Теория массового общества Эдварда Шилза

Статья Шилза <Теория массового общества>, написанная для сборника <Америка как массовое общество> — 1963 г.

В 60-е годы в теориях массового общества произошли резкие изменения:

1. они практически утратили свою социально-критическую составляющую.

2. изменился главный предмет интереса (индивид или социальный характер è структурные проблемы и выявление структурных характеристик массового общества).

Базисные характеристики массового общества:

1.это гражданское (принцип его интеграции – общее гражданство на основе единого языка), индустриальное, развитое, интегрированное, когерентное, эгалитарное общество.

2.дифференцированное и конкурентное в силу того, что основу его составляют индивиды, обладающие различными способностями и стремящиеся к их реализации.

3.генезис связан с устремлением к реализации идеалов Просвещения.

Массовое общество — подлинно новое социальное устройство, складывавшееся между двумя мировыми войнами, а по окончании Второй мировой ставшее повсеместной реальностью в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Северной Европе, а также частично в Центральной и Восточной Европе. Основу этого социального устройства образует выход народных масс в центр общественной жизни, их тесная интеграция (вертикальная и горизонтальная) в систему институтов и ценностей общества. Интеграция осуществляется как вертикально, так и горизонтально. Вертикально общество интегрировано иерархиями власти, авторитета и статуса, горизонтально - интеграцией элит различных социальных подсистем.

Черты массового общества:

- Правящая элита осуществляет постоянное взаимодействие с большинством населения через систему единого законодательства, администрации, системы образования.

- Экономика массового общества интегрирована как по горизонтали на основе территориальных и отраслевых связей, так и по вертикали корпоративными или государственными системами управления.

- Города и столицы более уже не являются местом жизни преимущественно знати и высших слоев населения.

- Растет уровень образования населения.

- Уровень вертикальной политической интеграции массовых обществ колеблется от плюралистической политической системы до тоталитарной. Горизонтальная интеграция также неодинакова и зависит от территориальных размеров общества.

Ядром теории массового общества у Шилза является концепция природы самого феномена <массовости> — идея общего гражданства, распространенного на огромную территорию. Национальное, гражданское чувство выступает в качестве главного механизма объединения общества, обеспечивая сознание единства у членов различных социальных слоев, территорий, меньшинств.

Язык связывает членов массового общества между собой и всех их вместе с центром. В массовом обществе налицо большая преданность обществу, большое взаимопонимание и близость между согражданами. Вместе с тем, чтобы быть массовым, массовое общество должно отвечать еще одному требованию - высокой активности периферии.

Изменения характера личности. В массовом обществе люди пользуются значительно большей свободой выбора и свободой творчества. Меняется представление о ценности человека. Гуманизм и чувство сопричастности определяют статус и права индивидов, групп и классов не в меньшей степени, чем социальный успех и достижения.

Массовое общество - это индустриальное общество, следовательно, технологическое общество. Массовое общество - это общество, нуждающееся в крупномасштабных и разветвленных бюрократических системах управления. Массовое общество - это всегда большое общество как численно, так и территориально.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: