Психологические характеристики контактного поведения

Наряду с формированием первого впечатления, в момент знакомства участники контакта начинают взаимодействовать друг с другом. Особенности контактного поведения дают богатую информацию о партнере и помогают понять его цели, намерения, мотивы, склад мышления. Контактное поведение проявляется в стремлении познакомиться, представиться, произвести благоприятное впечатление, завести общую беседу, заинтересовать партнера своей индивидуальностью и наглядно продемонстрировать, что имеется нечто общее, важное для обоих.

Контактное поведение направлено на установление взаимодействия партнеров по общению. Оно может начаться и раньше, уже в процессе формирования первого впечатления или межличностного оценивания. Такое поведение может быть двух видов: когда лица с несходными целями и намерениями хотят построить общую систему отношений, которая бы их устроила, или когда один из них намерен сделать это взаимодействие приемлемым для себя. С психологических позиций контакт необходим именно для этого. Знание психологических механизмов контактного поведения позволит понять личностные характеристики и намерения партнера, спрогнозировать его дальнейшие действия.

Различные формы контактного поведения основаны на глубокой мотивации участников и их заинтересованности в контакте. Действительно, во многих случаях люди могут добиться желаемого, лишь взаимодействуя друг с другом. Между ними может образоваться определенная взаимная зависимость, благодаря которой решаются многие проблемы общения.

Контактное взаимодействие включает в себя ряд этапов. На первом – достигается первичное согласие. Партнеры (или один из них) стремятся делать лишь то, что является для них привлекательным и приводит к согласию, а в конечном счете способствует развитию отношений. На этом этапе речь обычно заходит о том, что может представлять общий интерес, например, о погоде, ценах, спортивных новостях (если общаются мужчины) и т. п. В таких случаях часто обращаются и к общим культурно-историческим ценностям, особенно если эта тема соотносится с условиями общения и в силу этого может стать предметом обсуждения (например, когда разговор ведется рядом с известным памятником архитектуры или в знаменитом историческом месте, на лоне природы).

Первичное согласие легче достигается, если разговор начинается с остроумной реплики или шутки (как заявил в подобной ситуации герой комедийного фильма: «У меня нет никакого повода, чтобы познакомиться с вами. Позвольте сделать это без повода»). Юмор и «оригинальные ходы» живо привлекают внимание и создают положительное эмоциональное отношение.

После достижения первичного согласия стремятся закрепить наметившийся контакт. Формы такого закрепления различны: поиск общих знакомых, мест, где раньше бывали собеседники и могли там случайно встретиться, общих тем, связанных с работой, профессией и т. п. Так начинается следующий этап – объединяющего интереса. Основным его итогом является психологический контакт, субъективным отражением которого будет представление о готовности партнера к соглашению, совместному действию. Дальше этот контакт лишь развивается и укрепляется.

Отмеченный этап является подготовительным и создает необходимую основу для формирования дальнейшего устойчивого контакта. На этом этапе вырабатывается такая форма индивидуального поведения, которая является приемлемой для партнера и складывающихся отношений. Создаются условия, которые обеспечивают дальнейшую совместную деятельность. Для поведения участников контакта на данном этапе характерны выраженные эмпатия и рефлексия, так называемое чувствование в партнера. Такое поведение тесно связано с представлением о психологической совместимости и совместной деятельности. Важно, чтобы эти представления были сходными у обоих участников.

При восприятии личностных черт и особенностей характера другого человека при контактном взаимодействии имеет место любопытный психологический феномен – «эффект пересмотра» через личностный смысл. В такой ситуации человек воспринимает качества другого в постоянном соотнесении их со своими качествами. При этом он обычно представляет, что такие же действия осуществляются и в отношении его самого. В случае удачного стечения обстоятельств может произойти «психологический резонанс», «настроенность на одну эмоциональную волну», что ускоряет и улучшает взаимопонимание партнеров.

Начальная фаза контакта имеет большое значение, поскольку именно в этот момент начинают формироваться устойчивые деловые и личные отношения, устраняется психологический барьер, неизбежный при взаимодействии малознакомых людей. Поэтому особый интерес представляет активная и целенаправленная самопрезентация, т. е. некое «преподнесение себя», при котором личностные качества проявляются таким образом, чтобы они были приемлемыми и желательными для объекта, вызвали его положительную реакцию («Вот именно такой партнер мне и нужен!», «Только на него и можно опереться!»). Обычно подобное контактное поведение предполагает использование психологических «маскирующих средств». Они позволяют скрыть истинные намерения и качества и демонстрировать поведенческие реакции, направленные на создание своего образа, привлекательного для партнера (например, казаться ему деловым, энергичным, надежным, обаятельным, приятным и т. п.). Для достижения такой цели обычно используются конкретные апробированные приемы. Среди них можно выделить следующие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: