Бюджетные ресурсы и в условиях рыночных отношений остаются важнейшим видом ресурсов социальной сферы.
Разработка мероприятий по оптимизации финансирования социальной сферы начинается с выделения критериев, которым должна соответствовать идеальная система оказания социальных услуг. Такими критериями являются:
а) достаточность (определяет, что предоставляемые социальные услуги полностью компенсируют государственные социальные гарантии и социальные стандарты);
б) экономичность (расходы по оказанию социальных услуг, доведению их до потребителя должны быть минимальны);
в) качественность (предоставляемые социальные услуги должны соответствовать определенным параметрам качества);
г) реалистичность (финансирование социальной сферы должно осуществляться в соответствии с финансовыми возможностями государства).
Для определения мероприятий, направленных на совершенствование механизма финансирования социальных расходов, необходимо выделить специфические черты социальных бюджетных расходов.
|
|
По степени важности социальных услуг и социальных расходов для потребителей их подразделяют на 3 группы:
1) Необходимые расходы – расходы на скорую медицинскую помощь, расходы на медицинское обслуживание низкооплачиваемых категорий граждан, финансирование общеобразовательных школ.
2) Полезные расходы – расходы, направленные на улучшение качества жизни значительного числа членов общества, стипендии, финансирование профессионального образования, лечебных учреждений.
3) Избыточные – сверхнормативные расходы административного характера, связанные с выполнением организациями социальной сферы своих функций. Где-то можно оптимизировать штат работников, сократить управленческий персонал или уменьшить затраты на его функционирование, оптимизировать структуру (например, в сфере высшего образования объединить факультеты, убрать не востребованные рынком специальности и т. д.).
Основной проблемой в современных условиях является недостаточный объем бюджетных средств для финансирования социальной сферы в полном объеме.
Исходя из степени важности социальных расходов, путём решения данной проблемы может быть:
1. необходимые расходы должны финансироваться в полном объеме;
2. полезные расходы исходя из наличия бюджетных средств;
3. избыточные расходы только при наличии бюджетных средств после полного финансирования необходимых и полезных расходов;
4. для гарантированного финансирования необходимых и полезных социальных расходов целесообразно их финансировать за счет бюджетных средств, а избыточные расходы за счет включения их в целевые бюджетные программы.
|
|
На практических занятиях вам необходимо будет подготовить сообщение о проблемах, направлениях совершенствования финансирования социальной сферы РБ в современных условиях.
Наиболее важные направления рационализации механизма бюджетного финансирования социальной сферы:
1) Внедрение рыночных механизмов оказания социальных услуг за счет сокращения сметного финансирования организаций социальной сферы и перехода к приобретению государством социальных услуг на основе целевого финансирования в виде социального заказа (сегодня такой механизм уже функционирует при строительстве жилья с государственной поддержкой для нуждающихся, при оказании социальных услуг инвалидам и престарелым, когда государство готово профинансировать выполнение определённого набора услуг, в том числе, со стороны негосударственных, волонтёрских организаций и служб).
2) Совершенствование механизма планирования и финансирования расходов организаций социальной сферы.
3) Совершенствование сети организаций, оказывающих социальные услуги (например, закрытие малокомплектных школ на селе, объединение их с другими общеобразовательными учреждениями, организация подвоза детей из отдалённых деревень в школу).
Тем не менее, надо признать, что экономика и организация бюджетных учреждений социальной сферы в Республике Беларусь всё ещё слабо затронуты рыночными реформами. В значительном количестве таких учреждений за последние годы в основном имели место лишь процессы адаптации к сокращению бюджетного финансирования. Поэтому в этой сфере имеются весьма значительные резервы, по меньшей мере, повышения эффективности использования государственных средств, а порой и прямой их экономии.