Цели деловой игры:
1. Сформировать у участников игры более точные и правильные представления о факторах управленческого потенциала, обусловливающих успешную управленческую деятельность в дорожном хозяйстве.
2. Обучить экспертному методу количественной оценки управленческого потенциала кадров отрасли.
3. Развить творческое мышление участников игры, способность эффективно взаимодействовать друг с другом при принятии коллегиальных и коллективных решений.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ
Участникам деловой игры «МИР» (моделирование идеального руководителя) в качестве исходной информации предлагаются: бланк играющего и шкала для оценки факторов управленческого персонала.
В системе работы с кадрами одной из наиболее сложных и недостаточно разработанных проблем является объективная оценка управленческих кадров. Достоверная оценка кадров управления необходима при выборах руководителей, выдвижении работников в резерв, переаттестации кадров, повышении квалификации руководителей и специалистов.
|
|
В настоящее время существует множество подходов к оценке управленческих кадров. Большинство из них сводится к количественной оценке деловых и личностных качеств управленческого персонала. При этом оцениваются не результаты деятельности руководителей, а факторы их управленческого потенциала.
Под факторами управленческого потенциала руководителей понимают не только личностные качества, знания, умения и навыки, но и возможности, благодаря которым успешно осуществляется управленческая деятельность. На практике у руководителей представления об этом разные, отсюда и разная степень
критичности оценки работником своего управленческого потенциала, а также потенциала резервистов на управленческие должности. Поэтому важно, чтобы обучаемые сами построили модели «идеального руководителя» и обсудили их коллективно.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИ «МИР»
1. Руководитель игры ставит задачу на игру, объясняет ее цели, исходные условия, правила игры и задачи участников.
2. Каждый участник игры оценивает по предложенным показателям управленческий потенциал, а также перечень факторов этого потенциала, необходимых «преуспевающему руководителю» предприятия (объединения) дорожного хозяйства (ПДХ).
3. Каждая игровая группа путем взаимных консультаций вырабатывает общую оценку факторов управленческого потенциала «преуспевающего руководителя» ПДХ.
4. Участники игры совместно определяют коллективную оценку предложенного перечня факторов управленческого потенциала «идеального руководителя» ПДХ.
|
|
5. Участники игры определяют отклонения индивидуальной и групповой оценок от эталонной и подсчитывают суммы этих отклонений.
6. Руководитель объявляет результаты игры, анализирует групповую и коллективную деятельность участников игры.
ПРАВИЛА ИГРЫ
• Каждый обучаемый получает два бланка:
- бланк играющего, в котором представлен перечень факторов управленческого потенциала руководителя ПДХ;
- бланк для оценки факторов.
• Количественная оценка факторов управленческого потенциала сводится к определению меры каждого фактора, обеспечивающей эффективность управленческой деятельности.
• Сначала каждый игрок оценивает себя, заполняя графу 3 «Самооценка». На все вопросы слушателей отвечает только руководитель игры. Затем также самостоятельно каждый участник оценивает факторы управленческого потенциала, которым должен обладать, по его мнению, преуспевающий руководитель ПДХ. При этом он заполняет графу 4.
• Все участники игры разбиваются на команды по 4-6 человек в зависимости от общего числа играющих и в свободном обмене мнениями вырабатывают общую групповую оценку факторов управленческого потенциала «преуспевающего руководителя». Ко-
манды между собой не консультируются. Каждая команда заполняет графу 5.
• После индивидуальной работы все игроки участвуют в выработке коллективной оценки факторов управленческого потенциала, то есть модели «идеального руководителя». На доске вычерчивается таблица, в нее заносятся оценки, представленные отдельными группами, и на их основе вырабатывается коллективная, обобщенная оценка. При этом заполняется графа 6.
• Деятельность участников игры оценивается по суммарной ошибке при индивидуальной и групповой работе. Индивидуальная и групповая ошибки по каждому оцениваемому фактору определяются как разность оценок (баллов) по графам 4 и 6, а также графам 5-6. Затем ошибки суммируются по всем оцениваемым факторам.
• Выигрывает тот участник игры или та команда, у которых сумма ошибок минимальна.
Бланк играющего
№ п/п | Оценивающие факторы | Самооценка | Оценка преуспевающего руководителя | Эталонная (коллективная) оценка | Отклонения от эталона оценки | ||
индиви- | групповая | индивидуальной | групповой | ||||
дуальная | |||||||
2 | б | ||||||
1. | Критическое отношение к действительности, своей деятельности | ||||||
2. | Стойкая и творческая приверженность к перестройке | ||||||
3. | Способность возглавить перестройку | ||||||
4. | Учет- в руководстве человеческого фактора | ||||||
5. | Единство слова и дела | ||||||
6. | Способность творчески осуществлять свою деятельность | ||||||
7. | Профессионализм | ||||||
8. | Желание учиться работать |
• | с | Продолжение 7 8 | ||||||
9. | 2 Умение достичь конечных результатов с наименьшими затратами | л | ||||||
Нетерпимость к бюрократии | ||||||||
Способность к разработке самостоятельных альтернативных решений | ||||||||
_ г— -Отношение к алкоголю | ||||||||
Способность к восприятию критики | ||||||||
Твердость и решительность | ||||||||
Is | Профессиональная память | |||||||
16. Работоспособность | ||||||||
1^ гт»тгя топические | ||||||||
способности | ||||||||
18. Активность и энергетика | ||||||||
19. Знание теории управления производством | ||||||||
20. Знание трудового законодательства | ||||||||
1. Знание отраслевой экономики | ||||||||
22. Знание научной опгянизапии Tnvna | ||||||||
23. Знание организа ниц ппоизводства | ||||||||
А. Знание техники и технологии производственных процессов | ||||||||
25. Умение организовать коллегиальное принятие решений | ||||||||
26. Умение со вкусом одеваться |
Окончание
|
|
27. |
28. |
Чувство юмора
Информированность о событиях за рубежом
29. |
Образование
30. |
Опыт работы на руководящей должности
31. |
Возраст
32. |
Управленческая подготовка
Сумма ошибок
Шкалы для оценки факторов управленческого потенциала
Оцениваемые факторы
Деловые и личностные знания, умения, навыки, качества |
Опыт работы на руководящей должности |
Образование
Возраст, лет |
Уровень весьма высокий |
Высшее экономическое |
22-30 |
Управленческая подготовка
Свыше 15 лет |
ме- |
5. |
На факультете неджмента вуза
Уровень высокий |
Высшее техническое |
31-35 |
От 10 до 15 лет |
4. |
Уровень средний |
Высшее гуманитар- |
На факультете повышения квалифика- ции при вузе
От 5 до 10 лет |
36-40 |
3. |
ное |
Уровень низкий |
От 1 года до 5 лет |
В институтах повышения квалифика-ции и их филиалах
Среднее специальное |
41-45 |
2. |
Среднее |
Уровень крайне низкий |
Непосредственно на производстве без от-рыва от работы
До 1 года
Свыше 45 |
Нецелесообразна (при самооценке выставляется «1», если подготовки не было)
Примечание. Знаком «0» обозначается невозможность оценить фактор.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
|
|
Преподаватель подводит итоги деловой игры «МИР». Определяет игрока или команду, набравших наименьшую сумму ошибок. Желательно более подробно рассмотреть эталон и обсудить
правильность выбора факторов, а также то, как будут изменяться требования к основным факторам у линейных и функциональных руководителей, а также определить минимальный состав факторов, позволяющих оценивать руководящие кадры различных уровней управления.
ди «стиль»