Методические указания. Приступая к изучению данной темы, следует определить, что человечество в процессе жизни выработало различные способы духовного освоения действительности

Приступая к изучению данной темы, следует определить, что человечество в процессе жизни выработало различные способы духовного освоения действительности, которые можно определить как духовная культура. Это богатое и сложное общественное явление, основные виды которого – искусство, наука, религия, мораль, правосознание, политическое сознание, идеология, философия. Следует раскрыть содержание каждого из понятий, определяя их сходства и отличия, особо обращая внимание на место философии, как рациональной отрасли духовной культуры.

Искусство воссоздает, отражает в образной форме человеческую жизнь в её целостности, служит её воображаемым дополнением. Художественные образы обращены к человеческому переживанию, а потому они плохо поддаются рациональному научному анализу. Необходимо показать многообразие форм искусства, раскрыть сущность, своеобразие, функции различных форм искусства, роль искусства в жизни общества. Раскрыть признаки кризиса современного искусства.

Разбирая сущность религии как феномена культуры, эволюции религии, следует разобрать понятия: фетишизм, политеизм, монотеизм, теизм, деизм, пантеизм, атеизм. Далее охарактеризовать основные мировые религии – буддизм, христианство, ислам, показать их роль в истории. Отметить взаимосвязь религии и морали, влияние религии на нравственное и психическое здоровье человека.

Говоря о духовной жизни человека невозможно обойти термин «культура», т.к. это

широкое, комплексное понятие, неотделимое от человека и человеческой жизнедеятельности. Необходимо проследить эволюцию содержания этого понятия. Рассмотреть структурные элементы, основные формы, типологию, функции культуры, показать взаимосвязь культуры и человека, культуры и общества, цивилизации, культуры и природы. Разбирая вопрос о развитии культуры, следует обратить внимание на ряд закономерностей, среди которых важнейшей является общая зависимость культуры от экономического и социально-политического строя общества.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем специфика философского анализа культуры?

2. Каковы формы духовной культуры?

3. Каково соотношение понятий культура и цивилизация?

4. Чем отличаются «массовая» и «элитарная» культуры?

5. В чем специфика народной культуры?

6. Какую роль играет религия в системе культуры?

7. Какую роль в истории развития человечества играют мировые религии?

8. Что такое религия? Когда и почему она возникла?

9. Как соотносятся понятия «искусство» и «творчество»?

10. Какую роль играет искусство в жизни общества?

11. В чём проявляется кризис современного искусства?

12. Какую роль играет религия в современном обществе?

Литература:

1, Гл XV, XVI, XVII;

3, Раздел III, гл. 9.

3, С. 225 - 234


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: