Подготовка к публичному выступлению

Законы социальной перцепции (см. модуль 1) хотя и влияют на восприятие выступления, решающую роль в его эффективности все же играет подготовленность выступающего, знание общих требований к ораторскому мастерству, которые наиболее выпукло проявляются в публичных лекциях.

Многие считают, что умение публично выступать – это дар природы. Конечно, при функциональных и органических нарушениях речевой деятельности добиться ораторского мастерства трудно, а порой невозможно. Но вспомним пример, ставший хрестоматийным, с невнятной речью Демосфена. (В.О. Ключевский) Заикание ему сильно мешало хорошо учиться, но не помешало стать выдающимся оратором. Однако это все же крайности. При настойчивости в овладении техническими и психологическими приемами ораторского искусства любой человек может овладеть вниманием аудитории и достаточно успешно выступить. Для этого важно осознать, что публичную речь нельзя рассматривать как способ передачи информации в процессе одностороннего воздействия оратора на слушателей.

Особенностью хорошего устного выступления, во-первых, является то, что оно способно включиться в непосредственный процесс творческого соразмышления. В этом состоит принципиальное различие между непосредственной коммуникацией и опосредованной через средства массовой информации. Конечно, средства массовой информации оперативно освещают наиболее важные события внутренней и международной жизни.

Миллионные аудитории телезрителей, к примеру, становятся непосредственными свидетелями событий, происходящих в нашей стране и во всем мире. Таким образом, оперативная и широкая информация первого плана связана с развитием средств массовой информации, и публичное выступление ничего не дает слушателям, если будет удерживаться на этом уровне. Публичное выступление в современных условиях должно вестись не только с позиции информирования людей, но и как своего рода познавательный процесс, цель которого состоит в управлении формированием системы знаний как основы человеческого опыта. Положительную роль в публичном выступлении играет знание психологических особенностей речевой деятельности.

На первое место по силе восприятия речи следует поставить ее эмоциональность. Эмоциональность речи достигается комплексом условий. Живым, ярким может быть только собственное слово. Слово, которое рождено творческой силой разума лектора, глубокими знаниями излагаемой проблемы, твердыми убеждениями. Именно глубокие знания, эрудиция и убежденность лектора являются определяющими условиями эмоциональности речевой деятельности. При этом существенную роль играет хорошая дикция, то есть чистое и ясное звучание каждого звука, четкое произношение слов.

Важным условием выразительности речи является ее темп и тон. Как медленный, так и быстрый темп утомляют аудиторию и гасят малейший стимул к непроизвольному восприятию. Всякие «мм», «гм», «так сказать», «значит» и т.п. создают «информационную пустоту», которую слушатели вынуждены заполнять своими разговорами. Большие паузы между словами и тональная однородность придают речи монотонность, что усыпляет аудиторию. Но и быстрая речь, хотя и воспринимается аудиторией лучше, также затрудняет восприятие и требует проявления напряженности из-за чрезмерно большого потока информации. Скорость речи не должна превышать 2,5 слова в секунду, что составляет 150 слов в минуту, но при этом следует ускорять или замедлять темп, в зависимости от значимости текста: выводы и определения даются в более медленном темпе, чем изложение фактов и раскрытие содержания известных понятий. Путем изменения темпа речи достигается интонационная выразительность, которая может усилить внимание слушателя к более важным положениям выступления.

И, наконец, на эмоциональную выразительность оказывает заметное влияние так называемая невербальная коммуникация, то есть мимика, жесты, интонация, поза, смех, слезы и т.п. Люди привыкли смотреть друг другу в лицо, и характер его выражения позволяет определить внутренние переживания человека и его отношение к вам. Если мимика выражает рассеянность или безучастность, сразу же нарушается контакт с аудиторией и снижается сила вербального воздействия. Такую же роль играют и жесты как физический способ выражения чувств. Жесты возникают непроизвольно, но их возможно регулировать и сознательно. Важно не допускать непрерывной жестикуляции, не пользоваться одним и тем же жестом во всех случаях.

На первое место по значимости речевого воздействия следует поставить грамотность и логическую стройность речи.

Хорошая общая подготовка слушателей требует от говорящего правильно, литературно выражать свои мысли. Если же в речи допускаются неправильные ударения, отсутствует стилистическое богатство, то это резко снижает его авторитет.

Культура речи означает умелое, свободное использование всех средств и выразительных возможностей образцового литературного языка. Обратите внимание: не просто знание, а свободное владение навыками! Всем еще со школьной скамьи знакомо, что числительные склоняются, а послушаешь выступление солидных людей – и диву даешься: «Из двести семьдесят пять делегатов...» или «сидел задумавши...», «ложите» и т.д. Правильно ли вы произносите? Проверьте себя:

АгЕнт досУг

Августовский заверЕние

БомбардировАть значимость

благоволИть кварт Ал

бюрокрАтия медикамЕнты

диспансЭр намЕрение

тЕзис начАть

донЕльзя непочАтый

озорничАть одноврЕменно

пОнял понялА пОняли

прИбыл прибылА прИбыли

подрОстковый ржАветь

Несколько слов о логичности речи. Считают, что логичность выступления есть следование формальной логике. Это не совсем верно и вот почему. Логичность речи кроется в особенностях восприятия речи, то есть в психологическом факторе.

Логическая речь, с точки зрения слушателя, та, которая доступна ему, слушателю, и в которой выводы или вытекают из фактов, или подкрепляются убедительными примерами. Выучить учебник логики – еще не значит научиться логически выступать, так как добиться воздействия на аудиторию легче психологическими доводами, чем логически. Конечно, строгость мысли подчиняется некоторым правилам формальной логики. В частности, выступление производит большое впечатление, если устная речь говорящего приближается в своей структуре к письменной. Этим исключается путаница в бесконечных придаточных предложениях, перескакивание с одной мысли на другую, незаконченность высказываний, многословие и т.д.

Подготовка к выступлению:

1. Выделение в тексте основных смысловых кусков, на которые при изложении следует сделать акцент.

2. Выделение основных направлений и выводов, которые нужно обязательно изложить, даже при нехватке времени, опустив остальное.

При подготовке к выступлению крайне важно предварительно проанализировать самому текст выступления по указанной выше схеме. Пробное выступление полезно записывать на магнитофонную ленту и прослушать через какое-то отсроченное время. Это позволит услышать себя как бы со стороны и таким образом более объективно оценить свое выступление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: