1. Словарь психологических терминов: деятельность, цель, мотив, действие, умение, навык
2. С какими функциями деятельности связаны следующие жизненные ситуации.
1) Человек, много лет не ездивший на велосипеде, почти полностью потерял навык езды.
2) Ребенок вспоминает о том, как во время каникул он ходил в лес за грибами.
3) Тракторист пашет землю.
4) Человек пьет воду.
5) Ребенок заучивает таблицу умножения.
6) Певец, лишившийся возможности выступать на сцене, заболел неврозом.
7) Архитектор отчетливо представляет себе, как будет выглядеть улица города после реконструкции.
8) После многочисленных упражнений ученик стал значительно лучше решать задачи по математике.
9) Портной шьет костюм.
10) Руководитель крупного предприятия после ухода на пенсию почувствовал бессмысленность своего существования.
11) Человек обедает.
12) Некоторые ученики начальных классов после летних каникул забывают таблицу умножения и теряют навык чтения.
3. Перечислите возможные мотивы учебной и трудовой деятельности
мотивы учебной деятельности | мотивы трудовой деятельности |
4. Из приведённых ниже признаков выберите те, которые характеризуют всякую деятельность; те, которые характеризуют только игру, только учение, только труд (впишите нужную букву в таблицу).
а) условие развития психики;
б) деятельность, направленная на усвоение способов выполнения действий;
в) условие проявления всех психических реакций;
г) деятельность, направленная на получение результата, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей;
д) деятельность, направленная на усвоение и применение системы понятий;
е) деятельность, удовлетворяющаяся самим процессом выполнения. (По В. С. Мерлину.)
Признаки всякой деятельности | Признаки игры | Признаки учения | Признаки труда |
5. В каких примерах проявляются умения, навыки, привычки?
А. В цехе работает мостовой кран. В кабине крановщика три рычага: один - поднимает и опускает груз, другой - продвигает кран поперёк цеха, третий перемещает мост крана вдоль оси. Работая всеми рычагами, крановщик перемещает груз по трём осям так, что груз движется по прямой линии.
Б. неопытный крановщик передвигает груз по каждой оси, работая по очереди каждым рычагом. Груз движется как бы скачками и по ломаной линии: пойдёт, остановится, затем пойдет в другом направлении.
В. Когда начинающий спортсмен учится перезаряжать винтовку, он нередко шепчет: «Раз - повернуть налево, два - потянуть к себе, три - толкнуть от себя, четыре - повернуть направо».
Г. Переходя улицу с односторонним движением и посмотрев налево, навстречу движущемуся транспорту, вы, дойдя до середины, почувствуете потребность посмотреть направо, хотя и знаете, что транспорт оттуда не может идти. (По Платонову К.К.)
Д. В первое время ученик думает над тем, ставить или не ставить запятую в предложении. Для этого он вспоминает правила пунктуации, выбирает из них подходящие данному случаю. Он затрудняется сразу определить, нужно или не нужно ставить запятую в предложении.
Е. По мере обучения ученик быстро, не тратя времени на определение типа предложения, безошибочно ставит знаки препинания. (По В. С. Мерлину.)
умения | навыки | привычки |
6. Блок самоконтроля:
1. Форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта – это:
а) развитие;
б) деятельность;
в) формирование;
г) направленность
2. Активный субъект и «продукт» деятельности и межличностных отношений, которые интериоризуются в процессе общественного развития индивида – это:
а) индивид;
б) индивидуальность;
в) человек;
г) личность
3. Внутренний психологический источник деятельности, являющийся констатирующим ее элементом – это:
а) цель;
б) мотив;
в) действие
4. Элемент или этап деятельности, направленный на достижение отдельной самостоятельной цели – это:
а) цель;
б) мотив;
в) действие
5. Мысленное или образное представление конечного или промежуточного результата деятельности – это:
а) цель;
б) мотив;
в) действие
6. Подберите к каждому пункту в левой колонке определения из правой колонки:
1. Знания 2. Умения 3. Навыки 4. Привычки | а) способы успешного выполнения действий; б) склонность человека к определенным действиям, которая часто переживается им как потребность действовать именно так, как иначе; в) система понятий, усвоенных человеком; г) автоматизированные способы выполнения человеком сознательных действий, возникшие в результате длительных упражнений |
7. Деятельность – это:
а) прогнозирование;
б) социально-значимая активность человека, направленная на достижение цели по удовлетворению потребностей человека;
в) действие;
г) преобразования.