Ролевые игры

Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных дей­ствий. С психологической точки зрения, содержанием ролевой игры является не предмет, его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с пред­метами; не человек - предмет, а человек - человек.

Ролевая игра - способ расширения опыта участников посред­ством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предла­гается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, позволяющий привести эту ситуацию к дос­тойному завершению (игра).

Известный американский разработчик теории ролей Дж. Море­но отмечал, что слово role (роль) происходит от латинского rotula (небольшое колесо или круглое бревно), которое позднее стало оз­начать скрученный в трубочку лист бумаги с записью слов пьесы для актеров. Лишь с XVI—XVII веков под ним стали понимать игру актеров. Понятие ролевых игр появилось лишь в XX веке.

Прототипом ситуационно-ролевых игр стали импровизирован­ные драматические игры на заданную тему, разработанные в 1946 году Дж. Морено.

С середины 50-х гг. применение ролевых игр в США пошло дву­мя путями. Их стали широко использовать в психотерапии, вклю­чая группы личностного роста, социометрию, психодраму, геш-тальт-терапию, а также группы встреч. Вторая область применения ролевых игр - тренинговые группы, которые ставят задачу само­развития и самосовершенствования, а не психотерапии. Это направ­ление было создано в основном с целью развития в людях навыков руководителей, поведения в больших и малых группах, конструк­тивного взаимодействия, разрешения конфликтов в группах, фор­мирования адекватного самовосприятия и восприятия других.

Этот ролевой методдейственное диагностическое, прогности­ческое и коррекционное средство социально-психологической под­готовки руководителей и специалистов.

19-3499 289


Роли каждого участника (в соответствии с общими условиями ролевой игры) могут привести обучаемых к живой дискуссии, осо­бенно когда каждый вживается в роль, а не просто исполняет обя­занности. Идея упражнений позволяет решить ряд проблем и тем самым развить навыки в областях управления и делегирования пол­номочий.

Преподавателю необходимо выделить время для подготовки краткого описания задействованных персонажей и удостоверить­ся, что создаваемые условия игры максимально соответствуют спе­цифике основной деятельности участников ролевого взаимодей­ствия.

Как и во всех предыдущих технологиях анализа ситуаций, слу­шателей знакомят с самой ситуацией, а затем предлагают распре­делить между собой роли ее участников.

СПОСОБЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕЙ

Возможны, как правило, два варианта распределения ролей: 1) роли распределяются между некоторыми слушателями, а ос­тальные, не получившие ролей, становятся активными зрителями, наблюдателями или выполняют функции «арбитра», записывая осо­бенности поведения участников и затем оценивая его последствия; 2) слушатели разбиваются на небольшие группы единомышлен­ников, и каждая группа коллективно берет на себя роль отдельно­го лица - участника ситуации или возглавляемого им подразделе­ния.

Сегодня ролевые игры применяются повсюду и незаменимы в разнообразных областях применения психологии и в системе про­фессиональной подготовки, переподготовки и повышения квали­фикации.

ХАРАКТЕРИСТИКИ РОЛЕВЫХ ИГР

К основным характеристикам ролевых игр относят:

 

наличие модели управляемой системы, включенной в конкретную со­циально-экономическую систему. Такой моделью может стать фаб­рика, завод, магазин, музей, библиотека или отдельное подразде­ление какой-либо организации с достаточно подробным описани­ем специфики, имеющихся ресурсов (материально-технических, финансовых, кадровых, социально-психологических);

• наличие ролей;

• различие целей участников игры, исполняющих разные роли;

• взаимодействие ролей;

• наличие общей цели у всего игрового коллектива;

• многоальтернативность решений;


• наличие группового или индивидуального оценивания деятель­ности участников игры;

• наличие управляемого эмоционального напряжения.

Преподаватели, использующие этот метод в учебном процессе, часто путают такие его разновидности, как «разыгрывание ситуа­ций в ролях» и ролевые игры. С нашей точки зрения, эти методы, хотя и имеют между собой много общего, все же весьма существен­но различаются.

При «разыгрывании» ситуаций в ролях участники исполняют роль так, как сами считают нужным, определяя самостоятельно свою стратегию поведения, свой вербальный сценарий. При этом они могут позволить себе импровизацию, исходя из своего виде­ния заданной роли. Как правило, на таких игровых занятиях слу­шатели или играют самих себя, демонстрируя свой стиль, ценно­сти, компетентность, эмоциональную культуру, или подражают кому-то из тех, кого хорошо знают.

При обсуждении результатов такой игры преподаватель может не только решать образовательные задачи, но и осуществлять кор­рекцию личности.

Основное отличие ролевых игр от разыгрывания ситуаций в ро­лях прежде всего в том, что тому, кто исполняет роль участника ана­лизируемой ситуации, наряду с описанием выдается инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, какой стратегии придер­живаться, какой характер изображать, как оценивать сложившуюся ситуацию, какие интересы отстаивать и какие цели достигать.

Инструкция к ролевой игре должна, с одной стороны, детально описывать все аспекты ситуации. Вместе с тем, с другой стороны, она не должна ставить жестких границ, препятствующих участни­кам сыграть свои роли в соответствии с их собственными представ­лениями о том, как необходимо действовать в таких случаях.

Таким образом, ролевые игры — это игры по заданному сценарию, который требует не только знакомства с материалом, но и вхожде­ния в заданный образ, то есть в какой-то степени даже перевопло­щения, актерского мастерства.

Задача, к решению которой стремятся члены группы, участвую­щие в ролевой игре - создание модели поведения, характерного в повседневной жизни для реальных людей. Следует подчеркнуть, что именно поведение, а не просто проявление талантов выступающих будет основой последующей дискуссии. Группа должна наблюдать за содержанием каждой разыгрываемой сцены.

Методы проигрывания ролей являются интерактивными, как
правило, они используются в программах по изучению руководи­
телями и специалистами сферы человеческих отношений (взаимо-
19- 291



               
   
     
 
     
 
 
 

г— ■ " ' ' ' ——~—~—^——.—~—~— Преимущества В большинстве случаев роле­вая игра предлагает сравнитель­но «безболезненный» и прият­ный способ усвоения психологи­ческих знаний и навыков.
Ролевая игра позволяет участ­никам понять, как чувствуют себя люди, сталкиваясь с неко­торыми ситуациями. Это пони­мание может оказаться мощным инструментом обучения: оно может способствовать развитию умения оценивать предпосылки поведения других людей, чего трудно было бы достигнуть ка­ким-либо иным образом.
Хотя использование ролевой I игры и содержит в себе элемент педагогического риска, послед­ний относится, главным обра­зом, к возможным способам реа­гирования группы, а не к воздей­ствию игры на нее. Ролевая игра предоставляет участникам шанс освоить или закрепить р азнооб-

действие деловых партнеров, межличностная коммуникация, вза­имопонимание), помогают им стать более восприимчивыми к чув­ствам других.

Проигрывание ролей может быть приятным и недорогим сред­ством получения многих новых навыков. Участники занятия мо­гут также отказаться от правил и экспериментировать. Например, играющий может поэкспериментировать со стилями руководства или стратегиями взаимодействия, применяя то демократический, то авторитарный стиль, демонстрируя то конкуренцию, то уступ­ку, то компромисс при принятии решений.

При внедрении этой технологии занятия проводятся в форме либо совещания, либо свободно развивающегося ролевого обще­ния (диалога) между участниками.

В заключение занятия слушатели, так же как и в АКС, обсужда­ют итог и ход решения проблемы (конфликта), оценивают поведе­ние в данной ситуации каждого из ее участников, его продуктив­ность. При этом начинают дискуссию «зрители», а заканчивает -педагог, который проводит критический разбор итогов ролевого общения, отмечая достижения и потери.

Наблюдения могут быть более эффективными, если будет сдела­на видеозапись ролевой игры, которая в случае необходимости мо­жет быть использована для обеспечения обратной связи и подтвер­ждения тех или иных положений, а также для консультирования.

Метод ролевых игр позволяет слушателю «походить в чужих бо­тинках», посмотреть как бы со стороны на себя и своего «героя», чью роль он исполняет, что имеет большое значение для перцеп­тивного обучения руководителей и специалистов, развития у них навыков адекватного восприятия деловых партнеров и достиже­ния взаимопонимания, выбора эффективного сценария поведения. ПРЕИМУЩЕСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР Преимущества

«Обучение через действие» -один из самых эффективных спо­собов научения и приобретения опыта. Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени.

Ограничения Суть успешной ролевой игры -создание ситуации, приближен­ной к реальности настолько, на­сколько позволяют условия. Если группа чувствует, что сценарий нереалистичен или не учитывает некоторых деталей практической деятельности, ценность игры бу­дет потеряна и цели обучения не будут достигну ть'


Продолжение Ограничения

Если цели ролевого упражне­ния полностью не объяснены и не сделан акцент на важности демонстрации поведения (а не актерских способностей), суще­ствует опасность, что ролевая игра будет восприниматься как нечто забавное. Наличие серь­езных целей упражнения не ме­шает людям получать удоволь­ствие от участия в нем и обес­печивает радость от взаимодей­ствия с ситуацией и выходом из нее, а не только от смешных шуток во время его проведения.

Как и любой метод тренинга, подразумевающий активное во­влечение участников, ролевая игра содержит долю риска. Иг­ра приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Если члены группы боятся «потерять ли­цо», участвуя в игре, или стес­няются процесса ролевого об­щения, это упражнение не будет эффективным. Тот факт, что выполнение упражнения кон­тролируется, еще больше уси­ливает напряжение.

Если преподаватель имеет слабую психологическую и коммуникативную компетент­ность, он может вызвать у ис­полнителей ролей чувство тре­вожности, беспокойства за свое реноме и самооценку. Отсутст­вие психологической поддерж- ки взрослых обу чаемых также


           
 
 
   
   
 

Окончание

усиливает это состояние и сни­жает мотивацию к обучению.
Ограничения

Преимущества

разные модели поведения. Пре­имуществом здесь является ком­муникативная среда тренинга, свободная от риска, связанного с применением той или иной мо­дели, которые могли бы возник- нуть в естественных условиях.

Ролевая игра используется как самостоятельная технология обу­чения, а также применяется в коммуникативных тренингах, направ­ленных на развитие навыков межличностного взаимодействия, ко­торые необходимы для успеха в таких сферах, как интервьюирование, предоставление обратной связи и оценки, переговоры, продажи, де­ятельность по связям с общественностью, а также при проведении самих тренингов.

Советы организатору

1. Тщательно разрабатывайте план ролевой игры Грамотное проведение ролевой игры приносит неоценимую пользу ее участникам. Такие инсценированные игры целесообраз­но проводить после того, как группа преодолела скованность, внут­реннее сопротивление и психологический дискомфорт.

2. Используйте ролевые игры и метод проигрывания ситуаций кор­
ректно

Эффективность ролевых игр обусловлена их жизнедеятельно­стью и новизной переживаний. Это означает, что этот метод следу­ет использовать осторожно. Если проводить игры при каждом удоб­ном случае, их ценность как интерактивной технологии может сойти на нет.

3. Старайтесь делать группы маленькими

Преодолеть сопротивление группы легче, ограничив ее числен­ность до десяти человек. Небольшая численность участников спо­собствует созданию спокойной неформальной обстановки, необ­ходимой для успешного обучения.

Возможности для использования ролевой игры в качестве ча­сти программы тренинга остаются и тогда, когда в группе более десяти человек. Большие группы можно разделить на несколько малых, в каждой из которых будут свои наблюдатели, наборы ро­левых игр и инструкции. Время в таких случаях рассчитывается так,


чтобы все члены малых групп смогли обсудить результаты деятель­ности своих коллективов сообща.

4. Применяйте ролевые игры творчески, импровизируйте

Нет причин изолировать ролевые игры от других методов обу­чения. Лучше всего строить процесс так, чтобы после теоретиче­ской части следовала ролевая игра, дающая возможность на прак­тике применить только что изученные принципы или техники.

В случаях, когда всем участникам тренинга необходимо спра­виться с некоторой практической ситуацией, можно устроить ро­левую игру для всех. Для этого нужно разделить одну большую группу на несколько малых, и каждая из них будет разыгрывать свою ситуацию.

Существует еще один вариант ролевой игры - инвертированная игра. При помощи этого метода можно достичь глубокой оценки проблем и преимуществ других людей. Это производится следую­щим образом: в ходе игры ведущий предлагает участникам оста­новиться и поменяться ролями, представив эту же ситуацию с про­тивоположной точки зрения, с такой позиции, которая зачастую будет в корне противоречить убеждениям и привычному образу действий участников.

Не важно, что вызывает болезнь, важ­но, что ее устраняет.

Цельс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: