, знания, умения и на­выки, но и возможности, благодаря которым успешно осуществ­ляется управленческая деятельность. На практике у руководите­лей представления об этом разные, отсюда и разная степень


критичности оценки работником своего управленческого потен­циала, а также потенциала резервистов на управленческие долж­ности. Поэтому важно, чтобы обучаемые сами построили модели «идеального руководителя» и обсудили их коллективно.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИ «МИР»

1. Руководитель игры ставит задачу на игру, объясняет ее цели, исходные условия, правила игры и задачи участников.

2. Каждый участник игры оценивает по предложенным показа­телям управленческий потенциал, а также перечень факторов это­го потенциала, необходимых «преуспевающему руководителю» предприятия (объединения) дорожного хозяйства (ПДХ).

3. Каждая игровая группа путем взаимных консультаций выра­батывает общую оценку факторов управленческого потенциала «преуспевающего руководителя» ПДХ.

4. Участники игры совместно определяют коллективную оцен­ку предложенного перечня факторов управленческого потенциала «идеального руководителя» ПДХ.

5. Участники игры определяют отклонения индивидуальной и групповой оценок от эталонной и подсчитывают суммы этих от­клонений.

6. Руководитель объявляет результаты игры, анализирует груп­повую и коллективную деятельность участников игры.

ПРАВИЛА ИГРЫ

• Каждый обучаемый получает два бланка:

- бланк играющего, в котором представлен перечень факторов управленческого потенциала руководителя ПДХ;

- бланк для оценки факторов.

• Количественная оценка факторов управленческого потенциала сводится к определению меры каждого фактора, обеспечивающей эффективность управленческой деятельности.

• Сначала каждый игрок оценивает себя, заполняя графу 3 «Само­оценка». На все вопросы слушателей отвечает только руководи­тель игры. Затем также самостоятельно каждый участник оцени­вает факторы управленческого потенциала, которым должен обладать, по его мнению, преуспевающий руководитель ПДХ. При этом он заполняет графу 4.

• Все участники игры разбиваются на команды по 4-6 человек в зависимости от общего числа играющих и в свободном обмене мнениями вырабатывают общую групповую оценку факторов уп­равленческого потенциала «преуспевающего руководителя». Ко-


манды между собой не консультируются. Каждая команда запол­няет графу 5.

• После индивидуальной работы все игроки участвуют в выработ­ке коллективной оценки факторов управленческого потенциала, то есть модели «идеального руководителя». На доске вычерчива­ется таблица, в нее заносятся оценки, представленные отдельны­ми группами, и на их основе вырабатывается коллективная, обоб­щенная оценка. При этом заполняется графа 6.

• Деятельность участников игры оценивается по суммарной ошиб­ке при индивидуальной и групповой работе. Индивидуальная и групповая ошибки по каждому оцениваемому фактору определя­ются как разность оценок (баллов) по графам 4 и 6, а также гра­фам 5-6. Затем ошибки суммируются по всем оцениваемым фак­торам.

• Выигрывает тот участник игры или та команда, у которых сумма ошибок минимальна.

Бланк играющего

№ п/п Оценивающие факторы Само­оценка Оценка преуспе­вающего руково­дителя Эта­лонная (кол­лектив­ная) оценка Отклонения от эта­лона оценки
индиви- группо­вая индиви­дуаль­ной группо­вой
  дуаль­ная
  2       б    
1. Критическое от­ношение к дейст­вительности, своей деятельности            
2. Стойкая и твор­ческая привержен­ность к перестройке            
3. Способность воз­главить перестройку            
4. Учет- в руковод­стве человеческого фактора            
 
     
5. Единство слова и дела            
     
6. Способность твор­чески осуществлять свою деятельность            
7. Профессионализм            
8. Желание учиться работать            

      с   Продолжение 7 8  
9. 2 Умение достичь конечных результа­тов с наименьшими затратами     л        
  Нетерпимость к бюрократии              
  Способность к раз­работке самостоя­тельных альтерна­тивных решений              
  _ г— -Отношение к ал­коголю              
  Способность к вос­приятию критики              
  Твердость и реши­тельность              
Is Профессиональная память              
       
16. Работоспособ­ность              
1^ гт»тгя топические              
  способности            
18. Активность и энер­гетика              
19. Знание теории уп­равления производ­ством              
20. Знание трудового законодательства              
  1. Знание отрасле­вой экономики              
22. Знание научной опгянизапии Tnvna              
23. Знание организа ниц ппоизводства              
  А. Знание техники и технологии произ­водственных процес­сов            
       
  25. Умение организо­вать коллегиальное принятие решений            
  26. Умение со вкусом одеваться          

Окончание

27.
28.

Чувство юмора

Информирован­ность о событиях за рубежом

29.

Образование

30.

Опыт работы на руководящей дол­жности

31.

Возраст

32.

Управленческая подготовка

Сумма ошибок

Шкалы для оценки факторов управленческого потенциала

Оцениваемые факторы

Деловые и личностные знания, уме­ния, навыки, качества
Опыт работы на руководя­щей должности

Образование

Воз­раст, лет
Уровень весьма высокий
Высшее экономиче­ское
22-30

Управленческая подготовка

Свыше 15 лет
ме-
5.

На факультете неджмента вуза

Уровень высокий
Высшее техническое
31-35
От 10 до 15 лет
4.
Уровень средний
Высшее гуманитар-

На факультете по­вышения квалифика- ции при вузе

От 5 до 10 лет
36-40
3.
ное
Уровень низкий
От 1 года до 5 лет

В институтах по­вышения квалифика-ции и их филиалах

Среднее специаль­ное
41-45
2.
Среднее
Уровень крайне низкий

Непосредственно на производстве без от-рыва от работы

До 1 года

Свыше 45

Нецелесообразна (при самооценке вы­ставляется «1», если подготовки не было)

Примечание. Знаком «0» обозначается невозможность оценить фактор.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Преподаватель подводит итоги деловой игры «МИР». Опре­деляет игрока или команду, набравших наименьшую сумму оши­бок. Желательно более подробно рассмотреть эталон и обсудить


правильность выбора факторов, а также то, как будут изменять­ся требования к основным факторам у линейных и функциональ­ных руководителей, а также определить минимальный состав факторов, позволяющих оценивать руководящие кадры различ­ных уровней управления.

ди «стиль»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: