На втором году обучения вводится обучение детей конструированию предметов по графическому образцу. Речь идет о конструировании объектов, которые уже были в конструктивном опыте детей, но в строении которых появляются некоторые различия. Сначала детям дают несложные образцы, не содержащие дробных деталей. На первых занятиях по данному виду конструирования берут только одну конструкцию, но нужно как можно быстрее включить две. Дети выполняют два типа ворот, два дома, два магазина и т. д.
Эти занятия совершенствуют умения детей анализировать образец, сравнивать разные конструкции объектов, имеющих одно функциональное назначение, замечать различия и передавать их в процессе создания конструкций. На этих занятиях также продолжается работа по обогащению и развитию речи воспитанников.
Так как детям предлагаются знакомые предметы, то обыгрывание их в начале занятия можно опустить, сразу приступая к анализу и сравнению образцов. Анализируя образцы, рассматривая разные конструкции под руководством дефектолога, дети на этом этапе должны уже хорошо выделять в предмете основные части, а также детали, выполняющие роль украшения. Однако их часто затрудняет подбор нужных элементов строительных наборов для выполнения построек. Для того чтобы ребенок мог подобрать строительные детали, соответствующие частям графического образца, проводятся специальные упражнения на узнавание объемных фигур в изображении, подбор фигур к изображению и т. д. Целесообразно вводить два вида плоскостных образцов: в первом отражается фронтальная поверхность предмета и входящих в него элементов (вид спереди), другой отражает глубину пространства, имеет третье измерение. Сначала дают двухмерное изображение, затем — трехмерное.
|
|
Таким образом, перед основной частью занятия проводят тренировочные упражнения на выработку у детей умения соотносить элементы строительных наборов с их изображением на плоскости, а после анализа образцов предлагают к каждому образцу подобрать необходимые материалы.
Для этого в образце части обозначаются контуром. При подготовке строительных материалов к конструированию дети называют каждую часть образца («Это опора, стена, крыша» и т. д.), выделяют составляющие ее элементы («Из чего построили опору, стену, крышу?»), определяют количество элементов, из которых состоит часть объекта («опора состоит из трех частей, ее построили из трех кубиков»; «стена построена из трех брусков», «для строительства стены взяли три бруска», «стену надо построить из трех брусков» и пр.), отбирают нужное количество строительного материала, после чего переходят к практическому конструированию. Если дети недостаточно подготовлены и не могут выбирать нужные детали из разнообразных фигур, то им дают наборы без лишних элементов, чтобы они только разложили их на две группы для выполнения двух конструкций.
|
|
При подготовке нужного для работы материала педагоги нередко предлагают детям накладывать элементы строительного набора на графический образец. В этом случае ребенок как бы примеривает и проверяет правильность выбора. Однако такое сопоставление объемного материала с контурным изображением может быть оправданным лишь в случае равенства всех их размеров. Фигура должна своей гранью совпадать с соответствующим изображением. Размер образца, таким образом, диктуется размером строительного материала. Однако эти размеры оказываются недостаточными для коллективной работы, так как на занятиях используется строительный материал небольшого размера. Поэтому прием накладывания фигур на образец можно использовать в ходе работы только по индивидуальным образцам.
Когда дети учатся выполнять две конструкции одного предмета, целесообразно использовать фланелеграф. На нем можно проводить подготовительные упражнения: попробовать «построить», скажем, дом, по-разному передавая характерные особенности каждой конструкции (по этажам и секциям) (рис. 2).
На фланелеграфе удобно упражнять детей в украшении построек, для чего можно проводить специальные игры и упражнения типа «Кто лучше украсит дом (ворота, мост)?». Из картона делают украшения, а дети должны разместить их на поверхности изображения. Достаточно нескольких таких тренировочных упражнений, чтобы у детей появилось стремление украсить выполненные ими постройки призмами, конусами, полусферами и пр.
К концу второго года обучения у детей в основном формируется механизм конструктивной деятельности. Овладение конструированием неотрывно от становления и других видов деятельности ребенка. В этот период интенсивно развиваются также игра, рисование, элементарный труд. Существенно обогащаются строительные игры. Все чаще дети прибегают к сооружению построек по ходу развертывания сюжета в игре; начинают самостоятельно затевать игры со строительным материалом, как отражая в них приобретенный опыт, так и увлекаясь замысловатыми нагромождениями (башнями и, пр.), которые, не имея явного предметного сходства с реальными объектами, тем не менее используются детьми в игре в качестве «красивых домов». Эти сооружения украшаются цветными элементами строительных наборов, в них поселяются большие куклы, звери и пр. Таким образом, в результате двух лет обучения у детей появляется увлеченность действиями со строительными материалами, стремление использовать постройки в строительной игре. Кроме того, дети овладевают и необходимыми первоначальными операционально-техническими навыками конструирования.