Основными направлениями государственной политики в области обеспечения безопасности труда и здоровья персонала являются:
1 обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
2 принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
3 государственное управление охраной труда;
4 государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
5 государственная экспертиза условий труда;
6 установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
7 содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
|
|
8 профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
9 расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
10 защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
11 установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
12 координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
13 распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
14 участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
15 подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;
16 организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
17 обеспечение функционирования единой информационной системы охраны груда;
18 международное сотрудничество в области охраны труда; проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
19 установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
|
|
Реализация основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности труда и здоровья персонала обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. Одним из направлений государственной политики в области охраны труда также является установление единых нормативных требований по охране труда для организаций всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актов РФ и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством РФ. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. предусматривает разграничение компетенции органов государственной власти РФ и ее субъектов.
К полномочиям органов государственной власти РФ в области охраны труда относятся:
1 определение основных направлений и проведение единой государственной политики в области охраны труда на территории РФ;
2 разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ об охране труда;
3 определение основ государственного управления охраной труда;
4 разработка и реализация федеральных целевых и отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда и контроль за их выполнением;
5 определение расходов на охрану труда за счет средств федерального бюджета;
6 определение структуры, задач, функций и полномочий органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;
7 установление единого порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
8 формирование органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, и определение порядка деятельности указанных органов;
9 организация и проведение сертификации работ по охране труда в организациях;
10 организация обучения специалистов по охране труда, установление единых требований к проверке знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда;
11 обеспечение взаимодействия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда;
12 координация научно-исследовательской работы и распространение передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
13 организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
14 международное сотрудничество в области охраны труда;
15 другие полномочия органов государственной власти РФ в области охраны труда.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области охраны труда относятся:
|
|
1 реализация государственной политики в области охраны труда на территории субъекта РФ;
2 принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда;
3 государственное управление охраной труда на территории субъекта РФ;
4 участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
5 разработка и утверждение территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроль за их выполнением;
6 определение расходов на охрану труда за счет средств бюджетов субъектов РФ;
7 разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
8 организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;
9 организация государственной экспертизы условий труда работников, сертификации работ по охране труда в организациях;
10 передача в случае необходимости органам местного самоуправления отдельных полномочий на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных образований;
11 другие полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти РФ в области охраны труда.
Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов РФ в установленном порядке.
Таким образом, обеспечение безопасности персонала организации ведется на трех основных уровнях управления:
1 государственном;
2 субъектном;
3 муниципальном.