Оценка системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета

Планирование аудита – один из важнейших этапов аудиторской проверки, на котором вырабатывается оптимальная стратегия и тактика проведения аудита с учетом индивидуальных особенностей аудируемого лица.

В соответствии с Правилом (стандартом) №12 «Согласование условий проведения аудита» составляются письмо о проведении аудита и договор оказания аудиторских услуг. Затем проводиться оценка системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета, что позволило оценить уровень аудиторского риска. Для контроля документирования затрат на оплату труда можно использовать вопросы и блок-схемы (таблица 1.1).

Таблица 1.1 – Оценка эффективности системы внутреннего контроля

№п/п Проверяемые вопросы Ответ
да нет
  Четко ли продумано разделение обязанностей с учетом квалификации и опыта специалиста?    
  Имеются ли должностные инструкции?    
  Соблюдается ли хозяйственное законодательство?    
  Имеется ли отдел внутреннего аудита?    
  Создана ли ревизионная комиссия или постоянно действующие инвентаризационные комиссии?    
  Имеются ли компетентные специалисты?    
  Разработана ли учетная политика организации?    
  Распределены ли обязанности и полномочия между исполнителями?    
  Соблюдается ли порядок оформления первичных документов?    
  Организован ли документооборот?    
  Соблюдается ли график предоставления отчетности?    
  Полно и своевременно ли оформляются документы и отражаются в учете совершенные операции?    
  Обеспечена ли сохранность активов и бухгалтерских записей?    
  Осуществляется ли руководство организации проверки систем внутреннего контроля?    
  Применяются ли типовые формы документов по учету личного состава    
  Ведутся ли на работающих трудовые книжки    
  Проверяется ли отделом кадров соответствие применяемых окладов и разрядов рабочих, установленных в штатном расписании    
  Ведутся ли в цехах (отделах) табели учета рабочего времени    

После тестирования системы внутреннего контроля целесообразно провести оценку эффективности системы бухгалтерского учета. Схема тестирования приведена в таблице 1.2.

Таблица 1.2 – Оценка эффективности системы бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда

№ п/п Содержание вопроса Вариант ответа
да нет
1. Учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам
1.1. Применяются ли на предприятии утвержденные отделом труда нормы и расценки по видам работ    
1.2. Используются ли типовые формы первичных документов    
1.3. Применяются ли ПК для выполнения расчетов по сдельной оплате труда    
2. Учет и начисление повременных и других видов оплат
2.1. Ведутся ли расчеты по начислению повременных видов оплат согласно табелю учета рабочего времени    
2.2. Проверяет ли отдел труда правильность расчетов по начислениям различных видов оплат    
2.3. Применяются ли ПК для выполнения расчетов по начислению заработной платы    
3. Расчеты удержаний из заработной платы физических лиц
3.1. Проставлены ли в расчетных ведомостях (лицевых счетах) данные для правильного исчисления удержаний    
3.2. Применяются ли ПК для расчета удержаний    
4. Аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний)
4.1. Какие ведутся документы по аналитическому учету    
4.1.1 Расчетно-платежные ведомости    
4.1.2 Лицевые счета на работающих    
4.2. Применяются ли ПК для ведения аналитического учета    
4.3. Организовано ли архивное хранение документов по аналитическому учету с работающими    
5.Сводные расчеты по заработной плате расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с ФОТ
5.1. Сопоставляются ли начисления на оплату труда с данными по страховым взносам (социальному страхованию, медицинскому страхованию, пенсионному фонду)    
5.2. Проверяет ли бухгалтер данные о месячных, квартальных и годовых накоплениях сумм начислений по оплате труда    
5.3. Применяются ли ПК для сводных расчетов по оплате труда    
5.4. Имеются ли на предприятии задержки с расчетами и выплатами по оплате труда    
         

Таким образом, данное тестирование помогает установить организацию системы внутреннего контроля, а также определить, если ли основании полагаться на действующую систему контроля.

На основании полученных ответов «вопросника» по тестам системы внутреннего контроля и тестам системы бухгалтерского учета можно провести расчет неотъемлемого риска системы внутреннего контроля и определить, следует ли доверять ей при проверке.

Так, например, количество положительных ответов составило – 14, количество отрицательных ответов – 4.

Возьмем за условие, что «да» = 1, «нет» = 0. Общее количество вопросов составило 18, НР равен =

На основе полученных данных оценивается надежность средств контроля (СК). Оценка надежности системы контроля

, а уровень риска:

СК = 100% – 93,75% = 6,25%.

Далее рассмотрим критерии оценки системы внутреннего контроля,
проведем тест контрольной среды (таблица 1.3).

Таблица 1.3 – Критерии оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета

Количество положительных ответов, % Степень надежности
менее 40 % низкая
40 – 75 % средняя
более 75 % высокая

По итогам оценки надежности системы внутреннего контроля и отдельных средств контроля уровень ее надежности признается как «низкий», «средний», или «высокий», соответственно аудитору необходимо будет провести более детальное осуществление процедур по существу.

Далее определяется риск необнаружения (таблица 1.4).

Таблица 1.4 – Расчет риска необнаружения

Факторы, от которых зависят значения риска необнаружения Значение фактора Влияние на риск необнаружения Оценка риска
Объем выборки уменьшить увеличение  
Аудиторские процедуры уменьшить увеличение  

Продолжение таблицы 1.4

Факторы, от которых зависят значения риска необнаружения Значение фактора Влияние на риск необнаружения Оценка риска
Временные рамки проведения аудиторских процедур ограниченные увеличение  
Уровень квалификации аудитора средний увеличение  
Уровень существенности низкий увеличение  
Степень надежности оценки деятельности аудируемого лица высокая снижение  

Исходя из выше приведенного примера, риск необнаружения составит:

После сделанных расчетов можно рассчитать аудиторский риск.

Это означает, что после проведения аудита риск невыявления каких-либо отклонений будет равен 2,56%.

Выявленные в процессе аудита расчетов с персоналом по оплате труда ошибки оказывают влияние на достоверность финансовых результатов и бухгалтерской отчетности.

Обнаруженные ошибки и нарушения аудитор анализирует в соответствии с требованиями Федерального стандарта аудиторской деятельности «Существенность в аудите». Существенность ошибок оценивается количественно (обнаруженные ошибки сравниваются с уровнем существенности, установленным на стадии планирования) и качественно (в этом случае аудитор руководствуется собственным практическим опытом и знаниями).

Выявленные в процессе аудита расчетов с персоналом ошибки оказывают влияние на достоверность финансовых результатов и бухгалтерской отчетности, поскольку приводят к искажению суммы начисленной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете.

Порядок расчета уровня существенности по статьям баланса представлен в таблице 1.5.

Таблица 1.5 – Расчет уровня существенности

Наименование базового показателя Значение базового показателя бухгалтерской отчетности, тыс. руб. Уровень существенности показателя, % Значение, применяемое для определения уровня существенности, тыс. руб.
Прибыль от продаж      
Выручка от продаж      
Валюта баланса      
Собственный капитал      
Общие затраты предприятия      

Установленный таким образом, уровень существенности позволяет в дальнейшем определить влияние выявленной ошибки на достоверности отчетности предприятия.

План и программа аудиторской проверки

Чтобы выявить, соответствие порядка ведения учета расчетов с персоналом по оплате труда требованиям законодательства и действующих нормативных документов составляется план (таблица 1.6) [11, c. 25].

Таблица 1.6 – Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом

Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель Примечания
1. Предварительное обследование предприятия      
2. Анализ основных показателей      
3. Оценка системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля      
4. Аудит оформления первичных документов      
5. Аудит системы начислений заработной платы      
6. Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы      
7. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета      

Один из основных этапов планирования аудита – разработка программы проведения проверки, являющейся основой составления и одновременно развитием общего плана аудита. В программе аудита определяется объем, приемы, аналитические процедуры проверки по существу и сроки их реализации. В сущности, проведение аудита сводится к выполнению его программы по проверке достоверности показателей каждого раздела бухгалтерской отчетности. Пример программы проверки расчетов с персоналом приведен в таблице 1.7 [11, c. 26].

Таблица 1.7 – Программа аудита операций по расчетам с персоналом

Номер раздела Перечень ауди­торских проце­дур по разделам аудита Период проведения Исполни­тель Источники информации Примеча­ния
  Аудит оформления первичных документов
1.1 Определение сте-пени унификации первичных документов по учету персонала и рабочего времени     Приказы о приеме на работу, увольнении, табели учета использования рабочего времени, личные карточки, коллективный договор  
1.2 Проверка пра-вильности учета рабочего времени     Табели учета использования рабочего времени, график-календарь  
1.3 Проверка пра-вильности офор-мления расчетно-платежных документов     Расчетно-платежные ведо-мости, расчетные ведомости, платежные ведомости, расходные кассовые ордера  
1.4 Проверка правильности учета депонированной зарплаты     Книга учета депонированной заработной платы, депонентские карточки, расходные кассовые ордера  
  Аудит системы начислений заработной платы
2.1 Проверка обоснованности начислений за особые условия труда:     Приказы, расчетно-платежные ведомости, табели учета использования рабочего времени, лицевые  
  а) сверхурочные работы и работу в ночное время;     счета, перечень расчетно-платежные ведомости, работ, личные карточки  

Продолжение таблицы 1.7

Номер раздела Перечень ауди­торских проце­дур по разделам аудита Период проведения Исполни­тель Источники информации Примеча­ния
  б) работу в выходные и праздничные;        
  в) выполнение работ с тяжелыми и вредными условиями труда; г) материальная помощь        
2.2 Проверка правильности расчета среднего заработка для различных целей     Приказы руководителя, заявления работников, расчетно-платежные ведомости, личные карточки  
2.3 Проверка правильности расчета пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС РФ     Заявления работников на выплату пособий, листки нетрудоспособности, счета организаций, оказывающих услуги, расчетно-платежные ведомости, личные карточки  
2.5 Проверка правильности определения совокупного дохода для целей налогообложения физических лиц     Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах работников, подаваемые в налоговую инспекцию  
  Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы
3.1 Проверка правомерности применения вычетов и льгот для исчисления налога на доходы физических лиц     Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах работников, подаваемые в налоговую инспекцию  
3.2 Определение соответствия применяемых ставок налога действующему законодательству     Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах работников, подаваемые в ИФНС  

Продолжение таблицы 1.7

Номер раздела Перечень ауди­торских проце­дур по разделам аудита Период проведения Исполни­тель Источники информации Примеча­ния
  Аудит расчетов по начислению взносов в ПФ РФ  
4.1 Проверка правильности исчисления страховых взносов и своевременность их перечисления по назначению 24.08.12 Марчук А Журналы-ордера и ведомости по счетам 70, 68, отчетные декларации по расчетам с органами социального страхования и обеспечения  

Таким образом, на основе составленных плана и программы проверки учета расчетов с персоналом по оплате труда, проводится непосредственно сама проверку на предприятии, результаты которой фиксируются в рабочих документах.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: