Обработка результатов. При переходе к обработке и интерпретации результатов необходимо провести описание тематических конструктов на язык мотивационных тем; появление сильного

При переходе к обработке и интерпретации результатов необходимо провести описание тематических конструктов на язык мотивационных тем; появление сильного тематического конструкта (многочисленного класса шуток) означает повышенную напряженность (значимость) соответствующей мотивационной темы; появление слабого тематического конструкта (малочисленного класса шуток) означает второстепенность соответствующей мотивационной темы.

Подсчет тестового балла не требует применения ключей: диагносту достаточно подсчитать количество карточек в соответствующем классе, чтобы приписать определенный балл мотивационной теме. Десять подсчитанных таким образом показателей могут быть визуализированы в виде профиля. В отличие от количественных тестов (ММЛ, 16 ЛФ), в которых показатели по шкалам сравниваются с популяционными нормами, в данном случае показатели сравниваются внутри индивидуального профиля: выявляется порядковая структура мотивационных тем, какие темы доминируют, какие второстепенны и т.д. Использование в ТЮФе норм с внутренним критерием не отменяет возможности получения популяционных норм (известно, что такие классы, как 1, 8, 9 и 10 являются более многочисленными у большинства людей).

При анализе мотивационных профилей ТЮФ следует учитывать, что напряженность мотивационной темы может отражать не только силу актуально удовлетворяемого мотива, но и силу преграды, блокирующей его удовлетворение.

Авторы теста предлагают следующую теоретическо-психологическую интерпретацию использованных тем:

1. Садизм:

· мотив – самосохранение;

· преграда – разнообразные «агрессивные» факторы, угрожающие физической целостности индивида.

2. Секс:

· мотив – вступление в интимно-сексуальные отношения, разрядка напряжения от сексуальной неудовлетворенности;

· преграда – внутренние трудности (недостаточная привлекательность, скромность) и интериоризованные субъектом социальные запреты на проявление сексуальности вне специальных ситуаций супружеской интимности.

3. Пагубные пристрастия (пьянство):

· мотив – употребление алкогольных напитков, снятие напряжения с помощью психофармакологических средств;

· преграда – интериоризованные субъектом социальные запреты, проявляющиеся в чувстве вины, стыда; внешние трудности (административные преследования, дороговизна алкогольных напитков и т.п.).

4. Деньги:

· мотив – личное материальное благосостояние;

· преграда – недостаток денег, высокие цены и т.п.

5. Мода:

· мотив – самоподача, престиж, самоутверждение за счет обладания внешними атрибутами социального успеха;

· преграда – скачки моды, дефицит и высокие цены престижных товаров.

6. Карьера:

· мотив – достижение высокого положения в обществе, получение широкого признания за счет профессионального и социального продвижения по служебной лестнице;

· преграда – конкуренция, необходимость компромиссов, унижений, маскировки под рядового труженика.

7. Семейные неурядицы:

· мотив – семейное благополучие;

· преграда – несоответствующее ожиданием субъекта поведение членов семьи (супруга, детей) или объективные трудности (низкий семейный доход, недостаток жилплощади).

8. Социальные неурядицы:

· мотив – социальное благополучие;

· преграда – асоциальность, «несознательность» окружающих, нарушающих нормы социальной справедливости и гражданской собственности.

9. Бездарность в искусстве:

· мотив – поиск красоты, гармонии, эстетическая сенситивность;

· преграда – эстетическая беспринципность так называемых «людей искусства», обилие бездарных произведений.

10. Человеческая глупость:

· мотив – познание, стремление к истине как самостоятельной ценности, самоутверждение в обладании истинным знанием;

· преграда – невежество, ограниченность окружающих.

Для различения предметного и преградного уровней содержанияактуальной мотивации в каждом конкретном случае необходимы дополнительные диагностические сведения. Поэтому ТЮФ рекомендуется применять в батарее с другими методиками, прежде всего, с ТАТом, а также в сочетании с беседой и анализом биографических данных испытуемого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: