Основные формы кредита

Форма кредита определяется рядом признаков: составом участников (субъектов) кредитной сделки; содержанием объекта сделки; уровнем и источником уплаты процентов; вещественным проявлением кредитной сделки.

Формы кредита в зависимости от ссуженной стоимости:

- товарная - исторически предшествует денеж­ной форме. Первыми кре­диторами были субъекты, обладающие излишками предметов по­требления. В поздней истории известны случаи кредитования землевладельцами крестьян в форме зерна, других сельскохозяйственных продуктов до сбора нового урожая. В современной практике товарная форма кредита не является основополагающей, эта форма кредита используется как при продаже товаров в рассрочку платежа, так и при аренде имущества (в том числе лизинге), прокате вещей;

- денежная - наиболее типичная, преобладающая в современном хозяйстве, т.к. деньги явля­ются всеобщим эквивалентом, универсальным средством обращения и платежа. Данная форма кредита активно используется как государством, так и отдельны­ми гражданами, как внутри страны, так и во внешнем экономи­ческом обороте;

- смешанная (товарно-денежная) – возникает, например, в том случае, когда кредит функционирует одновременно в товарной и денеж­ной формах. Можно предположить, что для приобретения доро­гостоящего оборудования потребуется не только лизинговая форма кредита, но и денежная его форма для установки и налад­ки приобретенной техники. Товарно-денежная (смешанная) форма кредита используется как внутри страны, так и на международном уровне. Смешанная форма кредита часто использу­ется в экономике развивающихся стран, рассчитывающихся за денежные ссуды периодическими поставками своих товаров (пре­имущественно в виде сырьевых ресурсов и сельскохозяйственных продуктов).

Формы кредита подразделяются и по территориальному признаку на национальный (внутригосударственный) и международный кредит.

В зависимости от того, кто в кредитной сделке является кре­дитором:

1) Банковский кредит. Одна из наиболее распространенных форм кредитных отношений в экономике, объектом которых выс­тупает процесс передачи в ссуду непосредственно денежных средств. Предоставляется исключительно специализированными кредитно-финансовыми организациями, имеющими лицензию на осуществление подобных операций от центрального банка. В роли заемщика могут выступать только юридические лица, инструмен­том кредитных отношений является кредитный договор или кре­дитное соглашение. Доход по этой форме кредита поступает в ви­де ссудного процента или банковского процента, ставка которого определяется по соглашению сторон с учетом ее средней нормы на данный период и конкретных условий кредитования.

С учетом принципов кредитования, сущности и особенностей банковских кредитов они классифицируются по таким признакам:

- по назначению. Банковский кредит имеет строго целевое назначение и используется: 1) на финансирование текущей деятельности: формирование оборотных средств; приобретение товаров; накопление сезонных запасов (сырья, материалов, товаров); финансирование сезонных затрат, связанных с производством и заготовкой продуктов; кредитование в форме учета векселей. 2) на финансирование инвестиционной деятельности: приобретение основных фондов; финансирование незавершенного производства; выкуп гос. имущества;

- по срокам. Экономической основой срочности является непрерывность кругооборота общественных фондов и денежных средств в хозяйстве, так как в конце каждого оборота происходит постоянное высвобождение средств, что способствует возврату кредита. В зависимости от срока различают краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (на 1−3 года) и долгосрочные (свыше 3 лет), банковские кредиты и ссуды, возвращаемые по первому требованию кредитора (онкольные);

- по характеру предоставления банковские кредиты подразделяются на прямые и косвенные. Прямыми считаются кредиты, которые предоставляются кредитором непосредственно заемщику. Предоставление косвенных кредитов осуществляется при наличии посредника. Банковские кредиты в большинстве своем являются прямыми;

- по способу погашения выделяют: 1) ссуды, погашаемые единовременным взносом (платежом) со стороны заемщика. Традиционная форма возврата краткосрочных ссуд весьма функциональна с позиции юридического оформления, так как не требует использования механизма исчисления дифференцированного процента; 2) ссуды, погашаемые в рассрочку в течение всего срока действия кредитного договора. Конкретные условия (порядок) возврата определяются договором, в том числе в части антиинфляционной защиты интересов кредитора. Используются при долгосрочных и среднесрочных ссудах;

- по способу взимания ссудного процента различают: 1) ссуды, процент по которым выплачивается в момент их общего погашения. Это традиционная для рыночной экономики форма оплаты краткосрочных ссуд, имеющая наиболее функциональный с позиции простоты расчета характер; 2) ссуды, процент по которым выплачивается равномерными взносами заемщика в течение всего срока действия кредитного договора. Это традиционная форма оплаты средне- и долгосрочных ссуд, имеющая достаточно дифференцированный характер в зависимости от договоренности сторон (например, по долгосрочным ссудам выплата процента может начинаться как по завершении первого года пользования кредитом, так и спустя более продолжительное время); 3) ссуды, процент по которым удерживается банком в момент непосредственной выдачи их заемщику. Для развитой рыночной экономики эта форма абсолютно нехарактерна и используется лишь ростовщическим капиталом. Из-за нестабильности экономической ситуации активно применялась в период 1993−1995 гг. многими российскими коммерческими банками, особенно по сверхкраткосрочным (до пяти рабочих дней) ссудам;

- по наличию обеспечения выделяются: 1) доверительные ссуды, единственной формой обеспечения возврата которых является непосредственно кредитный договор. В ограниченном объеме применяются некоторыми зарубежными банками в процессе кредитования постоянных клиентов, пользующихся их полным доверием (подкрепленным возможностью непосредственно контролировать текущее состояние расчетного счета заемщика). При средне- и долгосрочном кредитовании могут использоваться лишь в порядке исключения с обязательным страхованием выданной ссуды, обычно - за счет заемщика. В отечественной практике применяются коммерческими банками лишь в исключительных случаях; 2) обеспеченные ссуды как основная разновидность современного банковского кредита, выражающая один из его базовых принципов. В роли обеспечения может выступить любое имущество, принадлежащее заемщику на правах собственности, чаще всего - недвижимость или ценные бумаги. При нарушении заемщиком своих обязательств это имущество переходит в собственность банка, который в процессе его реализации возмещает понесенные убытки. Размер выдаваемой ссуды, как правило, меньше среднерыночной стоимости предложенного обеспечения и определяется соглашением сторон. В отечественных условиях основная проблема при оформлении обеспеченных кредитов - процедура оценки стоимости имущества (из-за незавершенности процесса формирования ипотечного и фондового рынков); 3) ссуды под финансовые гарантии третьих лиц, реальным выражением которых служит юридически оформленное обязательство со стороны гаранта возместить возможный фактически нанесенный банку ущерб при нарушении непосредственным заемщиком условий кредитного договора. В роли финансового гаранта могут выступать юридические лица, пользующиеся достаточным доверием со стороны кредитора, а также органы государственной власти любого уровня. В условиях развитой рыночной экономики получили широкое распространение, прежде всего в сфере долгосрочного кредитования;

- по степени риска банковские ссуды классифицируются по следующим категориям: стандартные ссуды; ссуды с повышенным риском; пролонгированные ссуды; просроченные ссуды; безнадежные к погашению ссуды;

- по числу кредиторов выделяются: кредиты, предоставляемые одним банком; синдицированные (консорциональные) кредиты; параллельные кредиты.

Приведенная классификация банковских кредитов обобщает российский и зарубежный опыт в этой области, но она не может считаться исчерпывающей. Постоянно появляются новые виды банковских кредитов. Эта классификация носит весьма условный характер, так как на практике кредит отвечает не одному, а нескольким критериям и может служить иллюстрацией для нескольких классификационных групп.

В современных условиях в Российской Федерации наряду с обычным кредитом активно используются такие виды банковских кредитов, как овердрафт и кредитная линия. Овердрафтныйкредит представляет собой вид кредита, который получает заемщик для оплаты платежных документов при недостатке или отсутствии средств на своем расчетном счете в размере, не превышающем установленный лимит. При этом обязательного оформления обеспечения по овердрафтным кредитам не требуется. Лимит овердрафта - максимальный размер ссудной задолженности клиента, устанавливаемый кредитным комитетом банка и указываемый в договоре об овердрафтном кредите, который не является приложением к договору банковского счета.

Кредитная линия позволяет оплатить за счет кредита любые расчетно-денежные документы, предусмотренные в кредитном соглашении, заключаемом между клиентом и банком. Кредитная линия открывается на один год, но может быть открыта и на более короткий период; по просьбе клиента лимит кредитной линии может пересматриваться. Кредитная линия может иметь обеспечение в виде дебиторской задолженности, ценных бумаг или имущества заемщика. Кроме того, она может сочетаться с гарантией юридического лица или с личной гарантией руководителя фирмы, векселем до востребования, депозитной гарантией.

2) Коммерческий кредит - представляет собой кредитную сделку между двумя предприятиями. В качестве кредитора выступает предприятие-продавец, в качестве заемщика - предприятие-покупатель. В условиях коммерческого кредита поставщик предоставляет отсрочку платежа за товар под обязательство должника вернуть в определенный срок сумму основного долга, а в отдельных случаях и начисляемые проценты. Коммерческий кредит, как правило, предполагает включение стоимости за пользование кредитом в цену товара, продукции. С учетом мирового опыта выделяют следующие виды коммерческого кредита:

- фирменный кредит - традиционная форма кредитования, при которой поставщик (продавец) предоставляет кредит покупателю в форме отсрочки платежа. Разновидностью фирменного кредита является аванс покупателя, который выплачивается поставщику после подписания договора;

- вексельный (учетный) кредит - это кредит продавца векселедержателю путем покупки (учета) векселя до наступления срока платежа. Владелец векселя получает от банка сумму, указанную в векселе, за минусом учетного процента, комиссионных платежей и других расходов. Вексель - составленное по установленной законом форме безусловное письменное долговое денежное обязательство, выданное одной стороной (векселедателем) другой стороне (векселедержателю);

- открытый счет - договор, принятый обеими сторонами, в соответствии с которым покупатель может делать периодические закупки без обращения за кредитом в каждом отдельном случае. Порядок осуществления сделки таков: когда покупатель заказывает товар, он немедленно отгружается, а платеж за него производится в установленные сроки после получения счета;

- факторинг (от англ. factor - пocpeдник) - разновидность торгово-комиссионной операции, связанной с кредитованием недостатка оборотных средств. Факторинг представляет собой инкассирование дебиторской задолженности покупателя и является специфической разновидностью краткосрочного кредитования и посреднической деятельности. Факторинг включает в себя: взыскание дебиторской задолженности покупателя; предоставление продавцу краткосрочного кредита; освобождение продавца от кредитных рисков по операциям. Основная цель факторинга - получение средств немедленно или в срок, определенный договором. В результате продавец не зависит от платежеспособности покупателя.

Предприятие может одновременно получать коммерческий кредит и его выдавать.

Для отдельного предприятия коммерческий кредит можно определить как разницу между стоимостью товаров, отпущенных покупателям на условиях отсрочки платежа, и стоимостью товаров, полученных на аналогичных условиях.

Коммерческий кредит имеет строго ограниченное направление. Он, например, может предоставляться отраслями, производящими средства производства, отраслям, потребляющим их, а не наоборот. Здесь и кредитор, и заемщик являются производителями продукции или посредниками в ее реализации. При банковском кредите только один из участников кредитной сделки - заемщик выступает в качестве производителя или посредника.

Независимо от того, какой товар продается (продукция или средства труда), коммерческий кредит может быть только краткосрочным.

Достоинства коммерческого кредита в том, что он:

− способствует восстановлению сбалансированности денежной и товарной массы;

− позволяет получить реальное признание общественной полезности и стоимости товара, что подтверждает товарную обеспеченность денег;

− осуществляет оперативность в предоставлении средств в товарной форме - имеет техническую простоту в оформлении;

− активизирует механизм мобилизации свободных товарных ресурсов и их перераспределение;

− сокращает расходы предприятий-заемщиков, так как цена за пользование коммерческим кредитом, как правило, меньше, чем процентная ставка по банковскому кредиту;

− расширяет возможности предприятий маневрировать оборотными средствами;

− способствует оказанию взаимной финансовой поддержки предприятиями;

− содействует развитию ссудного рынка.

Недостатки коммерческого кредита:

− ограниченность применения во времени и размерах;

− вынужденный со стороны поставщика характер отсрочки платежа;

− сильное влияние банковской сферы при учете векселей;

− наличие кредитных рисков для поставщика и банков.

Главный риск несет поставщик товаров, поскольку для него эта сделка означает иммобилизацию средств, риск при изменении цены товара, при несоблюдении получателем сроков оплаты и при банкротстве покупателя. Определенный риск несет банк при учете векселя. Так как в случае банкротства должника банк не получит сумму обязательства у покупателя, риск связан с возможным удорожанием кредита.

3) Государственная форма кредита возникает в том случае, если государство в качестве кредитора предоставляет кредит различ­ным субъектам. Государственный кредит следует отличать от го­сударственного займа, где государство, размещая свои обязатель­ства, облигации и др., выступает в качестве заемщика. Государст­венный заем чаще всего размещается под определенные государ­ственные программы (на цели восстановления народного хозяйства в послевоенный период, развития народного хозяйства, в том числе его отдельных отраслей и пр.). Займы размещаются, как правило, на длительные сроки (на пять, десять и даже двад­цать лет). В отличие от государственных займов, широко распро­страненных в современном хозяйстве, государственная форма кредита по сравнению с другими формами имеет ограниченное применение, чаще всего предоставляется через банки, а также в сфере международных экономических отношений, по существу становится международной формой кредита.

4) Международная форма кредита - движение кредитных ресурсов в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением денежных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и платности в целях ускорения социально-экономического развития отдельных стран. Состав участников кредит­ной сделки не меняется, в кредитные отношения вступают те же субъекты - банки, предприятия, государство и население, однако одна из сто­рон - иностранный субъект. Роль международного кредита заключается в его использовании как средства взаимовыгодного сотрудничества и в то же время как средства конкурентной борьбы между странами.

5) Гражданская форма кредита основана на участии в кредитной сделке в качестве кредитора отдельных граждан, частных лиц. Такую сделку иногда называют частной (личной) формой креди­та. Гражданская (частная, личная) форма кредита может носить как денежный, так и товарный характер, применяется во взаимо­отношениях со всяким из других участников кредитных отно­шений. Во взаимоотношениях частных лиц друг с другом данная форма кредита часто носит дружеский характер: ссудный процент взимается редко, кредитный договор не заключается, чаще используется долговая расписка, однако и она зачастую не применяется. Элемент доверия здесь приобретает повышенное значение. Срок такого кредита не является жестким, чаще носит условный характер.

В зависимости от целевых потребностей заемщика:

1) Потребительская форма - исторически возникла вначале развития кредитных отношений, когда у одних субъектов ощущался избыток предметов потребления, у других возникала потребность во временном их использовании. Со временем дан­ная форма стала распространенной и в современном хозяйстве, позволяя субъектам ускорить удовлетворение потребностей населения, прежде всего в товарах длительного пользования. Потребительский кредит - это денежные, товарные или товарно-денежные отношения, складывающиеся между заемщиком - физическим лицом и кредитором, в качестве которого могут выступать банки, розничные торговые предприятия, ломбарды, кредитные кооперативы, кассы взаимной помощи, пункты проката. Объектом потребительского кредита являются различные товары народного потребления, включая имущество длительного пользования, затраты по улучшению жилищных условий и затраты по обучению или лечению. Субъектами выступают кредитор и заемщик. При этом, если кредитором является коммерческий банк, то потребительский кредит имеет денежную форму. В случае если кредитором является розничная торговая организация или пункт проката, то потребительский кредит принимает форму товарного кредита. Заемщиком выступает физическое лицо. Существенной особенностью потребительского кредита является тот факт, что объектом кредитования являются затраты, связанные с удовлетворением личных потребностей населения. Поэтому банковский кредит, предоставляемый физическому лицу для осуществления предпринимательской деятельности, нельзя считать потребительским кредитом.

В России потребительские кредиты включают кредиты на жилищное строительство; строительство и приобретение индивидуальных жилых домов; приобретение и строительство садовых домиков и благоустройство садовых участков; реконструкцию, капитальный ремонт индивидуальных жилых домов, присоединение их к инженерным сетям, находящимся в личной собственности. Банки выдают также долгосрочный потребительский кредит на приобретение автомобилей, других товаров длительного пользования, покупку скота, хозяйственное обзаведение отдельным категориям граждан. Кроме того, осуществляется выдача кредитов на текущие потребительские нужды, т.е. на приобретение отдельных предметов потребления. К ним относятся: отсрочка платежей за товары длительного пользования; прокат предметов потребления; кредиты под залог имущества в ломбардах; кредиты, выдаваемые кассами взаимопомощи, союзами творческих организаций. Потребительское кредитование могут осуществлять также и другие небанковские учреждения, например, фонды индивидуального жилищного строительства.

Основой классификации потребительского кредита являются следующие основополагающие признаки:

1) тип кредитора (банки, небанковские учреждения);

2) способ выдачи потребительского кредита (денежные, товарные, товарно-денежные кредиты). Денежный потребительский кредит может быть прямым (кредитная карточка, кредитная линия, чековый кредит и т. п.) и косвенным (финансирование продажи товаров в рассрочку);

3) целевой характер (инвестиционные кредиты, на текущие потребительские нужды);

4) срочность (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные кредиты);

5) обеспеченность потребительского кредита (бланковые, обеспеченные кредиты);

6) способ уплаты процента (обычные, дисконтные кредиты);

7) характер кругооборота средств (разовые, револьверные кредиты);

8) валюта кредита (кредиты в национальной валюте, иностранной валюте, в нескольких валютах);

9) способ погашения (кредиты, погашаемые единовременно, кредиты с рассрочкой платежа).

2) Производительная форма - связана с особенностью ис­пользования полученных от кредитора средств. Этой форме кре­дита свойственно использование ссуды на цели производства и обращения, на производительные цели.

Т.о., кредит объективно выступает как необходимый источник формирования основных и оборотных средств хозяйствующих субъектов, т.е. использование кредита наряду с собственными средствами является нормальным моментом в деятельности предприятий: благодаря кредиту отпадает необходимость обязательного накопления собственных средств и происходит более быстрое вовлечение ресурсов в хозяйственный оборот за счет экономии времени при закупке сырья, материалов и т.п. Таким образом, способствуя непрерывности воспроизводственного процесса, кредит вместе с тем является фактором его ускорения.

Кредит активно воздействует на сбалансированность экономики, являющуюся важнейшим условием эффективности общественного производства. В частности, наличие кредитных ресурсов в экономически обоснованных границах предполагает соблюдение равновесия между имеющимися в обществе временно свободными ресурсами и объемом перераспределяемых с помощью кредита средств.

12. Финансы как экономическая категория. Финансовая система

Предпосылки возникновения финансовых отношений. Финансы как историческая категория. Понятие финансов как экономической категории. Сущностные характеристики финансов. Виды финансовых отношений. Взаимосвязь финансов и других экономических категорий (деньги, кредит, цена, прибыль). Функции финансов. Распределительная и контрольная функции финансов и их взаимосвязь. Понятие финансовых ресурсов, источники их формирования. Финансовая система страны и её звенья. Централизованные и децентрализованные финансы. Финансы предприятий. Страхование. Государственные финансы. Государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит.

Понятие «финансы» неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-денежных отношений происходит неразрывный процесс движения денег, переход их от одного владельца к другому. Деньги - обязательное условие существования финансов, и финансы всегда имеют денежную форму. Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств.

Финансы – не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы же это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Этимология термина «финансы» имеет глубокие исторические корни. Многие исследователи связывают происхождение этого термина с латинским глаголом «Finis», означающим «уплачивать обусловленную сумму денег». Как производное от этого глагола в XIII-XIV веках в итальянском языке возник и закрепился термин «finansia», в дословном переводе также означающий «денежный платеж». В такой узкой трактовке этот термин постепенно получил международное распространение для характеристики системы денежных отношений между населением и государством. В более широкой системной экономической трактовке термин «финансы» (фр. – «finance») в научный оборот ввел французский ученый Ж. Боден в своей известной работе «Шесть книг о республике» (1577 г.), с которой по общепризнанному мнению связывается зарождение теории финансов, т.е. финансовой науки.

Формирование и развитие финансов как системы экономических отношений носит еще более глубокий исторический характер. Возникновение финансов как особой формы экономических отношений связывается с появлением государства. Финансовые отношения на первоначальном этапе становления финансов были направлены на обеспечение формирования государственных доходов в форме различных денежных и натуральных сборов. Эта система финансовых отношений рассматривается уже древнегреческими мыслителями Ксенофонтом (430-355 гг. до н.э.) в работе «О доходах Афинской республики» и Аристотелем (382-322 гг. до н.э.) в работе «Государственное устройство Афин», индийским ученым Вашнагупта (321-297 гг. до н.э.) в работе «Наука о политике» и др.

Выделяют следующие предпосылки финансов:

1)В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана, произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться.

2) Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

3) Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Выделяют два основных этапа развития финансов:

1) Вначале – неразвитая форма финансов, когда основная масса денежных средств (2/3) расходовалась на военные цели, и финансы практически не оказывали воздействия на экономику. Другой характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена – бюджетного, и количество финансовых отношений было ограниченно. Все они были связанны с формированием и использованием бюджета. По мере развития товарно-денежных отношений возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

2) В настоящее время независимо от политического устройства и уровня экономического устройства того или иного государства финансы вступили в новую стадию своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений.

Наряду с традиционными государственными финансами значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий. Возникли совершенно новые сферы финансовых отношений, такие как финансы межгосударственных сообществ.

Сущностные характеристики категории «финансы»:

1. Отражает характер определенных экономических отношений и соответственно входит в систему экономических категорий. Как экономическая категория финансы отражают содержание экономических процессов и явлений в сфере финансовых отношений и являются важнейшей составной частью экономической системы в целом. От результативности финансовых отношений во многом зависит эффективность экономической системы государства и уровень экономического развития общества.

2. Категория «финансы» является объективной категорией, функционирующей в различных общественно-экономических формациях. Это связано с тем, что любое государство независимо от общественно-экономического строя формирует для реализации своих властных функций систему необходимых ему финансовых отношений. Формы этих отношений могут существенно отличаться в различных общественно-экономических формациях, но сущность финансов как экономической категории при этом остается неизменной. Так, если рабовладельческой и феодальной общественно-экономическим формациям соответствовали преимущественно натуральные отношения, то и финансы участвовали в формировании доходов государства преимущественно в натуральной форме. С расширением товарно-денежных отношений в последующих общественно-экономических формациях, осуществление этой и других функций финансов начало проявляться преимущественно в денежной форме.

3. Главным содержанием категории финансов выступают распределительные и перераспределительные отношения. Основной концепцией главного экономическогосодержания категории финансов являются отношения между различными экономическимисубъектами в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продуктаи национального дохода. Содержание этой концепции состоит в том, что основнымпредметом финансовых отношений экономических субъектов являются финансовыересурсы, которые окончательно формируются лишь на стадии распределенияпроизведенной стоимости (т.е. когда эта стоимость реализуется и перераспределяется).

4. Финансовые отношения экономических субъектов носят денежную форму. Материальной основой функционирования финансов выступают денежные средства, с помощью которых осуществляется денежный оборот между участниками экономического процесса. Рассматривая категории финансов и денег, следует отметить, что они не тождественны между собой ни по экономическому содержанию, ни по выполняемым функциям. Так, если деньги являются товаром особого рода, представляющим собой всеобщий эквивалент для измерения затрат труда ассоциированных производителей товаров и услуг, то финансы - это не сами денежные средства, а лишь экономические отношения, возникающие в процессе движения денег между экономическими субъектами. При этом в финансах денежные отношения характеризуют движение не только непосредственно денег в наличной или безналичной формах, но и движение замещающих их денежных эквивалентов в форме краткосрочных финансовых инвестиций (в частности, краткосрочных ценных бумаг, краткосрочных депозитных вкладов), вложений в объекты тезаврации (в частности, в драгоценные металлы, приобретаемые в целях хранения) и т.п. Кроме того, следует отметить, что в процессе финансовых отношений деньги не всегда выступают как всеобщий эквивалент. Так, в процессе перераспределения стоимости финансы широко используют кредит, при котором движение денег оторвано от движения стоимости товаров. Характеризуя категорию "финансы" по этому признаку, следует отметить также, что система денежных отношений в совокупности гораздо шире системы финансовых отношений, опосредствованных деньгами. Так, финансы отражают только те денежные отношения между экономическими субъектами, которые связаны с распределением (перераспределением) валового внутреннего продукта и национального дохода. Исходя из этого критерия к финансам (а соответственно и к финансовым отношениям) не относится обширная система денежных отношений между отдельными гражданами, между гражданами и предприятиями розничной торговли при реализации товаров за наличный расчет и некоторых других их видов, т.к. они связаны с эквивалентным обменом и не обслуживают распределительные и перераспределительные процессы.

Сущность финансов проявляется в их функциях.

Функции финансов:

1) Распределительная - связана с распределением валового внутреннегопродукта и его основной части - национального дохода. Без участия финансовнациональный доход не может быть распределен. Финансовые отношения возникают, на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания национального дохода, т.е. в сфере материального производства. Например, предприятие получило выручку от реализации. Это обезличенная денежная сумма, из которой отнюдь не вытекает порядок ее распределения на составные элементы (возмещение израсходованных средств производства, заработная плата, прибыль и т.д.). Распределение происходит посредством финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых государством: ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д. В результате первичного распределения национального дохода среди участников материального производства образуются следующие виды доходов: зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, а также доходы предприятий сферы материального производства. Однако доходы, образуемые в результате первичного распределения, не образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Поэтому необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование, управление), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения - пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и т.п.

2) Контрольная - контроль в процессе объективно существующих денежных отношений (контроль реального денежного оборота). Финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих органов.

Распределительная и контрольнаяфункции финансов осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой - контроль за этим распределением.

Финансовые отношения - денежные отношения, движение которых происходит через особые фонды. Система финансовых отношений включает денежные отношения, складывающиеся:

1) между предприятиями как хозяйствующими субъектами (взаимные платежные обязательства поставщиков и покупателей, штрафные санкции, материальное вознаграждение за выполнение особых требований заказчика);

2) между государством и предприятиями (охватывают систему платежей в госбюджет, отчисления в различные фонды и организации);

3) между предприятиями и банковской системой (получение и погашение кредита);

4) внутри предприятий (между предприятием в целом и его структурными подразделениями; между предприятием и работником по поводу оплаты труда);

5) между государственными органами различных уровней (распределение дифференциальной ренты, финансирование природоохранных мероприятий и пр.);

6) между государством и населением (получение выплат и льгот из общественных фондов потребления и т.д.).

В условиях рыночных преобразований экономики замет­но меняется система финансовых отношений. Так, расши­ряются отношения государства с хозяйствующими субъек­тами в связи с ростом налогов и неналоговых платежей, предоставлением дотаций и субсидий, углублением сферы деятельности коммерческих организаций и банков.

В понятие «финансы» включается совокупность всех фи­нансовых отношений, а также совокупность средств денеж­ных фондов, находящихся в распоряжении государства и предприятий (организаций). К финансам относятся также от­ношения по поводу образования и использования кредита.

Вместе с тем не все денежные отношения являются финансовыми. Финансовые отношения охватывают только ту часть отношений, которая связана с образованием и ис­пользованием фондов денежных средств. Так, в процессе хозяйственной деятельности на пред­приятиях имеет место движение материалов от одного под­разделения к другому без оплаты их денежными средства­ми. Денежное выражение стоимости материальных ценнос­тей при таких операциях используется лишь для учета и контроля за ходом хозяйственных процессов и к финансам не относится.

В систему финансовых отношений не входят и к фи­нансам не относятся те денежные средства, которые об­служивают личное потребление и обмен, т.е. розничный товарооборот, оплату транспортных, коммунальных, зре­лищных и других услуг, а также процессы купли-продажи между отдельными гражданами, акты дарения и наследо­вания денег. Это общественные отношения, они регулиру­ются другими отраслями права: гражданским, администра­тивным и т. д.

В понятие «финансы» включаются только те денежные отношения, которые связаны с распределением, перерасп­ределением и использованием фондов денежных средств!

Любая финансовая операция (платежи в бюджет, вып­лата пенсий, заработной платы и т. д.) содержит движение денег, распределение и перераспределение стоимости об­щественного продукта и национального дохода и поэтому относится к финансам.

Основные признаки финансов:

- экономические отношения между хозяйствующими субъектами с использованием денег. При этом деньги выс­тупают материальной основой существования финансов;

- в процессе экономических отношений осуществля­ется формирование денежных фондов у хозяйствующих субъектов и государства и их использование.

Финансовые ресурсы - это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения стоимости общественного продукта в денежной форме и предназначенные для обеспечения воспроизводственного процесса и удовлетворения общегосударственных потребностей.

Вся совокупность, система финансовых отношений составляет финансовую систему.

Финансовая система - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств.

В финансовую систему включаются финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение и регулирование финансовой деятельности. Поскольку финансы являются носителями распредели­тельных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными хозяйствующими субъек­тами. Поэтому в общей совокупности финансов, образую­щих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:

1) общегосударственные финансы (федеральные финансы и финансы субъектов РФ);

2) финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов).

Финансовая система в ее широком понимании включа­ет также и 3) кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).

Каждая из этих сфер имеет организационную структу­ру и складывается из нескольких звеньев.

Звенья первой сферы - общегосударственных финан­сов - относятся к централизованным финансам и исполь­зуются для регулирования экономики и финансовых рас­пределительных отношений на макроуровне.

Звенья второго подразделения (финансы предприятий и организаций) включают децентрализованные финансы и ис­пользуются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

К финансовой системе стра­ны относятся государственные финансовые институты (организации, учреждения), осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность.

Разграничение финансовой системы на отдельные сфе­ры (подразделения) и звенья обусловлено особенностями фун­кционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, сле­довательно, особой ролью в финансовой системе.

Общегосу­дарственные финансы включают бюджетную систему (госу­дарственный бюджет, государственные внебюджетные целе­вые фонды, государственный кредит), государственный фонд страхования.

Следующей сферой финансовой системы являются фи­нансы хозяйствующих субъектов - предприятий и органи­заций различных форм собственности. Они являются само­стоятельными хозяйствующими субъектами, юридически­ми лицами, созданными в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей. В организациях (предприятиях) финансовой системы формируется основная часть доходов, которые в последу­ющем пересматриваются по различным каналам народно­хозяйственного комплекса.

13. Государственный бюджет как экономическая категория

Государственные и муниципальные финансы. Опре­деление государственного бюджета, его сущность и специфические признаки. Функции государственного бюджета, принципы его построения. Структура бюджета. Доходы и расходы бюджета. Источники доходной части бюджета: налоги; займы; эмиссия денег. Расходная часть бюджета: расходы на социально-культурные нужды; оборону; выплату процентов по внешнему и внутреннему государственному долгу; фундаментальную науку; охрану природы; поддержку сельского хозяйства. Понятие бюджетного финансирования. Формы предоставления бюджетных средств. Дефицит и профицит бюджета. Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита. Мероприятия по управлению бюджетным дефицитом. Консолидированный бюджет. Бюджетная система. Принципы построения бюджетной системы. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Характеристика современного состояния бюджета Российской Федерации.

Государственные финансы формируют центральную часть финансовой системы, служат главным средством перераспределения валового национального продукта. Государственные финансы - денежные средства, которыми распоряжаются государственные, республиканские, местные органы; мобилизуются для содержания государства. Каждая страна имеет свои государственные финансы, которые отражают специфику данного государства.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. Государственный бюджет – основной финансовый план образования и использования фонда денежных доходов и расходов государства. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, здравоохранение, крупные общегосударственные программы, национальная оборона, космос, внешнеэкономические отношения, государственное управление и т.д.; ежегодная смета (роспись) доходов и расходов государства.

Уровни государственного бюджета – федеральный, региональный, местный.

Функции государственного бюджета:

- распределительная (перераспределительная) – происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; объект перераспределения – чистый доход;

- контрольная – возможность определения, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, эффективно ли они используются.

Бюджетная система РФ (в соответствии с БК РФ) - ос­нованная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ сово­купность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюд­жетных фондов. Концептуальным правовым документом, регламентирующим бюджетные отношения и процедуры, является Бюджетный Кодекс РФ. Структура бюджетной системы: федеральный бюджет и бюджеты государ­ственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территори­альных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в т.ч.: бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения и бюджеты городских и сельских поселений.

В нормативных документах и на практике применяется тер­мин «консолидированный бюджет» - свод бюджетов соответст­вующей территории. В трактовке БК РФ консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы РФ на соот­ветствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных транс­фертов между этими бюджетами. Консолидированный бюджет составляется для целей прогноза, анализа бюджетных парамет­ров. В обязательном порядке он представляется в вышестоящие органы исполнительной власти, а также для депутатского корпу­са в пакете документов, сопровождающих законопроект (проект решения) о бюджете, но, в отличие от бюджета, законодательно не утверждается.

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между ними) образуют консолидированный бюджет РФ. Бюджет субъек­та РФ (региональный) и свод бюджетов муниципальных образо­ваний, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидиро­ванный бюджет субъекта РФ.

Структура консолидированного бюджета субъекта РФ: бюджет субъекта РФ (республиканский, краевой, областной и др.); бюджеты городских округов; бюджеты муниципальных районов, состоящие из бюджетов городских поселений и бюджетов сельских поселений, составляющие консолидированные бюджеты муниципальных районов.

В свое время важное значение для развития бюджетов субъек­тов РФ имел Закон РФ от 15.04.1993 № 4607-1 «Об основах бюд­жетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государст­венной власти республик в составе Российской Федерации, ав­тономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления». Этот закон определял права субъектов РФ, а такжеместных территориальных образований в лице их законодательных (пред­ставительных) и исполнительных органов власти на получение доходов в соответствующие бюджеты, на расходование средств этих бюджетов, их взаимоотношения в бюджетном процессе. За­кон также устанавливал общие принципы составления, рассмот­рения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, формирования и использования внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития административно-территориальных образований.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района. Итак, бюджетная система современной России состоит из трех звеньев: федерального бюджета; террито­риальных бюджетов субъектов РФ; местных бюджетов.

Федеральный бюджет является центральным звеном бюджет­ной системы РФ, так как через него перераспределяется сущест­венная часть финансовых ресурсов государства. Определяющее значение для реализации задач бюджетной политики имеют пара­метры федерального бюджета, включающие объем доходов и рас­ходов, их структуру, дефицит (профицит) бюджета, долю этих по­казателей в ВВП.

В соответствии с БК РФ доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющих­ся источниками финансирования дефицита бюджета. Виды дохо­дов включают налоговые доходы, неналоговые доходы и безвоз­мездные поступления. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

• доходы от использования имущества, находящегося в госу­дарственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

• доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных метал­лов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за ис­ключением имущества автономных учреждений, а также имуще­ства государственных и муниципальных унитарных предприятий, и том числе казенных;

• доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреж­дениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных зако­нодательством о налогах и сборах;

• средства, полученные в результате применения мер граждан­ско-правовой, административной и уголовной ответственности, В том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также сред­ства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъек­там РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принуди­тельного изъятия;

• средства самообложения граждан;

• иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

• дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

• субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (меж­бюджетные субсидии);

• субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

• иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюд­жетной системы РФ;

• безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Одним из важнейших элементов бюджетной политики государ­ства является политика в области расходов. Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разгра­ничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законо­дательству РФ, международным и иным договорам и соглашени­ям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответст­вующих бюджетов.

Группы государственных расходов:

- общегосударственные – на законодательные и исполнительные органы власти, внешнюю политику, оборону, поддержание общественного порядка, безопасности, и т.п.;

- на общественные и социальные услуги – образование, здравоохранение, ЖКХ, СМИ, культура, и т.д.;

- на государственные услуги, связанные с экономической деятельностью – целевые программы, создание новых рабочих мест, государственная поддержка сельского и лесного хозяйства, промышленности, транспорта, связи;

- на прочие функции – выплаты процентов, обслуживание государственного долга.

Наиболее существенными являются расходы на социальные программы, оборону (1/4 бюджета), обслуживание государственного долга.

Инструментом учета расходных обязательств являются рее­стры расходных обязательств, которые в соответствии с БК РФ должны вести органы государственной власти и органы местного самоуправления. Под реестром расходных обязательств понима­ется используемый при составлении проекта бюджета свод (пере­чень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципаль­ных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных норматив­ных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

Выплаты из госбюджета осуществляются в виде:

Þ ассигнований - выдача денежных средств из госбюджета на содержание предприятий и учреждений;

Þ субсидий - вид государственного денежного пособия общего назначения, предоставляемого государством организациям, учреждениям;

Þ субвенций - вид государственного финансового пособия местным органам власти, предоставляемого на конкретные цели;

Þ дотаций - вид государственного пособия организациям, предприятиям для покрытия убытков и целей поддержки.

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

• оказание государственных (муниципальных) услуг (выпол­нение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение ра­бот, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

• социальное обеспечение населения;

• предоставление бюджетных инвестиций юридическим ли­цам, не являющимся государственными (муниципальными) учре­ждениями;

• предоставление субсидий юридическим лицам (за исключе­нием субсидий государственным (муниципальным) учреждени­ям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

• предоставление межбюджетных трансфертов;

• предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечис­лений субъектам международного права;

• обслуживание государственного (муниципального) долга;

• исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненно­го гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государ­ственных органов), органов местного самоуправления либо долж­ностных лиц этих органов.

Основными их них являются бюджетные ассигнования на ока­зание государственных (муниципальных) услуг и на социальное обеспечение населения. Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муни­ципальных) услуг включают ассигнования на содержание бюджет­ных учреждений, предоставление субсидий автономным учреждени­ям и некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями, оплату государственных (муниципальных) кон­трактов на оказание государственных (муниципальных) услуг, осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и т.д. Все они характеризуются возмездностью предоставления бюджетных средств (т.е. выполне­нием юридическими или физическими лицами определенной, оп­лачиваемой бюджетом деятельности), должны планироваться ис­ходя из выполнения государственных (муниципальных) заданий и отражаться в финансовом документе бюджетных учреждений. Поскольку действующим законодательством (законами, положе­ниями об органах исполнительной власти и т.д.) не определен объ­ем расходов на выполнение этих функций, закон (решение) о бюд­жете устанавливает предельные объемы (лимиты) для принятия и исполнения соответствующих расходных обязательств.

В отличие от них бюджетные ассигнования на исполнение публичных обязательств установлены непосредственно законом и подлежат исполнению в силу закона, без предварительного вве­дения законом (решением) о бюджете лимитов на их принятие. Эти ассигнования не носят возмездного характера, ориентированы на достижение общих социальных целей и потому не требуют планирования непосредственных результатов их использования. Публичные обязательства - обусловленные законом, иным норма­тивным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению и установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Важнейшей целью государственной финансовой политики яв­ляется макроэкономическая устойчивость, а одним из методов ее достижения служит балансирование бюджетных доходов и рас­ходов.

В мировой практике для финансирования дефицита бюджета ис­пользуются различные инструменты, к основным из которых можно отнести привлечение кредитов и эмиссию государственных ценных бумаг. Самые инфляционные способы финансирования бюджетного дефицита - денежная эмиссия и привлечение кредитов центрально­го банка, недопустимы к применению в большинстве стран.

В ст. 94-96 БК РФ установлены источники финансирования дефицита бюджета для каждого уровня бюджетной системы РФ. Так, в состав источников внутреннего финансирования дефици­та федерального бюджета включаются (в валюте РФ): разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ, и средствами, направленны­ми на их погашение; разница между полученными и погашенными РФ бюджет­ными кредитами, предоставленными федеральному бюджету дру­гими бюджетами бюджетной системы РФ; разница между полученными и погашенными РФ кредитами кредитных организаций; изменение остатков средств на счетах по учету средств феде­рального бюджета в течение соответствующего финансового года; иные источники внутреннего финансирования дефицита фе­дерального бюджета.

На федеральном уровне, а также в ряде случаев - для субъ­ектов РФ, допустимо использование внешних источников фи­нансирования дефицита бюджета, привлекаемых от иностранных кредитных организаций и международных финансовых институ­тов. Так, в состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются: разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение; разница между полученными и погашенными РФ кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федераль­ного бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего дол га РФ, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц; разница между полученными и погашенными РФ кредитами кредитных организаций; прочие и иные источники внешнего финансирования дефи­цита федерального бюджета.

В БК РФ установлены ограничения по размерам дефицита бюд­жета для разных уровней бюджетной системы РФ.

Ограничения дефицита бюджетов

Уровень бюджет­ной системы РФ Ограничения дефицита бюджетов
Федеральный бюджет 1) Не может превышать размер не нефтегазового дефицита федерального бюджета (разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов и общим объемом расходов федерального бюджета); 2) общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не может превышать 1% прогнозируемого ВВП
Бюджет субъек­та РФ Не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утверж­денного объема безвозмездных поступлений. Для высокодотационного субъекта РФ - 10%
Бюджет муници­пального образо­вания Не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утверж­денного объема безвозмездных поступлений. Для высокодотационного муниципального образова­ния - 5%

Для субъектов РФ и муниципальных образований в БК РФ установлены также ограничения по размерам государственного и муниципального долга и расходам на его обслуживание. Сово­купность всех этих ограничений (в т.ч. - по дефициту) по­лучила название «фискальных правил».

Рост мировых цен на энергоресурсы привел к тому, что эконо­мика России стала в значительной степени зависимой от нефте­газового сектора. В результате в структуре доходов федерального бюджета значительный удельный вес стали составлять конъюнк­турные доходы. Возникла необходимость сглаживания эффекта от колебаний экспортных доходов. Другие страны - экспортеры нефти создавали стабилизационные фонды для снижения зависи­мости национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров. В Российской Феде­рации с 2004 г. также был создан Стабилизационный фонд, сово­купный объем которого к 30 января 2008 г. достиг 3851,8 млрд. руб. С 2008 г. он был преобразован в Резервный фонд и Фонд нацио­нального благосостояния. Совокупный объем средств Фонда национального благосостояния на 1 декабря 2013 г. составляет 2 трлн. 923 млрд. руб. (88 млрд. долл.), совокупный объем средств Резервного Фонда на 1 декабря 2013 г. составляет 2 трлн. 885 млрд. рублей (87 млрд. долл.).

Целями создания Резервного фонда являлись поддержание устойчивости федерального бюджета к неблагоприятным воздей­ствиям внешнеэкономической конъюнктуры и стерилизация из­быточной ликвидности в периоды высоких цен на нефть. В слу­чае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры Резервный фонд должен был обеспечить исполнение расходных обязательств и стать источником дополнительного денежного предложения.

Резервный фонд формируется за счет: нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, пре­вышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накоплен­ный объем Резервного фонда не превышает его нормативной ве­личины (10% к ВВП); доходов от управления средствами Резервного фонда. В случае недостаточности нефтегазовых доходов для форми­рования нефтегазового трансферта в размере, установленном ФЗ о федеральном бюджете на очередной финан­совый год и плановый период, утверждается предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обес­печения указанного трансферта.

Фонд национального благосостояния формируется за счет: нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, пре­вышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объ­ем средств Резервного фонда достигает (превышает) его норма­тивную величину; доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния. В соответствии с бюджетным законодательством предусматри­вается использование средств Фонда национального благосостоя­ния для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан России, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета ПФР.

14. Государственный и муниципальный долг

Понятие государственного долга. Структура государственного долга, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации. Капитальный и текущий государственный долг. Внутренний и внешний государственный долг, элементы, источники погашения. Прекращение долговых обязательств Российской Федерации. Структура государственного долга субъекта Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств субъекта Российской Федерации. Прекращение долговых обязательств субъекта Российской Федерации. Муниципальный долг. Структура муниципального долга, виды и срочность муниципальных долговых обязательств. Прекращение муниципальных долговых обязательств. Ответственность по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга. Реструктуризация долга. Обслуживание государственного (муниципального) долга.

Под государственным долгом понимается вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которые должны быть по ним выплачены к определенному сроку. Государственный долг характеризует эффективность всех кредитных операций, совершаемых государством. Его абсолютная величина, динамика, темпы изменений отражают состояние экономики и финансов государства, эффективность функционирования государственных структур. Н


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: