Цель слушания
| Метод
| Приемы слушания
|
1. Уточняющая проверка
|
Прояснение деталей, уточнение фактов, прояснение перспектив, уточнение скрытого смысла или вашего восприятия
| Вопрос «что?», «как?» или «когда?». Переформулировка того, что, по-вашему, Вы услышали
| «Вы видите эту проблему именно так?»
«Не уточните ли вы, что вы подразумеваете под…»
«Что конкретно вы имеете в виде под…»
«Я так понял, что вы сказали… Это верно?»
|
2. Проверка точности восприятия услышанного
|
а) Проверка точности услышанного; поощрение дальнейшего обсуждения.
б) Сообщение говорящему о том, что вы уловили основную мысль.
| Перефразирование основных идей говорящего с концентрацией на фактах
| «Как я понял, проблема состоит в... (своими словами). Правильно ли я вас понял?»
«По-моему, вы сказали. Что…»
|
3. Проверка чувств и ощущений
|
а) Демонстрация своего внимания и понимания.
б) Уменьшение тревожности, гнева или иных негативных чувств.
в) Сообщение человеку о том, что вы понимаете его (ее) чувства
| Отражение чувств говорящего.
Перефразирование сказанного своими словами.
Поддержание тона разговора – легкого или серьезного.
Выражение участия в тех чувствах, которые лучше всего соответствуют состоянию говорящего.
| «Тебе кажется, что тебя лечили неправильно».
«Ты неверно это понял».
«Понятно, что тебя вывело из себя то, что это произошло именно с тобой».
«Мне кажется. Что. Когда твой начальник говорит с тобой в подобной разгневанной манере, ты имеешь привычку отключаться».
«Я чувствую, что тебе нравится эта работа, но ты точно не знаешь, как добиться ее получения».
|
4. Проверка-резюме
|
Сосредоточение на ходе обсуждения; переход на более высокий его уровень.
Сосредоточение на основных моментах, использование их в качестве «трамплина» для последующей дискуссии.
Сведение воедино основных идей или фактов.
Оценка степени прогресса.
| Переформулирование, отражение и подытоживание основных идей и ощущений.
| «Суть проблемы в следующем…»
«А теперь проверим: мы рассмотрели следующие факты…»
«Похоже, что основное в ваших словах было…»
«В качестве резюме могу сказать, что. По-моему, главное состоит в …»
|
5. Выражение «принятия»
|
Стремление оставаться нейтральным и показать свою заинтересованность.
Поощрение говорящего к продолжению его выступления.
| Отсутствие демонстрации своего согласия или несогласия. Использование междометия или выражения, соответствующий тон голоса.
Выражение своего понимания.
| «Да…»
«Угу».
«М-да…»
«Понятно…», «понимаю…», сочувствующее молчание во время пауз.
|
6. Поощрение к продолжению разговора
|
Признание важности данной проблемы
| Демонстрация желания обсудить данную проблему
| «Расскажи-ка мне об этом»
«Да, похоже, что это действительно проблема…»
|