Формы таможенного контроля

Под формой таможенного контроля понимается направление деятельности должностного лица таможенного органа, включающее применение методов, средств и способов в целях проверки соблюдения субъектами ВЭД таможенного законодательства. В соответствии со ст. 110 ТК ТС таможенный контроль проводится в следующих формах:

– проверка документов и сведений;

– устный опрос;

– получение объяснений;

– таможенное наблюдение;

– таможенный осмотр;

– таможенный досмотр;

– личный таможенный досмотр;

– проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

– таможенный осмотр помещений и территорий;

– учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

– проверка системы учета товаров и отчетности;

– таможенная проверка.

Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения. Проверка достоверности сведений осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий другими способами. Таможенный орган вправе запросить в письменной форме дополнительные документы, что препятствует выпуску товаров.

При совершении таможенных операций должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, их представителей или лиц, являющихся представителями организаций, обладающими полномочиями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме (ст. 112 ТК ТС).

В соответствии со ст. 113 ТК ТС получение объяснений – получение должностными лицами таможенного органа от перевозчиков, декларантов и иных лиц необходимой информации в сфере таможенного дела. Объяснения оформляются в письменной форме.

Таможенное наблюдение (ст. 114 ТК ТС) – целенаправленное, гласное, систематическое или разовое, визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, за перевозкой находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств, совершением с ними грузовых и иных операций (ст. 114 ТК ТС).

Таможенный осмотр – внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (ст. 115 ТК ТС). Он осуществляется с целью получения подтверждения сведений о характере, происхождении, состоянии и количестве товаров, находящихся под таможенным контролем, о наличии таможенных пломб, печатей и других средств идентификации. Он может проводиться с применением технических средств, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры объекта или информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта.

Таможенный досмотр – действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб, иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей (ст. 115 ТК ТС). Должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенного досмотра, уведомляет о месте и времени проведения досмотра декларанта или лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров. Время начала проведения досмотра должно учитывать разумные сроки прибытия таких лиц. Декларант, иные лица и их представители вправе по собственной инициативе присутствовать при таможенном досмотре. По требованию должностных лиц они обязаны присутствовать при досмотре и оказывать необходимое содействие. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.

Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в присутствии двух понятых в отсутствие декларанта или иных лиц и их представителей в следующих случаях: при неявке этих лиц либо если такие лица неизвестны; при существовании угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных, возникновения эпизоотической ситуации, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств - членов союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства; при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях; при оставлении на таможенной территории союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.

Исключительной формой таможенного контроля является личный таможенный досмотр, который проводится по письменному решению руководителя таможенного органа, уполномоченного им заместителя таможенного органа либо лиц, их замещающих, при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза (ст. 117 ТК ТС). Его проведение оформляется в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа либо отдельным документом. Перед началом личного досмотра физическому лицу представляют решение о проведении досмотра и знакомят с его правами и предлагают добровольно выдать скрываемые товары. В случае отказа от совершения таких действий делается отметка на решении. При досмотре не должны ущемлять честь и достоинство лица, причинять неправомерный вред здоровью и ущерб имуществу. Досмотр проводится лицами одного пола с досматриваемым. Обследование тела должно проводиться только медицинским работником с использованием при необходимости специальной медицинской техники. В ходе досмотра досматриваемое лицо или его законный представитель обязаны выполнять законные требования должностного лица.

Таможенные органы проводят проверку наличия на товарах или на их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в случаях, предусмотренных таможенным законодательством союза и (или) национальным законодательством (ст. 118 ТК ТС). Отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров рассматривается как их ввоз без совершения таможенных операций и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, декларант либо иное заинтересованное лицо не докажут обратное.

Таможенный осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, в местах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться (ст. 119 ТК ТС). Таможенный осмотр помещений и территорий может также проводиться: в местах перемещения товаров через таможенную границу в пограничной зоне; у лиц, осуществляющих торговлю товарами, хранящих товары, при наличии информации о том, что товары ввезены на таможенную территорию и находятся на ней с нарушением порядка; у лиц, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка. Проведение таможенного осмотра жилых помещений не допускается.

В случае отказа в доступе на территорию и в помещения должностные лица таможенных органов вправе входить на территорию и в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых, о чём уведомляют прокурора. Осмотр не может продолжаться более одного рабочего дня.

В ТК ТС появились три новые формы таможенного контроля: учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности по ним; таможенная проверка.

Согласно ст. 120 ТК ТС таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций, в том числе с использованием информационных систем и технологий. Порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются национальным законодательством.

Проверка системы учета товаров и отчетности была предусмотрена ст. 364 ТК РФ, которая закрепляла обязанность лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, пользующихся специальными упрощенными процедурами, а также пользующихся и (или) владеющих условно выпущенными товарами по требованию таможенных органов представить в таможенные органы отчетность о товарах. Аналогичная обязанность теперь закреплена в п. 1 ст. 121 ТК ТС и получила статус формы таможенного контроля. Проверка системы учета товаров проводится (ч.3 ст. 120 ТК ТС): при применении специальных упрощений; в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела и в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры.

Наибольшую детализацию в ТК ТС получила таможенная проверка, что подчеркивает особую роль данной формы. Ей посвящена ст. 122 ТК ТС и глава 19. По своей правовой сущности данная форма контроля является аналогом предусмотренной ранее в ТК РФ ревизии.

Согласно п. 1 ст. 122 ТК ТС таможенная проверка проводится в целях соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и государств - членов союза. ТК ТС расширяет круг лиц, в отношении которых может проводиться таможенная проверка. Так, ТК РФ позволял осуществлять ревизии у следующих лиц: декларантов; лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (брокеров, владельцев складов временного хранения); лиц, осуществляющих торговлю товарами; участников ВЭД.

По ТК ТС добавлены владельцы магазинов беспошлинной торговли, а также уполномоченные экономические операторы. В соответствии с ТК РФ таможенным контролем охватывались только непосредственные участники внешнеэкономической деятельности. Так, согласно ст. ст. 16, 376 ТК РФ таможенная ревизия могла быть проведена только у российского лица, участника внешнеэкономической сделки. Таможенные органы были лишены права выйти на ревизию к получателям (владельцам) товаров, которые не являлись сторонами данной сделки. Эти ограничения ТК ТС снимает. Согласно п. 2 ст. 122 ТК ТС в число проверяемых лиц также входят: лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель; лицо, осуществляющее временное хранение товаров; перевозчик; иные лица, прямо или косвенно участвовавшие в сделках с товарами; лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.

Более широко в ТК ТС, по сравнению с ТК РФ, определяется предмет таможенной проверки. Пункт 3 ст. 122 ТК ТС устанавливает, что при таможенной проверке таможенными органами проверяются:

– факт помещения товаров под таможенную процедуру;

– достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;

– соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;

– соблюдение требований к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;

– соответствие лиц установленным критериям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;

– иные направления.

Анализ данной формы контроля позволяет прийти к выводу, что правовое регулирование таможенной проверки по ТК ТС является неким симбиозом налоговых проверок и проверок государственного (муниципального) контроля (надзора), осуществляемых в соответствии с ФЗ РФ от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Таможенные проверки делятся на камеральные и выездные. По аналогии с налоговым законодательством предусмотрены проведение встречной проверки (п. 6 ст. 132 ТК ТС), приостановление проведения выездной таможенной проверки (п. 12 ст. 132 ТК ТС). С проверками, предусмотренными ФЗ РФ N 294-ФЗ, таможенные проверки сближают следующие положения: подразделение выездных проверок на плановые и внеплановые (п. 2 ст. 132 ТК ТС); определение оснований для назначения внеплановой проверки (п. 4 ст. 132 ТК ТС); установление ограничений периодичности их проведения (п. 7 ст. 132 ТК ТС); закрепление обязанности направления проверяемому лицу уведомления о проведении плановой проверки (п. 9 ст. 132 ТК ТС); перечисление прав и обязанностей должностных лиц и проверяемых лиц (ст. ст. 134, 135 ТК ТС). Между тем таможенная проверка как аналог ревизии сохранила свои особенности, обусловленные спецификой таможенного контроля.

В соответствии со ст. 131 ТК ТС камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в декларациях, коммерческих, транспортных и иных документах, сведений контролирующих органов государств - членов Таможенного союза. Она проводится по месту нахождения таможенного органа, без оформления предписания и ограничений периодичности.

Наибольшей регламентацией отличается проведение выездной таможенной проверки, которая является аналогом предусмотренной ТК РФ специальной таможенной ревизии. Согласно ст. 132 ТК ТС выездная проверка проводится с выездом в место нахождения юридического лица, осуществления деятельности предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности.

Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются (п. 4 ст. 132 ТК ТС):

– данные анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств - членов союза, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства;

– заявление лица на получение статуса уполномоченного экономического оператора;

– необходимость проведения встречной выездной проверки;

– обращение иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией.

Основания для проведения внеплановой проверки могут быть дополнены национальным законодательством. Пункт 1 ст. 161 проекта федерального закона о таможенном регулировании в РФ предусматривает еще одно основание - истечение срока устранения проверяемым лицом ранее выявленных нарушений. ТК ТС устанавливает ограничения периодичности проведения выездных проверок. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в год в отношении одного и того же лица, а в отношении уполномоченных экономических операторов один раз в три года.

8.3. Порядок проведения экспертизы при осуществлении таможенного контроля

В раздел по таможенному контролю ТК ТС включает главу 20 «Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля». В ней раскрываются основные положения по проведению таможенной экспертизы, порядок назначения, права и обязанности таможенного эксперта, оформление заключения эксперта, основания приостановления сроков проведения экспертизы. В то же время в главе не регулируется порядок проведения экспертизы. В соответствии с п. 1 ст. 139 ТК ТС данный порядок определяется решением Комиссии Таможенного союза.

Таможенная экспертиза – организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования.

ТК ТС в качестве приоритетной называет проведение экспертизы таможенными экспертами. Согласно п. 2 ст. 138 ТК ТС назначение таможенной экспертизы в иные организации производится только в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами. Экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания в отношении товаров, транспортных средств, документов, необходимых для совершения таможенных операций, и средств их идентификации.

В проведении экспертизы может быть отказано в случаях: недостаточности информации; ненадлежащего оформления решения о назначении; несоответствия сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении; отсутствия необходимой материально-технической базы или условий для проведения экспертизы; иных случаях, установленных национальным законодательством.

Расходы на проведение экспертизы возмещаются за счет бюджета государства - члена союза, таможенным органом которого она назначена.

ТК ТС устанавливает сроки проведения таможенной экспертизы. Согласно ст. 139 ТК ТС срок проведения таможенной экспертизы составляет 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом материалов к производству. Только в случае проведения экспертизы в иной уполномоченной организации срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться с письменного разрешения руководителя таможенного органа, назначившего экспертизу, на срок, не превышающий срок временного хранения товаров (два месяца), если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы.

При проведении таможенной экспертизы эксперт вправе: 1) знакомиться с материалами, относящимися к проведению таможенной экспертизы; 2) привлекать с согласия таможенного органа других таможенных экспертов (экспертов) к производству; 3) отказаться в течение одного рабочего дня со дня получения материалов от проведения таможенной экспертизы, если поставленные вопросы находятся вне его компетенции; 4) запросить в течение трех рабочих дней дополнительные материалы; 5) получать необходимые для дачи заключения материалы и документы, в том числе пробы и образцы для исследования; 6) уточнять поставленные перед ним вопросы; 7) использовать научно-техническую информацию и результаты собственных испытаний и исследований и (или) проведенных другими исследовательскими или экспертными организациями; 8) участвовать в проведении таможенного контроля.

Таможенный эксперт обязан: 1) знакомиться с материалами, относящимися к экспертизе; 2) включать в заключение выводы об обстоятельствах, имеющих значение для таможенных целей, по поводу которых не были поставлены вопросы; 3) проводить исследования представленных на таможенную экспертизу проб и образцов при соблюдении их допустимости и достоверности, представлять заключение эксперта на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов исследований; 4) не разглашать сведения, полученные в результате проведения экспертизы; 5) соблюдать сроки проведения. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей эксперт несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

В соответствии со статьёй 141ТК ТС при назначении и проведении таможенной экспертизы декларант, лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе: заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов; знакомиться с заключением эксперта; присутствовать при отборе проб или образцов; ходатайствовать о дополнительной или повторной экспертизы.

По содержанию экспертиза может подразделяться на идентификационную, товароведческую, материаловедческую, технологическую, криминалистическую и иные (143 ТК ТС). В зависимости от числа экспертов она может быть единоличной, комиссионной и комплексной. В зависимости от количества проведения она бывает первичной, повторной и дополнительной. Комиссионная экспертиза проводится комиссией экспертов одной специальности. При разногласиях между экспертами каждый из них или часть экспертов вправе представить отдельное заключение. Комплексная таможенная экспертиза проводится комиссией в случаях, когда для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, необходимы исследования на основе использования знаний различных специальностей.

Дополнительная экспертиза назначается тому же или другому эксперту по вновь открывшимся обстоятельствам. Повторная проводится в случаях несогласия декларанта или таможенного органа, назначившего экспертизу, с заключением эксперта по результатам первичной или дополнительной экспертиз. Она поручается другим экспертам. При проведении дополнительной и повторной экспертиз должны быть представлены результаты первичной экспертизы.

Вопросы для самоконтроля

1. Укажите основы и принципы таможенного контроля с использованием системы управления рисками.

2. В чём заключаются особенности проведения таможенного контроля на таможенной границе?

3. В каких формах проводится таможенный контроль?

4. В каких случаях таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта или иных лиц и их представителей?

5. Что является предметом таможенной проверки?

6. За чей счет возмещаются расходы на проведение экспертизы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: