Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработка для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач.
Главная цель финансовой политики государства должна быть единой для всех уровней власти (федерального, регионального и местного), для всех субъектов. В качестве такой цели могут выступать только общие интересы всего населения - повышение благосостояния каждого человека.
Россия многие годы находилась в условиях острого системного кризиса. Продолжающийся спад промышленного производства, резкое сокращение платежеспособного спроса предприятий и населения, сужение денежной массы привели к массовому обнищанию широких слоев населения. В эти годы реформирование экономики осуществлялось в следующих направлениях:
1) создание олигархического слоя, воплощающего оперативную тактику реформ;
2) приведение институциональной базы в соответствие с усилением сырьевой направленности реального сектора экономики и подчинение ей внешнеторговой деятельности государства;
|
|
3) подавление инвестиционной активности государственного сектора экономики, связанного в первую очередь с финансированием фундаментальной науки, высоких технологий и реализацией крупномасштабных инвестиционных проектов, обеспечивающих в перспективе национальную безопасность и государственный суверенитет;
4) либерализация денежно-кредитного и финансового рынков в направлении привлечения спекулятивного капитала, в том числе иностранного;
5) реализация модели бюджетного федерализма, расширяющей полномочия субъектов Российской Федерации без соответствующего разграничения предметов ведения и учета реального финансового потенциала, приводящей к фактической дезинтеграции регионов, заключение двухсторонних соглашений между Федерацией и субъектом Федерации, зачастую противоречащих интересам национальной безопасности;
6) устранение государства от реализации принципа социальной справедливости и обеспечения гарантированного уровня благосостояния; коммерциализация социальной сферы, сползание к индивидуальному принципу удовлетворения социальных потребностей без учета роста реальных доходов населения.
Оценивая последствия проводимой финансовой политики в 90-х годах XX в., можно говорить о катализации негативных тенденций в социально-экономической жизни российского общества, ставших предпосылкой финансово-банковского кризиса. В то же время банковский кризис развивался автономно от кризиса финансовой системы государства.
|
|
Накануне дефолта Россия получила от МВФ очередной транш кредита по программе увеличенного, расширенного финансирования. Однако эти средства были использованы не по назначению, хотя предназначались на цели бюджетного финансирования, и были отнесены на государственный внутренний долг, что не могло остаться незамеченным со стороны МВФ. В распоряжении Центрального банка РФ оказались 3,7 млрд долл. США, которые затем были направлены через ММВБ и внебиржевой валютные рынки на счета коммерческих банков за рубежом. На некоторое время это ослабило давление на рубль. В августе 1998 г. на валютные интервенции было израсходовано около 6 млрд долл. США, т.е. 1/3 всех международных валютных резервов России. Это свидетельствовало о неминуемой девальвации рубля. Таким образом, внутренний дефолт был предопределен экономической ситуацией.
Обострение кризиса привело к новому перераспределению финансовых ресурсов и накопленного национального богатства в пользу узкой группы лиц из сферы финансово-банковского сектора, участвовавших в спекулятивной игре на валютном рынке и переводе валютных активов на счета аффилированных лиц за рубеж.
В последнее время много говорится о смене курса реформ, а точнее об адекватных подходах к финансовой стратегии развития общества. Речь идет не об отказе от основ рыночной экономики. Однако и в ее моделях всегда присутствуют характерные национально-государственные черты и отличительные особенности. В частности, регулирующая роль государства может приобретать уродливые формы и быть нацелена на решение вопросов, не отражающих реальные возможности общества по поддержанию устойчивого экономического роста и приемлемого жизненного уровня населения не только в текущий период, но и в долгосрочной перспективе. В то же время современная ситуация свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в финансовом секторе экономики.
Остановимся, прежде всего, на проблемах государственных финансов. Главные из них:
сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
совершенствование налоговой системы;
оптимизация структуры расходов государства;
принятие реального и прозрачного бюджета;
расширение инвестиционного финансирования;
обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики;
стабилизация валютного курса рубля;
регулирование процентных ставок;
повышение эффективности использования государственной собственности;
переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;
развитие финансовых взаимоотношений со странами СНГ и дальнего зарубежья.
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.
На разных этапах развития экономики и в отдельных регионах может сложиться ситуация, когда цель финансовой политики временно будет состоять в сохранении уже достигнутого реального уровня доходов.
Например, в Москве дальнейшее повышение уровня жизни, значительно более высокого, чем в других регионах страны, неизбежно приведет к излишнему притоку мигрантов в столицу с одновременным обострением всех социально-экономических проблем и, следовательно, к значительным бюджетным расходам для их решения.
|
|
Целью финансовой политики российского государства (и субъекта Федерации в частности) должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона.
Действительно, такие определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие:
1. Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.
2. Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочение денежного обращения и в перспективе — восстановление конвертируемости рубля.
3. Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.
Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие, как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимания уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (под этим в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения.
|
|
Главная задача финансовой политики в период современных преобразований в нашей стране состоит не только в том, чтобы обеспечить материально эти преобразования, но и предотвратить социальную напряженность в обществе и максимально смягчить трудности перехода от одной системы отношений к другой. Напряженность в обществе зависит от полярности материального положения отдельных групп населения, и чем многочисленнее та часть, которая проигрывает от социальных изменений, тем выше степень непредсказуемости как хода, так и результатов политических и экономических преобразований.
В основе определения границ перераспределения финансовых ресурсов должна лежать необходимость формирования оптимальной структуры экономики, обеспечивающей не только обороноспособность государства и престижный уровень развития военно-промышленного и космического комплексов, но и цивилизованные условия жизни и достойный уровень оплаты труда всего населения.
К основным задачам финансовой политики можно отнести:
• обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
• установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;
• организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
• выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
• создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.