Религиозная философия в России

При подготовке по второму вопросу семинарского занятия следует обратить внимание на то, что русская философия не представляет собой единого цельного течения, а разделена по нескольким направлениям, где имеют место материалистические и идеалистические воззрения.

Одним из наиболее важных вопросов, которые стремились разрешить русские философы, был вопрос о месте России в мире. Как эту проблему решали представители различных философских течений? В чем состоит коренное различие философских воззрений западников и славянофилов?

Выясните в чем сущность философии всеединства В.Соловьева, её сходство и отличие от концепции единства бытия и мышления Г.Гегеля. Проанализируйте сущность русской религиозной философии конца XIX – начала ХХ века. Выясните, кто является наиболее яркими представителями русской религиозной философии? Попытайтесь проанализировать философские воззрения представителей русского зарубежья.

Своеобразной визитной карточкой русской философии примени­тельно к науке является концепция так называемого русского космизма. Русские космисты (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский) видели одну из основных задач человечества в распространении совершенства человека по всей Вселенной. Научный статус идей русского космизма вызывает сомнения. Попытайтесь проанализировать сущность русского космизма, опираясь на материалы лекции, прослушанной Вами накануне семинара. Начало последовательного развития русской философской мысли восходит к тому времени XIX века, когда русское общество уже пере­жило период увлечения немецким идеализмом Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Философия природы и эстетика Шеллинга была воспринята и изложена профессорами М.Г. Павловым, А.Н. Галичем, Н.И. Надеждиным и Д.М. Велланским (1774-1847) - русским ученым-медиком и философом, первым в России проповедником идей натурфилософии Шеллинга. Велланский сделал попытки самостоятельного приложе­ния идей натурфилософии к разработке физиологии и физики. В предисловии к «Опытной, наблюдательной и умозрительной физике» (1831) он говорит о том, что физиология и физика по существу нераз­делимы, ибо природа создается в духе, а дух обретается в природе, и первая (физиология) излагает органический мир, рассматривает внут­ренне душу, идеальное существо универсума, а вторая (физика) долж­на исследовать внешнее его содержание, тело, реальную форму. Выступал против опытного естествознания (в частности, в физиологии отрицал роль вивисекции) и противопоставлял ему умозрительное знание. В противоположность эмпиризму с его метафизическим расчленением явлений, Велланский развивал идеи о всеобщей связи явлений. Его многочисленные натурфилософские сочинения оказали влияние на развитие русской идеалистической философии. Поскольку совершенное познание требует исследования всех родов предметов, он признает одинаково односторонними и неполными теории материалистов (или атомистов), изучающих только вещество, и идеалистов, занимающихся проблемами только идеального представления вещей как возможной формы без действительного содержания. В русском шеллингианстве, которое было чрезвычайно плодотворным для русской философской мысли, Велланскому принадлежит по праву первое место не только в хронологическом смысле, но и в силу его серь­езной и настойчивой работы в натурфилософии.

Третья эпоха русской культуры берет начало со второй четверти XIX в., с восстания декабристов, в философском творчестве которых продол­жалась секулярная тенденция XVIII века.

Проблемное поле русской философии XIX века распадается на три сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы: сознания (вера—знание), ценностей (альтруизм—эгоизм), действия (аполитизм—революционизм). Русская философия представляется как многообразие философских доктрин, систем, школ и традиций, организованных вокруг двух полюсов: философии тотальности (целостности, коллективности) и философии индивидуальности. В этом специфическая особенность русской философии XIX в. Однако, будучи органической частью мировой философии, она включает в себя ее проблематику, выработанную в рамках основных течений новоевропей­ской философской мысли.

Начало самостоятельной философской мысли в России XIX века связано с именами славянофилов И.В. Киреевского (1800-1856) и А.С. Хомякова (1804-1860). Их философия была попыткой опровергнуть немецкий стиль философствования на основе нового толкования христианства, опирающегося на сочинения отцов восточной церкви и возникшего как результат национальной самобытности русской духовной жизни.

Ни Киреевский, ни Хомяков не создали какой-либо философской системы, но они изложили определенную программу и вселили дух в философское движение, которое явилось наиболее оригинальным и наиболее ценным достижением русской мысли. Имеется в виду по­пытка русских мыслителей систематически развивать христианское мировоззрение.

К славянофильству как своеобразному направлению в русской философии, относятся воззрения К.С. Аксакова (1817-1860), Ю.Ф. Самарина (1819-1876), Н.Я. Данилевского (1822-1885), Н.Н. Страхова (1828-1896 ), К.Н. Леонтьева.

Заметное место в отечественной философии занимает К.Н. Леонтьев (1831-1891) - писатель, философ и социолог, врач по образованию. Основная идея его мировоззрения, как считал мыслитель, необходимость и благость неравенства, контраста, разнообразия. Это идея и эстетическая, и биологическая, и социологическая, и моральная, и религиозная. Бытие есть неравенство, а равенство есть путь в небытие. Стремление к равенству, к смещению, к единообразию враждебно жизни и равносильно безбожию. Сам Бог хочет неравенства, контраста, разнообразия. По мнению Леонтьева, в прогресс надо ве­рить, но не как в улучшение непременно, а как в новое перерождение тягостей жизни, в новые виды страданий и стеснений человеческих. Правильная вера в прогресс должна быть пессимистической, не бла­годушной. Культурно-исторические взгляды Леонтьева характеризу­ются выделением «трех» стадий циклического развития — первичной «простоты», «цветения», «цветущей сложности» и вторичного «упро­щения» и «смещения», что служит у Леонтьева дополнительным осно­ванием идеала «красочной и многообразной» российской действительности, противопоставленной западному «всесмещению». В качестве организующего принципа государственной и общественной жизни мыслитель видел «византизм» - твердую монархическую власть, строгую церковность, сохранение крестьянской общины, жесткое сословно-иерархическое деление общества.

Все основные сферы философских построений славянофилов тяготеют к полюсу «тотальности». Православие трактуется ими как фундамент мировоззрения и познания, обеспечивающий возмож­ности гармонизации всех способностей человека в едином «цельном познании»; монархия — как идеальная форма социума, предохра­няющая общество и народ от политических и формально-юридичес­ких отношений (а тем более от революционного насилия). Кресть­янская община выступала в их схеме как идеальный «нравственный мир», внутри которого только и возможен подлинно нравствен­ный субъект, гармонично сочетающий личностное и коллективное начала. Они обосновали самобытность пути исторического разви­тия России.

В полемике и борьбе со славянофильством сложилась философия индивидуальности, тяготевшая к западничеству. Наиболее заметными представителями западничества являются: П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич, В.Г. Белинский, А.И. Герцен. Они ориентировались на идеалы западноевропейской цивилизации, критиковали православие. П. Анненков в своих «Литературных воспоминаниях» отмечал, что спор между славянофилами и западниками является спором двух различных видов одного и того же русского патриотизма. Западники никогда не отвергали исторических условий, дающих особенный характер цивилизации каждого народа, а славянофилы терпели напраслину, когда их упрекали в наклонности к установлению неподвижных форм для ума, науки и искусства.

Многие из западников развивали философию русских революци­онных демократов. Наиболее заметными представителями данного течения являются В.Г. Белинский (1811 -1848 ), А.И. Герцен (1812- 1870), Н.Г. Чернышевский ( 1823-1889), Н.А. Добролюбов (1836-1861). Усилиями названных революционных демократов преодолены ряд су­щественных недостатков немецкой классической философии, соединены философские идеи с практикой борьбы за осуществление назревшей в России антикрепостнической народной революции.

Основными чертами данной философии являются материализм и атеизм, диалектический подход к действительности и процессу познания. Герцен и Чернышевский вплотную подошли к материалистическому пониманию истории. Данное направление философии не носило академического характера, а, будучи составной частью литературно-критической и публицистической деятельности, отражало актуальные проблемы современности во взаимосвязи философских, эстетических, этических и политических проблем.

Непосредственными продолжателями славянофильской «философии тотальности» в 60-70 гг. выступали почвенники. Полемизируя с «теоретизмом» славянофилов и нигилизмом революционных демократов, они обратились к сфере интуитивно-художественного и даже иррационально-подсознательного, что особенно ярко проявляется в творчестве Ф.М. Достоевского (1821 - 1881) - великого русского писателя. Он не был профессиональным философом, но исследовал такие области человеческого бытия, которые имеют прямое отношение к философии. Писатель мыслит, прежде всего, как художник. Диалектика идей воплощается у него в столкновениях, спорах и поступках различных литературных героев. Творчество Ф.М. Достоевского сосредоточено вокруг вопросов философии духа: антропологии, философии истории, этики, философии религии. Для философско-художественных размышлений писателя характерен глубинный антиномизм и экзистенциальная напряженность духовно-нравственных исканий, в которых он предвосхитил многие ключевые философские идеи XX века.

Великий писатель выступил родоначальником жанра антиутопии, продолженного и развитого философами и писателями XX века. Для данного жанра характерен язык притчи, исповеди, проповеди, отказа от академических форм теоретизирования, от чисто рационалистичес­кого способа доказательства и обоснования прочувствованных серд­цем, пережитых, выстраданных истин. Сложная фабула его романов есть раскрытие человека в разных аспектах, с разных сторон. В глуби­не человеческой природы он раскрывает Бога и дьявола и бесконеч­ные миры, но всегда раскрывает через человека и из интереса к чело­веку. Самым главным противоречием в человеке является противоречие добра и зла. Момент нравственного выбора является импульсом внутреннего мира человека и его духа. Сущность человека и его ценность заключается в его свободе. Истинный путь свободы человека состоит в следовании к Богу, выступающему основой, субстанцией и гарантией нравственности. Свобода составляет сущность человека и обязательное условие человеческого существования. Свобода - это высочайшая ответственность человека за свои поступки и одновре­менно страдание и бремя. Свобода предназначена для людей сильных духом, способных быть страдальцами и встать на путь Богочеловека. Общественным идеалом Достоевского является русский социализм. Предназначение России ему виделось в христианском прими

Владимира Соловьева (1853—1900) впитала в себя основные тенденции русской религиозной философии XIX в. и закономерно оказалась ее завершающим синтезом. В славянофильской трдиции противостояния западному «рационализму» он начинает с критики «отвлеченных начал», выдвигая идеал «свободной теософии», совмещающей эмпиризм, рационализм и мистику. Социальный идеал Вл. Соловьева - «свободная теократия» или «вселенская церковь», чуждая какому-либо национализму и объединяющая православие, ка­толицизм и протестантизм. Реализация этого идеала предполагает «сво­бодную созидающую конечную стадию истории» - «Богочеловечество». Основной пафос соловьевской «философии всеединства» -«оправдание добра», вытекающего из понимания «сущего» как блага. Соловьеву принадлежит заслуга систематизированного философского обоснования русской идеи, придания ей концептуальной формы. Ее основные положения: критика национального самолюбования, эт­ноцентризма, самоограниченности; осуждение существовавшего в его время государственного устройства России, казенного патриотизма; утверждение идеи, что лицо нации определяется высшими достижениями ее духовности, вкладом в мировую цивилизацию, в реальное единство человеческого рода; обоснование необходимости культурно-исторического единства человечества.

Соловьев выдвинул религиозно-универсалистскую концепцию пре­ображения русской жизни, совершенствования и углубления христианского существования нации, в основе которого разумное самоограничение, развитие общественной свободы, служение идеалам добра и справедливости. Владимир Соловьев был первым, кому выпала честь создания системы христианской философии в духе идей Киреевского и Хомякова. Его преемники составляют целую плеяду философов. Среди них философы-богословы - князья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, Н.Ф. Федоров, отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков, В.Ф. Эрн, Н.А. Бердяев, И.О. Лосский, С.Л. Франк, И.А. Ильин, отец Василий Зеньковский, отец Георгий Флоровский и другие.

С середины XIX в. развитие русской философии характеризуется возникновением собственно философских систем. Антропоцентризм, гуманизм, религиозность, а также развитие науки и техники в данный период привели к формированию оригинального философского направления - русского космизма, у истоков которого стоит Н.Ф. Федоров (1828-1903). С течением времени космизм набрал силу и в со­временных условиях рассматривается в качестве визитной карточки всей русской философии. Принято выделять в русском космизме три основных течения: естественно-научное (Н.А. Умов, Н.Г. Холодный и другие); религиозно-философское (Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков и другие); поэтичес­ки-художественное (В.А. Левшин, В.Ф. Одоевский, СП. Дьячков и другие). В концепции русского космизма органично проявились сущ­ностные идеи отечественной философии, такие, как идея мирового всеединства человечества и физического космоса, идея жизнезначимости правильных ценностей для науки, искусства, повседневной практики. Космисты видят истоки человеческого бытия во Вселенной, порывать с которой губительно. Самого человека они рассматривают как существо родовое, связанное со своими предками. Смерть трактуется космистами как высшее выражение стихии и разрушения, зла во Вселенной. Одной из причин существования зла является несоразмерность нравственного, гуманистического и научно-техничес­кого прогресса. Предназначение человека заключается в восхождении к высшей природе, в спасении себя и мира от неизбежного конца. Русский космизм в качестве средства достижения данной цели предлагает идею активной эволюции, включающей регуляцию процессов, протекающих в самом человеке и в природных процессах. В трудах отечественных космистов отразилась одна из ведущих идей русской философии - идеал всеединства, распространения совершенства по Вселенной. В XX веке учение русского космизма, в рамках которо­го осуществлен синтез космизма и антропологизма, обогатился идея­ми А.А. Чижевского (1897-1964). Наиболее значимая среди них идея земнокосмической связи явлений получила фундаментальное научное обоснование, что придает особую значимость единству человека с природой, пагубности для этики и экологии деформации данных связей.

Идея русского космизма наиболее полно воплощена в творчестве В.И. Вернадского (1863-1945). Ученый полагал, что использование энергии, связанной с разумом, является отличительным признаком человека, и она позволит людям преобразовать природу, одухотворить ее. В учении о ноосфере (т.е. о новой земной оболочке, возникшей из биосферы и состоящей из мыслительной энергии человека) получила отражение закономерность превращения биосферы в процессе преоб­разовательной деятельности человека в сферу разума (от греч. noos - разум). Данный процесс породил реальную опасность родового самоубийства человечества и непредсказуемые последствия для Вселенной, учитывая взаимозависимость земных и космических явлений. Отсюда родилась идея регуляции взаимодействия общества и природы в ходе овладения человеком эволюцией, т.к. наблюдается истощение биосферы. Путь к бессмертию человека, по мнению Вернадского, лежит в превращении его в автотрофное существо. Речь идет об отказе употребления в пищу других организмов и переходе к непосредственной утилизации солнечной энергии. Ноосферное направление развития избрано самой эволюцией и соответствует глубинным закономерностям мироздания, избравшим разум в качестве средства регуляции природных процессов. В рамках космизма человек видится не только как общественное существо, но и как существо космическое, развива­ющееся в тесной связи с космосом. Человеческая жизнь немыслима без высокой духовности. Разум и наука должны содействовать созиданию и процветанию всех без исключения. Исследование, преобразование и сохранение мира выступает общечеловеческой задачей, работающей на объединение людей перед лицом глобальных проблем современности.

Вопросы для самоконтроля

1. Сущность и содержание философии западничества?

2. Сущность и содержание философских идей представителей русского социализма и марксизма?

3. Философские взгляды славянофилов?

4. Сущность и содержания воззрений почвенников?

5. Философские воззрения представителей русской религиозной философии?

6. Учение русских космистов?

7. Философские воззрения представителей русского зарубежья?

8. Какую роль в становлении российской философской мысли сыграли М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, П.Я.Чаадаев?

9. Какие специфические черты русской философии сформировались в XIX –XX веках?

10.Кого можно отнести к представителям русской марксистской философии?

11.В чем состоит специфика философской мысли советского периода?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: