Модели финансового обеспечения деятельности организаций социальной сферы

Финансовое обеспечение в социальной сфере – это процесс образования, распределения и использования финансовых ресурсов, направляемых на текущее содержание и развитие социальной сферы. Основные модели финансового обеспечения зависят от методов и способов привлечения финансовых ресурсов в социальную сферу. Такими моделями являются:

а) бюджетная модель, когда в качестве основного вида финансовых ресурсов выступают бюджетные средства;

б) смешанная модель, когда в качестве важнейших видов финансовых ресурсов выступают бюджетные и внебюджетные средства;

в) коммерческая модель, когда оплата услуг осуществляется самими потребителями без участия средств бюджета.

Финансовые ресурсы организаций социальной сферы представляют собой совокупность поступлений, которые используются на текущее содержание и на расширение деятельности этих организаций. Основным источником финансовых ресурсов организаций социальной сферы является стоимость ВВП. Различают следующие виды финансовых ресурсов в социальной сфере:

1) бюджетные ассигнования, предоставляемые из бюджетов различных уровней в разрезе конкретных видов расходов, распорядителям и получателям бюджетных средств;

2) бюджетные дотации и субсидии, предоставляемые организациям социальной сферы, которые оказывают частично оплачиваемые услуги;

3) денежные поступления от оказания платных услуг населению и организациям сферы производства;

4) выручка от реализации продукции собственного производства;

5) выручка от реализации основных средств и сдачи в аренду имущества;

6) доходы от внереализационных операций (например, проценты на расчётных счетах в банках);

7) добровольные взносы других организаций, благотворительных фондов и отдельных физических лиц.

Основными принципами формирования и использования финансовых ресурсов в организациях социальной сферы, находящихся на бюджетном финансировании являются:

а) определение объема бюджетных ассигнований на основе нормирования отдельных видов расходов;

б) целевое назначение бюджетных средств в соответствии с подразделениями бюджетной классификации;

в) выделение бюджетных ассигнований в меру выполнения оперативных показателей деятельности организаций и с учетом освоения ранее полученных средств;

г) контроль за обоснованным планированием бюджетных средств, за их рациональным использованием.

В различных отраслях социальной сферы, в соответствии с действующим законодательством, бюджетные организации имеют право оказывать платные услуги и формировать внебюджетные средства. Перечень платных услуг, оказываемых бюджетными организациями, устанавливается соответствующими нормативно-правовыми документами отраслевых министерств и ведомств. Однако расширение платных услуг, связанных с основной деятельностью, не должно вызывать сокращения бесплатных услуг, финансирование которых осуществляется из бюджета. При решении вопроса о видах и объёме социальных услуг, оказываемых населению за плату, необходимо исходить из их роли в обеспечении воспроизводства рабочей силы. Жизненно важные для населения услуги должны оказываться бесплатно и финансироваться из государственного бюджета.

Новый механизм хозяйствования, активно внедряемый в Республике Беларусь в последнее время, предусматривает систему экономического стимулирования результатов деятельности коллектива. Учреждения, организации социальной (непроизводственной) сферы могут образовывать поощрительные фонды (материального поощрения, производственного и социального развития), размер которых зависит от конечных результатов деятельности.

Одновременно значительно расширены права руководителей учреждений социальной сферы. Они самостоятельно определяют численность штатов, устанавливают должностные оклады и надбавки к ним в пределах образованного по нормативу фонда оплаты труда (заработной платы).

Таким образом, с совершенствованием механизма хозяйствования в условиях развития рыночных отношений изменяются формы и методы финансирования учреждений, организаций социальной сферы. Появляется реальная возможность привлечения и использования собственных средств для тех организаций и учреждений, которые ранее находились на полном или частичном бюджетном финансировании.

Ряд организаций, осуществляющих свою деятельность на принципах неполного хозрасчета, переходит на самофинансирование и полный хозрасчет, основанный на коммерческой деятельности: например, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, учреждения культуры, такие, как театры, театры-студии и др.

Меняется и метод предоставления бюджетных ассигнований учреждениям и организациям, получающим дотации из бюджета. Если ранее сумма дотации определялась как разница между доходами и расходами по смете учреждения, организации, то сейчас бюджетные средства выдаются на покрытие разрыва между величиной нормативных затрат, рассчитанных на объем предоставляемых услуг, и фактическими расходами по реализации этих услуг.

Таким образом, перестройка механизма хозяйствования в непроизводственной сфере, развитие товарно-денежных отношений, возможность зарабатывать собственные средства путем оказания платных услуг позволили перейти от чисто бюджетного финансирования учреждений и организаций, состоящих на бюджете, к смешанной форме финансирования, основанной на частичном хозрасчете, а в отдельных случаях — на полный хозрасчет.

Это дает возможность в определенной степени снять нагрузку с бюджета, способствует развитию инициативы учреждений, заставляет их шире использовать финансовые рычаги и стимулы в организации своей деятельности.

Основными принципами формирования и использования финансовых ресурсов в организациях социальной сферы, которые функционируют на основе самоокупаемости и самофинансирования являются:

а) формирование финансовых ресурсов в большей части за счет собственных средств;

б) использование бюджетных средств этими организациями в виде дотаций, субсидий, предоставляемых на покрытие текущих затрат и на расширение деятельности (преимущественно организаций ЖКХ);

в) использование в качестве заёмных финансовых ресурсов банковских кредитов;

г) покрытие за счет выручки от оказания услуг, реализации продукции, целевых поступлений всех затрат организаций, а также финансирование расходов по расширению деятельности после уплаты всех предусмотренных законодательством налогов и выполнения других финансовых обязательств;

д) большая самостоятельность в распределении мобилизованных финансовых ресурсов по направлениям расходов организаций, а также в их использовании.

Необходимо различать понятия модели финансового обеспечения (бюджетная, смешанная, коммерческая) и методы финансирования. При бюджетной модели и смешанной модели финансирование осуществляется по сметам. Такой метод финансирования называется сметным. При коммерческой модели применяется метод оплаты услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: